• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1740"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава I. Человек петровской эпохи
    Входимость: 11. Размер: 92кб.
    2. Холодюк А.: Марбургские страницы жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 10. Размер: 35кб.
    3. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава IV. Высокие вымыслы
    Входимость: 9. Размер: 55кб.
    4. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1741 г.
    Входимость: 9. Размер: 24кб.
    5. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Именной указатель
    Входимость: 9. Размер: 69кб.
    6. Ломоносов М. В. - Шумахеру И. -Д., 5 ноября 1740 г.
    Входимость: 9. Размер: 29кб.
    7. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава IV
    Входимость: 9. Размер: 150кб.
    8. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава V
    Входимость: 8. Размер: 68кб.
    9. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. III. Развитие школьного дела в России первой половины XVIII века
    Входимость: 8. Размер: 70кб.
    10. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава II
    Входимость: 8. Размер: 130кб.
    11. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава VI. Стиль и эстетика
    Входимость: 8. Размер: 138кб.
    12. Указатель личных имен (Административно-хозяйственная работа)
    Входимость: 7. Размер: 94кб.
    13. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава III
    Входимость: 7. Размер: 86кб.
    14. Указатель личных имен (Планы и отчеты о работах)
    Входимость: 7. Размер: 93кб.
    15. Указатель личных имен (Прохождение академической службы)
    Входимость: 7. Размер: 94кб.
    16. Указатель личных имен (Проекты переустройства Академии Наук)
    Входимость: 7. Размер: 94кб.
    17. Указатель личных имен (письма)
    Входимость: 7. Размер: 93кб.
    18. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Обучение в Германии
    Входимость: 7. Размер: 70кб.
    19. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава III. Русская ода
    Входимость: 7. Размер: 104кб.
    20. Ломоносов М. В. - Михаэлису Д. Ф., 4 декабря 1740 г.
    Входимость: 6. Размер: 6кб.
    21. Бухштаб Б. Я.: Ломоносов. Указатель основной литературы
    Входимость: 6. Размер: 50кб.
    22. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1740 г.
    Входимость: 6. Размер: 21кб.
    23. Алексеева Н. Ю.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 6. Размер: 59кб.
    24. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 6. Размер: 148кб.
    25. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. VII. На чужбине
    Входимость: 6. Размер: 96кб.
    26. Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР. Научное описание (Сост. Л. Б. Модзалевский). V. Биографические материалы
    Входимость: 6. Размер: 96кб.
    27. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава первая. Начальный успех Тредиаковского
    Входимость: 5. Размер: 121кб.
    28. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава I
    Входимость: 5. Размер: 63кб.
    29. Пумпянский Л. В.: Ломоносов и немецкая школа разума
    Входимость: 5. Размер: 115кб.
    30. Серман И. З.: О поэтике Ломоносова (Эпитет и метафора)
    Входимость: 5. Размер: 92кб.
    31. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава V. Противоречия стиля
    Входимость: 5. Размер: 80кб.
    32. Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века. Синхронистика русской литературы XVIII в.
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    33. "Краткая история о поведении Академической Канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени". 1764 не позднее августа 26 (№470)
    Входимость: 5. Размер: 221кб.
    34. Биография Ломоносова М.В. (автор неизвестен). Путешествие по Европе
    Входимость: 5. Размер: 15кб.
    35. Основные даты жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    36. Труды по филологии, 1739—1758 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    37. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть третья. "Единодушный легион доводов". Глава IV
    Входимость: 4. Размер: 180кб.
    38. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Основные даты жизни и творчества М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    39. Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. Борьба Ломоносова за развитие русской науки и культуры
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    40. Морозов А.: Ломоносов. Основные даты жизни и деятельности М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    41. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 4. Размер: 101кб.
    42. Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века. Литературно-общественное движение 1730-х — начала 1760-х годов. Становление классицизма. 1. Введение
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    43. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава II. Философия созидания
    Входимость: 4. Размер: 99кб.
    44. Безбородов М. А.: М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. Глава первая. Теория и практика в работах Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    45. Биография Ломоносова М.В. (автор неизвестен). 1745-1751 гг.
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    46. Указатель личных имен (Отзывы)
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    47. Труды по минералогии, металлургии и горному делу, 1741—1763 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    48. Указатель личных имен (Организация географических работ)
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    49. Указатель личных имен (Организация работ по истории, филологии, поэзии и живописи)
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    50. Письмо о правилах российского стихотворства
    Входимость: 3. Размер: 45кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава I. Человек петровской эпохи
    Входимость: 11. Размер: 92кб.
    Часть текста: — когда уже ощутимы и зримы были плоды многих начинаний и замыслов Петра, — воспринявшим сознательно и прочно ее дух, ее атмосферу, ее веяния. Ломоносов родился через два года после Полтавской виктории, и когда умер Петр, ему было только 14 лет, — но учился он арифметике по учебнику Леонтия Магницкого, изданному в Петровское время и проникнутому духом этого времени; но самый воздух Русского Севера в годы отрочества Михаила Ломоносова был полон идеями эпохи преобразований, ареной которых первоначально был Архангельск и прилегающее к нему побережье Белого моря. Идеи эпохи могли доходить к Ломоносову самыми неожиданными для нас путями. Засвидетельствованное биографами Ломоносова его постоянное участие в церковных службах, а следовательно, и во всех событиях жизни приходского духовенства, могло сделать доступными ему «Слова» высших иерархов российской церкви, таких как Гавриил Бужинский и, особенно, Феофан Прокопович. «Слова» Феофана, наравне с «Духовным регламентом» (1722), с наибольшей полнотой выразили идеологический пафос Петровского времени, новые общественно-политические идеи, порожденные практически жизненным содержанием эпохи преобразований. Но был и другой источник представлений и сведений о Петре, имевший, может быть, гораздо большее значение для юноши Ломоносова, чем официальная печатная литература. События эпохи, как и сама личность Петра, уже в конце XVII в. породили многообразный репертуар устных легенд, преданий, песен, в которых отразилось отношение народной массы к реформам и начинаниям Петровской эпохи, осуществлявшимся ценой десятков тысяч человеческих жизней. 2 Фольклор Петровской эпохи богат...
    2. Холодюк А.: Марбургские страницы жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 10. Размер: 35кб.
    Часть текста: самой Барбарой, посвятившей себя развитию разностороннего сотрудничества России и Германии, привлечению внимания общественности ФРГ к русскому языку и литературе, пропаганде русской культуры: Michail Vasilevic Lomonosov 1711 - 1765 Student der Marburger Universitat 1736 -1739 GroBer russischer Gelehrter und Schriftsteller grundete 1755 die Moskauer Universitat, die seinen Namen tragt" Есть в этом тексте и цитата из Ломоносова: Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет. " Uberall erforschet ohne Unterlass, was herrlich ist und wunderschon, was die Welt noch nicht geseh"n" Для настоящей статьи специально выбрана форма диалога между Барбарой Кархофф и автором этих строк, где в совокупности представлены содержание всех интервью, бесед и переписки с Барбарой Кархоф, касающихся жизни Михаила Ломоносова на немецкой земле. Барбара Кархофф (далее - Б. К. ): Мне страстно хотелось, чтобы пребывание Ломоносова в Марбурге было как-то увековечено. И я рада, что ценою многих усилий мне удалось добиться установления мемориальной доски, посвященной Ломоносову, именно на старом здании университета, около которого мы сейчас стоим.... Анатолий Холодюк (далее - А. Х. ): Немецкий ученый, доктор Иоганн Фридрих Генкель (1679 - 1754) пользовался большой известностью в России. Он был химиком и металлургом, главным медиком (1721 - 1730) во Фрейберге и горным советником. Построенная им во Фрейберге Химическая Лаборатория славилась когда-то как одна из лучших в Европе. Генкель сам предложил барону Иоганну Альбрехту Корфу, выполнявшему с 1734-го по...
    3. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава IV. Высокие вымыслы
    Входимость: 9. Размер: 55кб.
    Часть текста: ломоносовских одах метафора поэтического восторга реализуется в образах движения по вертикали, пронизывающего собою всю оду, от начала до конца. С метафоры поэтического вдохновения, восторга, подъема начинается почти каждая из ломоносовских од: Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верх горы высокой ... (Ода 1739 г.) И далее эта метафорически начатая тема подъема, взлета на Парнас «реализуется» в следующей строфе, где точка зрения поэта меняется из-за перемещения от земной поверхности на «высоты» поэзии: Не Пинд ли под ногами зрю ? Я слышу чистых сестр музыку! Пермесским жаром я горю, Теку поспешно к оных лику. Пребывание среди муз («чистых сестр») сообщает зрению поэта особенную зоркость, делает его способным смотреть с «высоты», где музы ему говорят: Через степь и горы взор простри И дух свой к тем странам впери, Где всходит день по темной ночи. В других одах этот «подъем» поэта служит более широким целям, используется не так «утилитарно». В оде «На прибытие Елизаветы Петровны в Санктпетербург, 1742» то, что видит поэт, «взлетев превыше молний» и «превысив» Парнас «высоким тоном», ...
    4. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1741 г.
    Входимость: 9. Размер: 24кб.
    Часть текста: в Марбург некоторые из оставленных им книг. 83 ПСС, т. 10, стр. 432—433. Февраля 28. Шумахер написал Л., что из его письма (см. 1740, ноября 5 ) следует, что он не получил ордера Академии наук, посланного через посланника Кайзерлинга, поэтому ему вновь посылается предписание немедленно выехать в Петербург по открытии навигации, в чем ему поможет извещенный об этом профессор Вольф. Куник, стр. 339—340. Февраля 28. Шумахер в письме к Вольфу в Галле 84 просил переслать Л. в Марбург вексель в 100 рублей, письмо и вторичное предписание возвратиться в Петербург, а если потребуется, дать Л. заимообразно небольшую сумму денег. Куник, стр. 339. Марта 7. Шумахер отправил второй вексель в 100 рублей Вольфу в Галле для передачи Л. в Марбург. Архив АН СССР, ф. 20, оп. 5, № 221; Куник, стр. 341. Апреля, до 7. Получил от некоего «доброго приятеля» Вольфа присланные для него Вольфом из Галле письмо Шумахера, вексель на 100 рублей и предписание о возвращении в Петербург, а также письмо самого Вольфа. ПСС, т. 10, стр. 431—433; Куник, стр. 341—342. Апреля, до 7. Написал Вольфу в Галле, что «на поездку и экипировку его хватит назначенных по векселю денег, но что на уплату долгов ему нужно еще до 100 рейхсталеров или немногим более». 85 Куник, стр. 341—342. Апреля, до 7. Вольф получил письмо Л. о том, что для уплаты долгов ему необходимо еще «до 100 рейхсталеров», и написал своему «доброму приятелю» в Марбурге, чтобы он поручился за Л., а самому Л. еще раз написал об ускорении отъезда в Петербург. 86 ПСС, т. 10, стр. 431—433; Куник, стр. 341—342. Апреля 7. Написал письмо Виноградову в ...
    5. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Именной указатель
    Входимость: 9. Размер: 69кб.
    Часть текста: 283. Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ 29. Арнкил Трогиллус (Arnkill Trogillus, ум. в 1713 г.), немецкий историк 228. Арнольд Иоганн Христиан (Arnold Johann Christian, 1724—1765), немецкий физик 241. Арнольд Любекский (Arnold von Lübeck, ум. в 1212 г.), немецкий хронист 173. Аш Фридрих (Asch Friedrich, 1690—1771), петербургский почт-директор 133, 137, 138. Б анев Иван, односельчанин Ломоносова 22. Баранов Михаил, ученик Академической гимназии 356. Барклай см. Барклей . Барклей Джон (Barclay John, 1582—1621), английский поэт 157, 158, 167, 168, 175, 176, 384. Барков Иван Семенович (1732—1768), копиист и переводчик Академии наук, поэт 119, 245, 251, 256, 306. Барсов Алексей Степанович (ум. в 1763 г.), ученик Славяно-греко-латинской академии, затем корректор Академической типографии 30, 95, 153, 192. Бату см. Батый . Батый (ум. в 1255 г.), хан Золотой орды, внук Чингиз-хана 189. Бейер (Beier), маркшейдер во Фрейберге 53. Беллегард Жан Батист Марван, де (Bellegarde Jean Baptiste Morvan de, 1648—1734), французский писатель 348. Беляев Андрей Иванович (ум. в 1760 г.), ученик «оптического художества» Инструментальной палаты Академии наук 80, 176, 195. Беляев Иван Иванович (1710—1788), мастер «оптического художества» Инструментальной палаты...
    6. Ломоносов М. В. - Шумахеру И. -Д., 5 ноября 1740 г.
    Входимость: 9. Размер: 29кб.
    Часть текста: Neid, Verfolgung und Verachtung und mir daraus erfolgtes Unglück und Noth bewußt wäre, so würde[n] Sie mich gewieß viel mehr Erbahrmen[s] als Straffens würdig achten wollen. Es ist zwar wahr, daß mein Verbrechen, so ich sonst hier begangen (welches doch mehr denen unbehilflichen und wiederwärtigen Umständen, einer verfahrerischen Compagnie, wie auch dem des mir allergnädigst verwilligten Stipendii gar zu langem Ausbleiben, als meinem unordentlichen Leben zuzuschreiben ist) zur Bestraffung meiner gegenwärtigen Unschuld viel beytragen werde. Aber ich bin des festen Vertrauens, daß Ew. Hoch-Edelgebohr[e]n als ein Ihro Mayestet Unserer Allergnädigsten Kaise[r]in treu[e]r Diener u[nd] von Allerhöchst Deroselbe[n] gesetzter Richter diesen meinen unterthänigsten Bericht und Klage geduldig durch zu lesen, und ohne Ansehen der Person zu urtheilen geruhen werden. Ew. Hoch-Edelgebohren ist wo[h]l bewußt, daß ich seit meiner Ankunft nach Freyberg Lust und Fleiß in Erlernung des...
    7. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава IV
    Входимость: 9. Размер: 150кб.
    Часть текста: вдруг, почти ослепляя своей неожиданностью, то теперь, во второй половине 1740-х годов, он разгорается вполне, разгорается мощно, ровно и всеохватно. Все, что было создано до сих пор в естествознании ("Элементы математической химии", "276 заметок по физике и корпускулярной философии", "Размышления о причине теплоты и холода" и т. д.), в филологии ("Письмо о правилах Российского стихотворства", "Краткое руководство к риторике"), в поэзии ("Ода на взятие Хотина", "Ода на прибытие... Елисаветы Петровны из Москвы", "Утреннее" и "Вечернее размышление", переложение 143-го псалма) - все это именно вспышки гения. Языки пламени в потемках. Протуберанцы, выбрасываемые в пространство мощным источником энергии, принцип действия которого пока что не обнаружил себя. Теперь же наступает очередь и для него, и тут выясняется, что "вспышки", "языки", "протуберанцы" - это не самые главные его проявления. Теперь становится ясно, что, помимо них, зримых, этот источник духовной энергии в глубинах ломоносовского гения посылает в окружающее пространство еще и незримые волны, и эти...
    8. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава V
    Входимость: 8. Размер: 68кб.
    Часть текста: Аристотелевой метафизики" в Киеве и такие ж вновь в Москве, первоначальное знакомство с системой Декарта на занятиях у профессора Крафта... В кошельке - "жалование в сорок раз против прежнего", в сундучке - "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" Тредиаковского и рекомендательное письмо, в душе - надежда, что истина на этот раз не обманет, и почтовые лошади несут его к "мужу славнейшему Христиану Вольфу", а перед глазами - незнакомые города: Гамбург, Ниенбург, Минден, Ринтельн, Кассель... Было и на что посмотреть в дороге. Причем, как явствует из позднейших свидетельств самого Ломоносова, он обращал внимание не только на жизненный уклад чужих земель (постройки, хозяйство, нравы населения и т. п.), но и на ландшафт. Причем не просто на ландшафт, а на такие его особенности, которые важны будущему специалисту именно по горному делу (за чем, собственно, и послали его в Германию). Причем особенности эти интересовали его не сами по себе, а в связи с чем-то удивительно похожим, увиденным ранее далеко от этих мест, там, у себя, на Севере. Память же его была не только мощной, но и дисциплинированной. Пройдут годы, и он вызовет из нее эти первые свои наблюдения (подкрепленные несколькими новыми при новых проездах чуть позже по тем же немецким местам), и в его фундаментальном труде "Первые основания металлургии или рудных дел" они явятся как по команде: "Проезжая неоднократно Гессенское ландграфство, приметить мне случилось между Касселем и Марбургом ровное песчаное место, горизонтальное, луговое, кроме того, что занято невысокими горками или буграми, в перпендикуляре от 4 до 6 сажен, кои обросли мелким скудным леском и то больше по подолу, при коем лежит великое множество мелких, целых и ломаных морских раковин, в вохре соединенных. Смотря на сие место и вспомнив многие отмелые берега Белого моря и...
    9. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. III. Развитие школьного дела в России первой половины XVIII века
    Входимость: 8. Размер: 70кб.
    Часть текста: После кончины Великого МонархаПреобразователя, в продолжение пятидесяти лет, дело народного образования совершалось по плану, им предначертанному, без всяких существенных изменений" [1, с. 12 – 13]. История народного образования в России первой половины XVIII века требует отдельного самостоятельного изучения. В исторической и историко-педагогической литературе имеется ряд исследований, позволяющих судить о значении преобразований школьного дела петровской и послепетровской эпохи для последующих лет, вплоть до конца века. Кроме того, в РГАДА, РГИА, "Полном собрании законов Российской империи" имеются документы, свидетельствующие о динамике развития школ, их территориальном размещении, особенно во второй половине века. Изучая состояние школьного дела в исследуемый период, необходимо было выявить в этом процессе своеобразные тенденции, характерные для русской школы. Развитию просвещения в России в первой половине XVIII века способствовал ряд факторов: создание определенной материальной основы для функционирования учебных заведений (выделение средств, зданий, расширение книгоиздательского дела, подбор и подготовка учительских кадров и т. п.); государственная поддержка образовательных преобразований; рост...
    10. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава II
    Входимость: 8. Размер: 130кб.
    Часть текста: заставила его пройти через унижение и произнести предписанную формулу извинения: "Присутствующих знаменитых академиков, так же как и отсутствующих, униженнейше прошу и заклинаю благосклонно простить меня, сознающего чудовищные размеры моего непростительного проступка и самым честным образом обещаю исправиться". И все это при сознании глубокой неправоты и порочности оппонентов. Вот тут-то Любовь и укрепила его терпением. Он увидел, что любовь нетерпеливая чревата разрушительными последствиями и для Истины и для России, что она, быть может, - и не к Истине и не к России, а более - к себе самому. Такая любовь зиждилась на непрочном основании. Иными словами, этическую задачу, вставшую перед Ломоносовым в начале 1740-х годов, можно определить примерно следующим образом: быть в своей Любви на уровне ее предмета, построить и творчество и поведение свое так, чтобы вся его деятельность обернулась благими последствиями и для Истины и для России. Победить вредное можно, лишь утверждая благое. Победить Шумахера можно, лишь утверждая себя в Академии. Для этого же надо сперва победить самого себя. Так или иначе, 27 января 1744 года, когда в Академическом собрании Шумахер, Винсгейм, Миллер и все остальные недруги с удовлетворением выслушивали его покаяние, думая, что Ломоносов сломлен, ослаблен и подавлен, именно тогда-то он и начал подниматься в полный рост, чтобы утвердиться в Академии неколебимо и прочно. "Славнейшую победу получает тот, кто себя побеждает", - напишет Ломоносов впоследствии. Да и то сказать: идеи и ...