• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1735"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Репорт в Академию Наук об учебных занятиях в Марбурге. 1738 октября 15 (№ 502)
    Входимость: 22. Размер: 103кб.
    2. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава первая. Начальный успех Тредиаковского
    Входимость: 21. Размер: 121кб.
    3. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 8. Размер: 148кб.
    4. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1735 г.
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    5. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Именной указатель
    Входимость: 6. Размер: 69кб.
    6. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава I. Филологическая деятельность Академии наук в доломоносовский период. 1725—1741
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    7. Веревкин М. И.: Жизнь покойного Михаила Васильевича Ломоносова
    Входимость: 6. Размер: 31кб.
    8. Гуковский Г. А.: Ломоносов-критик
    Входимость: 6. Размер: 88кб.
    9. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. В Спасских школах
    Входимость: 5. Размер: 33кб.
    10. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. V. Спасские школы
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    11. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. VI. Петербургская академия наук
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    12. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава IV
    Входимость: 5. Размер: 61кб.
    13. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Студент Петербургской академии наук
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    14. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1736 г.
    Входимость: 4. Размер: 17кб.
    15. Указатель личных имен (Административно-хозяйственная работа)
    Входимость: 4. Размер: 94кб.
    16. Указатель личных имен (Отзывы)
    Входимость: 4. Размер: 95кб.
    17. Указатель личных имен (Организация работ по истории, филологии, поэзии и живописи)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    18. Указатель личных имен (Организация географических работ)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    19. Указатель личных имен (Прохождение академической службы)
    Входимость: 4. Размер: 94кб.
    20. Берков П. Н.: Ломоносов Михаил Васильевич (Краткая литературная энциклопедия, 1967)
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    21. "Краткая история о поведении Академической Канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени". 1764 не позднее августа 26 (№470)
    Входимость: 4. Размер: 221кб.
    22. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава II. Филологическая подготовка Ломоносова и его деятельность в области филологии до выхода в свет "Российской грамматики"
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    23. Указатель личных имен (Планы и отчеты о работах)
    Входимость: 4. Размер: 93кб.
    24. Указатель личных имен (Организация мозаичного дела)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    25. Указатель личных имен (Организация учебного дела)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    26. Указатель личных имен (Проекты переустройства Академии Наук)
    Входимость: 4. Размер: 94кб.
    27. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава III. Историческое собрание
    Входимость: 4. Размер: 94кб.
    28. Указатель личных имен (письма)
    Входимость: 4. Размер: 93кб.
    29. Указатель личных имен (Организация химических исследований)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    30. Указатель личных имен (Организация физических, астрономических и других естественно-исторических исследований)
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    31. Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века. Литературно-общественное движение 1730-х — начала 1760-х годов. Становление классицизма. 3. Тредиаковский
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    32. Холодюк А.: Марбургские страницы жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    33. Бухштаб Б. Я.: Ломоносов. Указатель основной литературы
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    34. Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. Основание Петербургской Академии наук и начало ее деятельности
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    35. Труды по русской истории, 1747—1764 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 3. Размер: 130кб.
    36. Бабкин Д. С.: Биографии М. В. Ломоносова, составленные его современниками
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    37. Письмо о правилах российского стихотворства
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    38. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. III. Развитие школьного дела в России первой половины XVIII века
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    39. Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века. Синхронистика русской литературы XVIII в.
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    40. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 3. Размер: 101кб.
    41. Труды по географии, 1763—1765 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 3. Размер: 147кб.
    42. Биография (вариант 13, автор неизвестен)
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    43. Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    44. Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века. В. К. Тредиаковский (1703-1769)
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    45. Алексеева Н. Ю.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    46. Меншуткин Б. Н.: Ломоносов, Михаил Васильевич (Русский биографический словарь). Страница 3
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    47. Труды по физике, астрономии и приборостроению, 1744—1765 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    48. Труды по общественно-экономическим вопросам, 1761—1763 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 3. Размер: 130кб.
    49. Труды по минералогии, металлургии и горному делу, 1741—1763 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    50. Труды по физике и химии, 1738—1746 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 2. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Репорт в Академию Наук об учебных занятиях в Марбурге. 1738 октября 15 (№ 502)
    Входимость: 22. Размер: 103кб.
    Часть текста: 11 biß 12 des Morgens, und Collegium logicum von 4 biß 5 des Nachmittags gehöret. Nunmehro aber das Collegium physicum experimentale von 9 biß 10 des Morgens wie auch das Collegium metaphysicum von 3 biß 4 Nachmittags bey ebendem Hern Regierungs-Rath Wolf[f] frequentire. Die Chimie aber in den Börhaavens, Stahls und Stabels Schrifften repetire. Ich habe mich auch biß dato in dem Zeichnen von 10 biß 11 des Morgens exerciret. Die Rechnung von meinen angewandeten Geldern ist fol gende. Ich habe den 10 Augusti 128 Reichsthaler empfangen, von welchen aufgegangen:     R. [thal.] Alb. für das Mittagsessen für 38 Wochen 38   für das Abendessen für 28 Wochen 14 der Stubenlohn für ein Halbjahr 10 für 1¼ Klafter Holtz   3 30 — 4 Paar Schuhe und Pantoufles   4 35 der Wäscherin für ein Halbjahr   3 15 dem Zeichen-Meister für 6 Monate   6     R. [thal.] Alb. für eine Perruque mit Haarbeutel   2 30 für zwey Paar seidene Sch[n]upftücher   2   — ein Degen 10   — ein Degen-Gehenck   1   — 8 Bücher Papier   24 — ein Buch Postpapier   12 dem Perruquier für ein Halbjahr   1 24 dem Barbier für Rasiren und Aderlassen   1 15     Summa 98 41 Register über die biß Dato angeschaffene Bücher    Materia Band In folio Flor. Krt. Flor. Krt. Atlas scholasticus bestehend in 12 Carten   3 30 1 11 Fabri Lexicon latinum in duobus tomis. Lipsiae, 1735...
    2. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава первая. Начальный успех Тредиаковского
    Входимость: 21. Размер: 121кб.
    Часть текста: полемика его времени. 1750—1765 Глава первая. Начальный успех Тредиаковского ГЛАВА ПЕРВАЯ НАЧАЛЬНЫЙ УСПЕХ ТРЕДИАКОВСКОГО Как почти все приглашенные на работу в Петербург академики-иностранцы, советник Академии Наук Шумахер не слишком высоко ценил способности русских к науке. Поэтому в толпе малокультурных и униженно пресмыкавшихся академических переводчиков не было ни одного, к кому бы он благоволил. Впрочем, когда в конце 1730 г. в Петербурге появился вернувшийся из чужих краев студент Василий Тредиаковский, дальновидный Шумахер не мог не обратить на него внимания. О Тредиаковском было известно, что он был некоторое время в Голландии, учился затем и закончил образование в Сорбонне, что ему оказывал покровительство и доверие крупный вельможа-дипломат князь А. Б. Куракин, что за границей Тредиаковский приобрел основательные сведения в философии и поэзии и хорошо овладел французским и латинским языками и несколько хуже немецким; последнее, впрочем, особенной роли не играло. Учитывая все это, тонкий политик Шумахер счел нужным наладить хорошие отношения с новоприбывшим. А отношения эти налаживать пришлось уже по одному тому, что по приезде в Петербург Тредиаковский обратился в Академию Наук с просьбой напечатать переведенную им в Гамбурге в 1729 г. повесть Поля Тальмана Paul Tallement Езда в остров любви a Voyage de lisle dAmonr. Обращение это не было заурядным явлением в ту эпоху. Светской литературы на русском языке в то время почти не было, в особенности печатной. Вся копа состояла из церковной публицистики проповедей и догматико-полемических сочинений, из тяжеловесных торжественных, неудобочитаемых верш и маловразумительных переводных драматических произведений, составлявших репертуар театра петровской поры. Кроме того, по рукам любителей холили повести, преимущественно переводного происхождения, иногда,...
    3. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 8. Размер: 148кб.
    Часть текста: специалистах решался весьма просто — их выписывали из-за границы. 1 Не говоря уже о том, что это не соответствовало потребностям страны, приглашение иностранных специалистов было сопряжено с большими техническими трудностями и во многом зависело от характера взаимоотношений Московского государства с западными соседями. Например, в XVI в. были приглашены свыше ста зарубежных специалистов — врачей, аптекарей, архитекторов и др. Но неприязненные отношения с Ганзой и Ливонским орденом привели к тому, что в Россию не пропустили ни одного из них. 2 Необходимость иметь в стране собственных специалистов была ясна передовым русским государственным деятелям давно, и уже в начале XVII в. были приняты действенные шаги в этом направлении. При Борисе Годунове правительство намеревалось даже создать для подготовки русских специалистов высшее учебное заведение и для начала послать несколько молодых людей учиться в заграничных университетах. Эта попытка успеха не имела. Развернувшиеся события, связанные с польско-шведской интервенцией, привели к тому, что о посланных за границу (в английские университеты) юношах забыли, а когда — уже в царствование Михаила Федоровича — о них вспомнили, то их следы совершенно затерялись. 3 Тем не менее попытки московских царей посылать молодых людей учиться за границу не прекращались. Наибольший размах они приняли в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, как выразился Ломоносов в одном из своих публичных выступлений, «во все европейские государства и городы, академиями (университетами, — М. Р. ), гимназиями, военными училищами и художников искусством славные, избранных юношей пчелам подобное множество рассыпал». 4...
    4. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1735 г.
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    Часть текста: — «философию». Воскресенский, стр. 14, 60—63. Июля, после 15. Начал слушать в высшем классе — «философии» — лекции по логике Кувечинского. 33 Воскресенский, стр. 14, 60—63; Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. XV, СПб., 1907, стлб. 378—379. Ноября, до 24. Получил известие, что по распоряжению Сената Славяно-греко-латинская академия должна выбрать из своих учеников 20 человек наиболее способных и направить их в Петербург для обучения в Академии наук. 34 Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 791, лл. 322—322 об.; Материалы, т. II, стр. 805. Ноября, до 24. Обратился к ректору Славяно-греко-латинской академии архимандриту Стефану с просьбой направить его для обучения в Петербургскую Академию наук. 35 Академическая биография, стр. VII. Ноября 24. Ректор Славяно-греко-латинской академии архимандрит Стефан сообщил в Канцелярию Московского синодального правления, что для посылки в Петербургскую Академию наук вместо 20 учеников выбрано лишь 12, в их числе из класса философии — Л., и что знания этих учеников засвидетельствовали учитель философии Кувечинский, учитель риторики Кветницкий и учитель пиитики Лещинский. ЦГАДА, ф. Московская синодальная контора, № 337, лл. 6—7. Ноября 27. Ректор Славяно-греко-латинской академии архимандрит Стефан в письме к Корфу сообщил, что 12 учеников «остроумия, по нашему мнению, не последнего выбраны и в Московскую синодального правления канцелярию при доношении представлены». Материалы, т. II, стр. 823. Декабря 3. Московская синодального правления канцелярия представила в Сенат список учеников, рекомендуемых для посылки в Академию наук — из класса «богословия»: Василий Лебедев, Яков Виноградов и Яков Несмеянов; из класса «философии»: Александр Чадов, Дмитрий Виноградов,...
    5. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Именной указатель
    Входимость: 6. Размер: 69кб.
    Часть текста: Ярославич (Невский, 1226—1263), великий князь Новгородский и Владимирский 165, 187—189, 262. Амман Иоганн (Amman Johann, 1707—1741), с 1733 по 1741 г. профессор ботаники и натуральной истории Академии наук 36, 37, 59, 62, 64. Анна Леопольдовна (1718—1746), мать императора Ивана Антоновича (Ивана VI), в 1740—1741 гг. правительница России 151. Анна Петровна (1708—1728), цесаревна, дочь Петра I 65, 258, 269, 283. Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ 29. Арнкил Трогиллус (Arnkill Trogillus, ум. в 1713 г.), немецкий историк 228. Арнольд Иоганн Христиан (Arnold Johann Christian, 1724—1765), немецкий физик 241. Арнольд Любекский (Arnold von Lübeck, ум. в 1212 г.), немецкий хронист 173. Аш Фридрих (Asch Friedrich, 1690—1771), петербургский почт-директор 133, 137, 138. Б анев Иван, односельчанин Ломоносова 22. Баранов Михаил, ученик Академической гимназии 356. Барклай см. Барклей . Барклей Джон (Barclay John, 1582—1621), английский поэт 157, 158, 167, 168, 175, 176, 384. Барков Иван Семенович...
    6. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава I. Филологическая деятельность Академии наук в доломоносовский период. 1725—1741
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    Часть текста: АКАДЕМИИ НАУК В ДОЛОМОНОСОВСКИЙ ПЕРИОД (1725—1741) «Российская грамматика» Ломоносова вошла в историю русского языкознания как первая полная научная нормативная грамматика. Правильно понять и верно оценить ее значение возможно лишь при учете исторических условий и результатов работы первых русских грамматистов XVIII в., предшественников великого ученого. Важнейшее место в истории русской науки XVIII в. занимает учрежденная в 1725 г. Петербургская Академия наук. В отличие от западноевропейских академий, представлявших собою добровольные общества ученых, русская Академия наук была центральным государственным научным учреждением, которое, по словам академика С. И. Вавилова, сделалось «основным истоком новой русской науки. Почти все, что было достигнуто в области науки в России в XVIII в., непосредственно или косвенно исходило из Петербургской Академии наук». 6 Созданная для развития науки и распространения научных знаний, она способствовала тем самым крутому подъему русской...
    7. Веревкин М. И.: Жизнь покойного Михаила Васильевича Ломоносова
    Входимость: 6. Размер: 31кб.
    Часть текста: на Болоте тоже, на острову, лежащем недалеко от Холмогор. Отец его государственной крестьянин Василий Дорофеев сын, житель сей волости, промыслом рыбак. а Начал брать его от десяти до шестнадцатилетнего возраста с собою, каждое лето и каждую осень на рыбные ловли в Белое и Северное море. Ездил с ним даже до Колы, а иногда и в Северный Океан до 70 градусов широты места. Сам он рассказывал обстоятельства сих стран о ловле китов и о других промыслах. Возращаясь с рыбных промыслов, провождал зиму дома. В селении своем научился у одного тамошнего священнослужителя б читать и писать по-русски, читал обыкновенно одни только церковные книги, и когда прашивал у учителя своего светских, то сей обыкновенно отвечал ему, что для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинской; а сему не инде можно научиться, как в Москве, Киеве или Петербурге, что в сих только городах довольно книг на том языке. Простой арифметике в выучился он сам собою. г Долгое время питал он в себе желание убежать в которой нибудь из сказанных городов, чтоб вдаться там наукам. Нетерпеливо нажидал удобного случая. На 17 году возраста своего напоследок оной открылся. Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. Всячески скрывая свое намерение, 1 поутру смотрел, как будто из одного любопытства, на выезд сего каравана. Следующей ночью, как все в доме отца его спали, д надев две рубашки и нагольный тулуп, погнался за оным в след. В третий день настиг его в семидесяти уже верстах. Караванной прикащик не хотел прежде взять его с собою, но, убежден быв просьбою и слезами, чтоб дал ему посмотреть Москвы, наконец согласился. Чрез три недели прибыли в столичный сей город. Перьвую...
    8. Гуковский Г. А.: Ломоносов-критик
    Входимость: 6. Размер: 88кб.
    Часть текста: на русскую литературу, на все дальнейшее развитие русского образования, русской поэзии, русского языка — давно уже по заслугам оценены и нашей наукой, и нашим общественным мнением вообще. Гений Ломоносова провел глубокую борозду в самой русской жизни, и из зерен, посеянных им в многочисленных сферах умственной деятельности, вскоре возникли богатые всходы. Ломоносов создал новую русскую науку, развернул огромную работу по расширению и углублению русского просвещения, он заложил основы современного русского литературного языка, впоследствии завершенного Пушкиным. Он создал первый русский университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — по слову того же Пушкина. Среди разнообразных научных и литературных трудов Ломоносова его занятия проблемами современной русской литературы в плане теоретическом и критическом занимают далеко не первое и не одно из первых, но все же заметное место. Прежде всего Ломоносов был ученым-естествоиспытателем; затем он был поэтом; затем он был языковедом и языкотворцем. Собственно литературная теория, а тем более критика отходили в общей...
    9. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. В Спасских школах
    Входимость: 5. Размер: 33кб.
    Часть текста: горячее участие в устройстве юного земляка. С их помощью он познакомился с большим городом и стал выбирать учебное заветтение где можно получить образование А таких заведений в Москве в то время уже было немало. Несмотря на то что с начала XVIII в. столицей Российской империи стал Петербург, Москва по-прежнему оставалась важнейшим экономическим и культурным центром государства. Здесь находилось много для того времени высших и средних учебных заведений: Славяно-греко-латинская академия, которая в просторечии называлась Спасские школы, Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинская школа при Московском госпитале, Цифирные школы и др. В Москве было несколько крупных книгохранилищ при Печатном дворе, при Славяно-греко-латинской академии, Публичная библиотека Василия Киприанова и ряд других библиотек. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил па Мате-матико-навигацкой школе, именно в ней он решил начать свое образование. Школа размещалась в здании Сухаревой башни. До 1715 г. Навигацкая школа была высшим учебным заведением, в которой готовились русские навигаторы и геодезисты. После основания в Петербурге в 1715 г. Морской академии туда были переведены многие преподаватели, а н. Москве остались только приготовительные классы под надзором...
    10. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. V. Спасские школы
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    Часть текста: не проходила мимо старых стен Заиконоспасского монастыря. Здесь жива была память о Петре. Спасские школы принимали деятельное участие во всех торжествах, которые устраивались в Москве в честь петровских побед. Петр «шествовал» с войском, славными участниками своих дел, овеянными дымом прошедших сражений. Несли знамена, вели пленных и везли трофеи. Гремели трубы и фанфары. Раздавались пушечные салюты и громогласные «виват». Хоры певчих исполняли «многая лета», сливавшееся со звоном московских колоколов. Ученики академии, в белых стихарях, с венками на головах и ветвями в руках, провозглашали «осанна», пели торжественные «канты» и говорили поздравительные «орации». По пути следования Петра воздвигали триумфальные ворота, арки и обелиски, украшенные множеством всевозможных «симболов» и «эмблем» и различными надписями на русском и латинском языках. На огромных транспарантах были изображены рыкающие львы, огнедышащие драконы, змии с отверстыми пастями, тритоны с трезубцами, причудливые мифологические образы,...