• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.
    1736 г.

    1736

    Января 1. Прибыл в Петербург и вместе с 11 учениками Славяно-греко-латинской академии был представлен в Канцелярию Академии наук Шумахеру.

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 791, лл. 341—342; ф. 20, оп. 3, № 30, л. 4.

    Января, после 1. Зачислен студентом при Академии наук без жалованья, «на академическом коште».

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 2339, л. 63; ф. 20, оп. 3, № 14, лл. 1—2; Материалы, т. III, стр. 1—3; ПСС, т. 10, стр. 348—349.

    Января 5. Начал обучаться при Академии наук у адъюнкта Адодурова и профессора экспериментальной физики Крафта.37

    Сб. «Ломоносов», т. I, стр. 182.

    Января 16. Получил вместе с другими учениками Славяно-греко-латинской академии разрешение жить в «покоях» при Академии наук.

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 791, л. 344.

    Января 29. Приобрел в Академической книжной лавке книгу Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».38

    Модзалевский, стр. 48—49; ПСС, т. 7, стр. 782.

    Января, после 29. Начал изучать теорию стихосложения по книге Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»39 (см. января 29).

    Модзалевский, стр. 48—49.

    Президент Петербургской Академии наук Корф обратился в Кабинет министров с предложением послать несколько способных молодых людей, знающих латинский и немецкий языки, в Фрейберг, в Саксонию для обучения их там у «ученого горного физика» Генкеля химии и горному делу.40

    Куник, стр. 228—229; Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 778, л. 23.

    Февраля 27. В связи с предложением Корфа о посылке за границу молодых людей, знающих латинский и немецкий языки, для обучения у Генкеля химии и горному делу (см. февраля 23) Кабинет министров потребовал от Академии наук сведений, сколько имеется учеников, знающих эти языки, и «из каких они чинов».

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 778, л. 32.

    Марта 5. На запрос Кабинета министров, имеются ли в Академии наук ученики, знающие латинский и немецкий языки (см. февраля 27), Корф послал список таких учеников, в котором наряду с другими значился и Л.

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 778, лл. 32, 34 об.

    Марта 5. Корф в дополнение к своему предложению (см. февраля 23) о посылке молодых людей за границу для обучения химии и горному делу сообщил Кабинету, что в качестве таких учеников могут быть посланы: «1) Густав Ульрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, рожден в Москве и имеет от роду семнадцать лет. 2) Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет. 3) Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии, Двиницкого уезда, Куростровской волости, двадцати двух лет».41

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 778, лл. 35—36; Куник, стр. 229—230.

    Марта 13. Согласившись с предложением Академии наук (см. марта 5«в Фрейбург к берг-физику Генкелю» для изучения химии и горного дела, а если «потребно им будет ехать для окончания тех своих наук и смотрения славнейших химических лабораторий в Англию, Голландию и во Францию», то отправить их после Фрейберга и туда.

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 60, лл. 219—230 об.; № 778, л. 36 об.; Куник, стр. 231.

    Марта 19. Был официально оповещен о том, что ему нужно будет отправиться в Германию для изучения химии и горного дела.

    Архив АН СССР, ф. 20, оп. 3, № 30, л. 4.

    Марта, после 23. Вместе с другими прибывшими из Москвы учениками Славяно-греко-латинской академии поселился в доме «двора новгородских семи монастырей» на 1-й линии Васильевского острова, «от Большой Невы реки на левой стороне».

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 22, л. 366; № 791, лл. 355—355 об.

    Марта, до 28. Корф обратился к директору Берг-коллегии Райзеру с просьбой высказать свое мнение о программе обучения русских студентов в Германии химии, горному делу и металлургии.

    Куник, стр. 232.

    Марта 28. Директор Берг-коллегии Райзер, исполняя поручение Корфа (см. марта, до 28), написал ему, что русские студенты в Фрейберге должны изучить: 1) физику, 2) основания химии, 3) физическую географию, 4) описание окаменелостей, минералы, 5) механику, 6) гидравлику, 7) гидротехнику, 8) плавильное искусство, 9) маркшейдерское искусство, 10) рисование, 11) иностранные языки.

    Куник, стр. 232—236.

    Апреля 26. Генкель сообщил Корфу о получении его письма и заверил его в своей готовности «рационально, тщательно и добросовестно, всеми способами и средствами» обучать русских студентов теоретической и практической металлургии, если они к нему будут присланы.

    Куник, стр. 236—240.

    Июня 15. Корф распорядился намеченных к посылке во Фрейберг Л., Виноградова и Райзера отправить сначала на два года «в Марбург, в Гессене, с тем чтобы они там усвоили себе начальные основания металлургии, химии и прочих, относящихся сюда наук, к изучению которых здесь не представляется случая», и лишь после этого направить их в Фрейберг к Генкелю, а затем в Голландию, Англию и Францию для практического изучения горного дела.

    —243; Материалы, т. III, стр. 144—145.

    Июля 15. В Академии наук принято решение студентам Л., Виноградову и Райзеру на дорожные расходы для поездки в Гессен и на первое время проживания в Марбурге выдать по 300 рублей каждому.

    Архив АН СССР, ф. 3, оп. 2, № 25, л. 199 об.; Куник, стр. 273.

    Июля, после 15. Получил на путевые расходы для поездки в Марбург 300 рублей.

    Куник, стр. 273.

    Июля, после 15. Встретился с приехавшим в Петербург куростровцем Пятухиным и возвратил ему взятые у него в 1732—1735 гг. заимообразно деньги («до 7 рублей») (см. 1735).

    Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 300.

    Августа 18. Вместе с отъезжающими с ним за границу товарищами (Виноградовым и Райзером) получил инструкцию Академии наук, по которой русские студенты должны были «во всех местах во время своего пребывания [за границей] показывать пристойные нравы и поступки, также и о продолжении своих наук наилучше стараться», а «положивши основание в теории», не пренебрегать практикой, заниматься иностранными языками, чтобы «свободно говорить и писать могли», и каждые полгода представлять отчеты о своих успехах. Кроме того, они получили от Корфа рекомендательное письмо к ректору Марбургского университета Вольфу.

    Архив АН СССР, ф. 1, оп. 3, № 16, л. 284; ф. 20, оп. 3, № 59, лл. 1—2; ф. 3, оп. 2, № 25, л. 228; Куник, стр. 246—248.

    Августа 30. Крафт в письме Вольфу сообщал о том, что из Петербурга в Марбург отправляются «трое прекрасных молодых людей».

    Архив АН СССР, ф. 1, оп. 3, № 22, лл. 116—116 об.; Куник, стр. 248.

    Сентября 8. Отплыл на корабле42 из Петербурга в Германию.

    Куник, стр. 249.

    Сентября 10. 43

    Куник, стр. 249.

    Сентября 19. Вторично отплыл из Петербурга на корабле, который, дойдя до Кронштадта, по-видимому, также из-за неблагоприятной погоды вновь сделал остановку.

    Куник, стр. 249.

    Сентября 23. Отплыл из Кронштадта на Запад, в Германию.

    Куник, стр. 249.

    Сентября 29. Проплыл мимо Ревеля.

    Куник, стр. 249.

    Октября 4. Проплыл мимо острова Готланда.

    Куник, стр. 249.

    Октября 16. Прибыл в конечный пункт своей поездки по морю — Травемюнде.

    Куник, стр. 249.

    Октября, до 20. Прибыл из Травемюнде в Любек.44

    Куник, стр. 249.

    Октября 24.

    Куник, стр. 249.

    Октября 24. По пути в Марбург побывал в Гамбурге, Ниенбурге, Миндене, Ринтельне и Касселе.

    Куник, стр. 249.

    Ноября 3. Прибыл в Марбург.

    Куник, стр. 249; Материалы, т. III, стр. 340; Briefe von Christiane Wolf aus den Jahren 1719—1753, St. -Pb., 1860, S. 93—100.

    Ноября, после 3. Вместе с Виноградовым и Райзером посетил Вольфа, вручил ему рекомендательное письмо Корфа и беседовал с ним.

    Куник, стр. 249—250.

    Ноября, после 3. Вместе с Виноградовым и Райзером встретился с марбургским доктором медицины Конради. Конради согласился за 120 талеров прочитать «московским студентам» на латинском языке курс лекций теоретической и практической химии.

    Куник, стр. 255.

    Ноября, после 3.

    Куник, стр. 255.

    Ноября, после 3. Начал обучаться «первоначальным основаниям арифметики и геометрии», а также изучать немецкий язык.

    Куник, стр. 253—254.

    М. И. Сухомлинов. Ломоносов — студент Марбургского университета. Русский вестник, т. 31, № 1, СПб., 1861, стр. 163; Friedrich Hofmann. Michail W. Lomonossow (1711—1765) und Marburg. Marburger Spiegel, 1958, Heft 4 (August), S. 20.

    Ноября, после 4. Познакомился с дочерью Екатерины-Елизаветы Цильх Елизаветой-Христиной Цильх, своей будущей женой.

    —1765) und Marburg. Marburger Spiegel, 1958, Heft 4 (August), S. 20.

    Ноября 6. Вместе с Виноградовым и Райзером зачислен в Марбургский университет.

    М. И. Сухомлинов. Ломоносов — студент Марбургского университета. Русский вестник, т. 31, № 1, СПб., 1861, стр. 131.

    Ноября 25. ноября, после 3), так как тот «не мог исполнить обещанного».

    Куник, стр. 254—255.

    Примечания

    37 «Академической биографии» о занятиях Л. в Петербургской Академии наук сказано следующее: «Там слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии» (стр. VII).

    38 Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий. Чрез Василья Тредиаковского С. -Петербургския императорския Академии наук секретаря. СПб., 1735. В этой книге, впервые на русском языке, излагалась теория стихосложения, рассматривался вопрос о возможности введения в русский стих тонического принципа.

    39 Экземпляр книги Тредиаковского, принадлежавший Л., с многочисленными поправками, вставками и замечаниями, сделанными его рукой, хранится в настоящее время в Архиве АН СССР (ф. 20, оп. 2, № 3).

    40 Это предложение Корфа было вызвано следующими обстоятельствами. В конце 1735 г. у Академии наук возникла необходимость послать в Сибирь, в помощь направленным туда еще в 1733 г. в составе Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга ученым, еще двух профессоров — одного, хорошо знающего астрономию и географию, и другого, обладающего достаточными познаниями в натуральной истории, химии и «рудокопном деле». Так как таких специалистов в Академии наук не было, решили пригласить их из-за границы. Корф обратился с письмами к берлинским астрономам Кирху и Вейдлеру и к «ученому горному физику» Генкелю во Фрейберге, в Саксонии. Кирх и Вейдлер порекомендовали Корфу берлинского астронома Либертуса, а Генкель письмом от 21 января 1736 г. сообщил, что он не знает в Германии химика, сведущего в горном деле, а поэтому предлагает послать в Германию, в частности к нему в Фрейберг, на полтора года для изучения металлургии и горного дела несколько способных людей, уже получивших научное образование и знающих латинский и немецкий языки (Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 778, лл. 4—4 об.; Куник, стр. 225—228; Пекарский, т. I, стр. 574—575; т. II, стр. 288; Материалы, т. II, стр. 694—695).

    41 Возраст Ломоносова Корф указывает неточно; в это время ему было не 22 года, а 25 лет.

    42 . из Петербурга в Марбург, морем и сушей, совершалась вместе с его товарищами по учебе за границей — Виноградовым и Райзером.

    43 «едва не утонул по пути в Германию».

    44 Каким путем Л. ехал из Травемюнде в Любек, водным или по суше, неизвестно.

    Разделы сайта: