• Приглашаем посетить наш сайт
    Соллогуб (sollogub.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "LITERATUR"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Михаил Васильевич Ломоносов (Философский энциклопедический словарь. 1983 )
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    2. Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века. Радищев
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    3. Пономарев С. И.: Материалы для библиографии литературы о Ломоносове. Прибавление
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    4. Берков П. Н.: Ломоносов Михаил Васильевич (Краткая литературная энциклопедия, 1967)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    5. Уткина Нина: Ломоносов - к 275-летию со дня рождения. Литература
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    6. Утреннее размышление о божием величестве
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 1. Размер: 101кб.
    8. Берков П. Н.: Литературные интересы Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 151кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Михаил Васильевич Ломоносов (Философский энциклопедический словарь. 1983 )
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: и перводвигателя. Теоретико-познавательным представлениям Ломоносова свойствен синтез эмпирико-сенсуалистических и рационалистических принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Основными элементами научного познания он считал эксперимент, математику и теорию: «Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Ломоносов признавал значительную роль также и гипотез в поиске «важных истин». Ломоносов развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физических и химических явлений. В основе природных явлений, по Ломоносову, лежит закономерное движение протяжённых, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов и корпускул), подчинённое всеобщему естественному закону сохранения вещества и движения (см. там же, т. 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Ломоносов провёл эксперименты, которые способствовали доказательству сохранения массы при химических превращениях. Ломоносов не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах конца 50-х — начала 60-х годов «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что многие явления природы следует рассматривать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь традиционными и ненаучными представлением о том, что...
    2. Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века. Радищев
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: поняты только в постоянной соотнесенности с этими традициями. Пугачевское восстание, война за независимость в Америке, Великая французская революция — все это способствовало формированию мировоззрения Радищева, глубоко осмыслившего современные ему события. Обобщив их опыт, Радищев творчески воспринял, во многом по-своему переоценив, идеи крупнейших европейских философов и писателей XVIII в.: Ж. -Ж. Руссо, Г. Б. де Мабли, Г. Т. Ф. Рейналя, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. -А. Гельвеция, И. Г. Гердера и др. Сложны и многосторонни связи, существующие между творчеством Радищева и его русскими предшественниками, начиная с авторов житий, Тредиаковского и Ломоносова и кончая Новиковым и Фонвизиным. Идеалы, вдохновлявшие писателей русского Просвещения, были близки Радищеву своим гуманистическим пафосом. Человек, его общественные отношения, его творческие возможности, его нравственное достоинство — вот что остается в центре внимания автора «Путешествия из Петербурга в Москву» на протяжении всей его жизни. Но, обращаясь к тем же вопросам, которые волновали русских просветителей, Радищев нередко полемизировал с ними. Он решал эти вопросы по-своему, в...
    3. Пономарев С. И.: Материалы для библиографии литературы о Ломоносове. Прибавление
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: Л ИТЕРАТУРА О Л ОМОНОСОВ Е ВЪ ПОЗДН Е ЙШЕЕ ВРЕМЯ . 433. Собранiе сочиненiй р. писателей. I Сочиненiя Ломоносова , изд. Богушевича . Спб. 1867. (Рецензiи: Р. Инвал. 1867, № 319; Ж. М. Н. Просв. 1869, № 11, отд. 2, стр. 65—66; Сборн. мн е нiй учен. комит. М. Н. Пр. Спб. 1869, стр. 178). 434. Разборъ Оды Ломоносова, выбранной изъ Іова , дв е пробныя лекцiи по русской словесности, К.  Говорова , Филологич. Зап. 1868 г. № 1 и 2, стр. 15 и 236. 435. Будиловича  А. С. Объ ученой д е ятельности Ломоносова по естествов е д е нiю ифилологiи (посвящ. В. И. Ламанскому), Ж. М. Н. Пр. 1869, ч. 144, № 8, августъ, стр. 272—338 и ч. 145, сентябрь, стр. 48—106. Съ обильными извлеченiями изъ рукописей Ломоносова, хранящихся въ Академiи Наукъ. Тоже, отд е льнымъ изданiемъ, подъ заглавiемъ: Мих. В. Ломоносовъ какъ натуралистъ и филологъ , съ приложенiемъ, содержащимъ матерiалы для объясненiя его сочиненiй по теорiи языка и словесности. А. Будиловича. Спб. 1869. (Реценз. Голосъ 1869, № 281; Заря 1870, № 2, стр. 166—176, ст. Л. М(айкова). 436. Полеваго  П. Н. Исторiя русской словесности, въ очеркахъ и...
    4. Берков П. Н.: Ломоносов Михаил Васильевич (Краткая литературная энциклопедия, 1967)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: замкнутость и отчужденность от европейцев, характерную для осн. населения России. Отец Л. на собственном галиоте плавал по Белому морю и Сев. Ледовитому океану, беря с собой сына. Рано обучившись грамоте, Л. пристрастился к чтению. Полученные им в 1724 книги — «Грамматика» М. Смотрицкого (1721), «Арифметика» Л. Магницкого (1703) и «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого (1680) — Л. впоследствии называл вратами своей учености; это были лучшие труды в области рус. филологии, математики и поэзии конца 17 — нач. 18 вв. После неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как сыну крестьянина доступ был запрещен законом, Л. отправился в дек. 1730 в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 дошел до предпоследнего класса — «философии». Обучение в академии сблизило Л. с моск. культурой: по данным его биографов-современников, Л. усердно читал в эти годы рукописные памятники др. -рус. лит-ры. К тому же времени относятся первые стихотв. опыты Л. Быстрое и основательное овладение лат. и греч. языками открыло перед ним сокровища антич. и европ. культуры. В конце 1734 — нач. 1735 Л., по-видимому, был в Киеве и слушал лекции в Киево-Могилянской академии (косвенные свидетельства делают этот факт почти несомненным). В Киеве...
    5. Уткина Нина: Ломоносов - к 275-летию со дня рождения. Литература
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: творчество М. В. Ломоносова. М.; Л., 1962. 10. Билярский П. Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865. 11. Вавилов С. И. Предисловие // Ломоносов. Сборник статей и материалов. М.; Л., 1940. Т. 1. 12. Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М., 1961. 13. Вавилов С. И. М. В. Ломоносов. М., 1961. 14. Васецкий Г. С. Мировоззрение М. В. Ломоносова. М., 1961. 15. Васецкий Г., Иовчук М. Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX вв. М., 1942. 16. Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды. СПб., 1908. 17. Волк С. С. Исторические взгляды декабристов. М.; Л., 1958. 18. Гедеон Криновский. Собрание разных поучительных слов. СПб., 1755—1756. Т. I—II. 19. Гёте И. В. Собр. соч.: В 13 т. М., 1935. Т. IX. 20. Гиларовский П. Руководство к физике. СПб., 1793. 21. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1953. Т. 6. 22. Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. М., 1963. Т. 1. 23. Грандилевский А. Что знают и что могут дать о Михаиле Васильевиче Ломоносове родные ему Холмогоры и Денисовка? // Ломоносовский сборник. СПб., 1911. 24. Греков Б. Д. Избр. труды: В 4 т. М., 1960. Т. 3. 25. Гуковский Г. А. Русская литература...
    6. Утреннее размышление о божием величестве
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: вечно Океан. Там огненны валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О коль пресветлая лампада Тобою, боже, возжжена Для наших повседневных дел, Что ты творить нам повелел! От мрачной ночи свободились Поля, бугры, моря и лес И взору нашему открылись, Исполненны твоих чудес. Там всякая взывает плоть: Велик зиждитель наш господь! Светило дневное блистает Лишь только на поверхность тел; Но взор твой в бездну проницает, Не зная никаких предел. От светлости твоих очей Лиется радость твари всей. Творец! покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред тобою Всегда творити научи, И на твою взирая тварь, Хвалить тебя, бессмертный царь. 1743(?) Примечания Печатается по тексту последнего прижизненного издания (Соч. 1757, стр. 32—33) с указанием в сносках вариантов по Рук. 1751. Местонахождение рукописи неизвестно. Впервые напечатано — Соч. 1751, стр. 41—43. Датируется предположительно 1743 г. по тесной связи с «Вечерним размышлением о божием величестве» (стихотворение 31), которое, по ...
    7. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 1. Размер: 101кб.
    Часть текста: почти всегда без учета особой роли, которую играли «элементы вольфианства» в культурно-исторической жизни России и в развитии русской философской и естественнонаучной мысли. А иногда развитие мировоззрения Ломоносова рассматривалось через призму «вольфианства», представления о котором, вдобавок, были весьма неточными. 3 Представляется необходимым выяснить не только то, что сближало Ломоносова и Вольфа, но и то, что их разделяло и отличало. В настоящей статье мы и предпринимаем попытку показать это на примере телеологических высказываний Ломоносова и Вольфа. II Целью Вольфа, задачей его жизни было не развитие естественных наук, а философское обоснование религии и морали. Эти усилия Вольфа имели свою традицию в протестантском рационализме. Он лишь продолжал то, что отчасти пытался осуществить еще в 1653 г. Эрхард Вейгель в Иене, 4 о чем раздумывал Пуффендорф и что прямо требовал учитель Вольфа в Бреславле, Каспар Нейман, выдвигавший мысль, что богословы могут и должны применять методы математики и вообще естественных наук в богословии, и даже предлагавший создать своего рода экспериментальное богословие. «Я сожалею о том, — писал в конце 1689 г. Нейман Лейбницу, — что в то время, когда почти весь ученый свет в regno naturae основывается на экспериментах и пишет observationes, ни один человек в regno gratiae или теологии не подумает о том, что и в этой области, подвластной богу, ежели только пожелать обратить внимание на творение его рук, то каждый миг предоставит нам возможность воскликнуть вместе с апостолом Петром: „Ну, теперь я познал истину!“ — и таким образом поставить все наше христианство на чисто экспериментальный путь». Этот старомодный протестантский рационалист занялся математической обработкой статистики смертности, пока в очень ограниченном масштабе, однако в полном...
    8. Берков П. Н.: Литературные интересы Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 151кб.
    Часть текста: жизни Ломоносова сложилась легенда о полной зависимости его от немецкой поэзии начала XVIII в., и эта ошибочная точка зрения, с незначительными изменениями, продолжает скрыто или явно существовать и сейчас. Правда, в последнее время делаются попытки рассматривать поэтическое творчество Ломоносова в исторически-органической связи с русской литературной традицией XVII — начала XVIII в., с одной стороны, и с латинской поэзией — античной и новоевропейской (включая сюда и русскую), с другой. Однако для всестороннего и глубокого уразумения литературной позиции Ломоносова этого еще далеко не достаточно: литературная осведомленность великого поэта, т. е. круг литератур и писателей, с которыми он был знаком и которые в той или иной форме привлекали его внимание, была, как выясняется сейчас, значительно шире, чем обычно принято думать, и вовсе не ограничивалась античностью, немецкой и французской поэзией XVII — начала XVIII в. и русским силлабическим стихотворством того же периода. Расширение наших...