• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "LATINA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. "Предположения об устройстве и уставе Петербургской Академии" (№ 408)
    Входимость: 3. Размер: 145кб.
    2. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава IV. Разработка категории имени
    Входимость: 1. Размер: 220кб.
    3. Примечания на предложение о множественном окончении прилагательных имен
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    4. Егунов А. Н.: Ломоносов — переводчик Гомера
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    5. Труды по филологии, 1739—1758 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    6. Труды по филологии, 1739—1758 гг. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. III. Развитие школьного дела в России первой половины XVIII века
    Входимость: 1. Размер: 70кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. "Предположения об устройстве и уставе Петербургской Академии" (№ 408)
    Входимость: 3. Размер: 145кб.
    Часть текста: ineuntes pervidere oportet, quemadmodum in omnibus rebus gravioribus bonoque publico ex voto successuris requiritur, ut firmissimis fundamentis positis totum systema tantae molis superstruant. Alias enim omnia lubrica et incerta nutabunt, imo nondum absoluto opere ruinam minabuntur. Istius modi fundamenta continentur in sequentibus capitulis. 1. Statum et leges academicas condendo, curandum est ut omnia manere possint inconcussa per saecula quocunque tempore et circumstantiis durabilia. Hinc cavenda et expungenda sunt ea, quae in praeterito et praesenti statu Academiae bonis successibus noxia scientiarum per experientiam cognita habentur. 2. Ante oculos habenda sunt statuta exterarum Academiarum, quae jam per plurimos annos florentissimo statu vigent, tanquam optima exempla, atque quidquid commodum et fructuosum est, in usum nostrae adaptandum, exclusis eis, quae cum reliquis imperii Russiaci statutis minus consentiunt. 3. Pervidendum est ut Academicorum reliquorumque eruditorum et discentium numerus ponatur fixus, sufficiens, nec tamen sumptibus pro Academia destinatis onerosus; promovendis...
    2. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава IV. Разработка категории имени
    Входимость: 1. Размер: 220кб.
    Часть текста: «Российской грамматики», говорят о колебаниях ученого, отразившихся в подготовительных материалах, или утверждают окончательно зафиксированную норму. Грамматические нормы «Российской грамматики» сопоставляются с нормами грамматик, принадлежавших перу Смотрицкого и Адодурова, предшественников Ломоносова. Как и другие доломоносовские грамматики, «Славянская грамматика» Смотрицкого, как известно, отразила в основном нормы церковнославянского языка; не были свободны от церковнославянских форм и «Первые основания российского языка» Адодурова. Художественные и научные произведения того времени содержали много дублетных форм, среди которых часты архаические церковнославянские и древнерусские формы. Их употребление не было стилистически дифференцировано. Данная глава рассматривает историю создания Ломоносовым учения о грамматической категории имени. Привлечение черновых материалов и данных из литературной практики свидетельствует о тернистом пути ученого, разрабатывавшего нормы русского литературного языка с учетом их стилистической дифференциации. При рассмотрении вопроса о грамматических категориях и формах русского языка Ломоносов пользовался неизвестным до него методом сравнительного анализа, что является величайшей его заслугой. Род Исходя из понимания специфических особенностей отдельных языков, прежде всего русского, впервые в истории языка пользуясь методом сравнительного анализа, Ломоносов приходит к выводу о том, что грамматические категории русского языка далеко не являются присущими другим языкам. Ломоносов был одним из первых грамматистов, кто отчетливо понимал, что «языки не меньше разнятся свойствами, нежели словами» ( 7 , 622), т. е. грамматический строй языков не менее различен, чем их словарный состав. В отличие от других универсальных грамматик того времени, в которых делалась попытка построить на логической основе грамматическую систему для всех языков, Ломоносов дает...
    3. Примечания на предложение о множественном окончении прилагательных имен
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: для установления великороссийских окончений ничего ж не следует, ибо, хотя сей диалект с нашим очень сходен, однако его ударение, произношение и окончения речений от соседства с поляками и от долговременной бытности под их властию много отменились или, прямо сказать, попортились. 3 Итак, ежели вам в сем случае малороссиянам последовать, невзирая на общее употребление, то великороссийский язык тем больше испортится, нежели исправится. То же надлежит разуметь и о других великороссийскому сродных языках. На § 5 и 6 4 По местоимениям, именам существительным и усеченным прилагательным, во множественном числе именительном падеже кончащихся на ы и и, прилагательных мужеских множественных в именительном падеже кончиться на и принудить нельзя, ибо всякое надлежит к своему собственному склонению, в котором каждое от употребления положено. 1* Из сего всего явствует, что к постановлению окончений прилагательных множественных имен никакие теоретические доводы недовольны, но как во всей грамматике, так и в сем случае одному употреблению повиноваться должно. На § 8 и 9 6 Подлинно, что употребление множественного окончения великороссийских прилагательных имен в...
    4. Егунов А. Н.: Ломоносов — переводчик Гомера
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: печатных книг: «История о разорении града Трои» 1709 г. (многочисленные переиздания, ближайшее по времени к Ломоносову — 1717 г.). Невозможно допустить, чтобы Ломоносов в свои юные годы прошел мимо этой книги. Но от легкого, развлекательного чтения до переводов из Гомера ему надо было пройти долгий путь, через приобщение к образованности своей эпохи и через усвоение ее языка. В бытность Ломоносова в Академии греческий язык там не преподавался, и Ломоносов мог познакомиться с ним лишь через переводчиков, посещая Печатный двор сверх обязательных занятий в Академии. Так или иначе, но кроме латинского языка, Ломоносов несколько знал по-гречески, научившись этому языку еще в Москве, до выезда за границу. 1 К 1738 г. относится его первый опыт стихотворного перевода с греческого — из Анакреонта («Хвалить хочю Атрид, хочю о кадме петь и т. д.). Сохранился переписанный рукой Ломоносова греческий текст этой оды 2 (кстати сказать, единственный связный греческий текст, дошедший до нас от него). Сравнительно с помещенным там же латинским текстом это не скоропись, буквы скорее нарисованы, чем написаны (что, может быть, сделано умышленно). Отсутствуют надстрочные значки ударений и придыханий. Ломоносов выписал данный текст из статьи Готшеда «Versuch einer Übersetzung Anacreon in reimlose Verse», где он напечатан также без ударений и, в общем, без придыханий. 3 Руководимый Готшедом журнал, где напечатана данная статья, неровен в этом отношении: в том же номере, на стр. 87, греческие слова даны с ударениями и придыханиями. В последующие годы наблюдается то же самое. Анакреонтическое стихотворение, и без того очень легкое по языку, сопровождалось в статье Готшеда,...
    5. Труды по филологии, 1739—1758 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: ритор — 299. Агрикола , Гней Юлий (р. ок. 40 — ум. 93), римский полководец и государственный деятель — 180, 822 . Агриппа , Марк Випсаний (63—12 до н. э.), римский полководец и государственный деятель — 161, 820 . Агриппина — см. Юлия. Адодуров , Василий Евдокимович (1709—1780), математик и переводчик, адъюнкт Академии Наук, с 1762 куратор Московского университета — 782, 783, 802, 842, 934 ; Anfangs-Gründe der Rußischen Sprache [Начальные основания русского языка] — 691, 802, 859, 934 . Азиний Поллион (I в. до н. э. — I в. н. э.), римский государственный деятель, писатель и оратор — 94, 814 . Александр Македонский (356—323 до н. э.) — 29, 32, 47,—49, 104, 108, 157, 181, 184, 205, 210, 211, 213, 218, 233, 274, 288, 342—346, 356, 360, 362, 561, 794, 797, 823, 833, 837 . Алкей /Алцей Еольский/ (VII—VI в. до н. э.), греческий поэт — 314. Амвросий (340—397), миланский епископ, церковный писатель и проповедник — 146, 199; Шестоднев — 146, 818 ; О кончине брата — 199, 823 . Аммиан Марцеллин (р. ок. 330 — ум. 400), римский историк — 357; История — 838 . Анакреон /Анакреонт/ (VI в. до н. э.), греческий поэт — 222, 366, 767, 838, 949 . Анаксагор (р. ок. 500 — ум. 428 до н. э.), греческий философ — 296, 307, 836 . Андрей Критский (ум. 720), автор церковных гимнов — 219. Анна Ивановна (1693—1740), императрица — 58, 781, 786 . Антоний — см. Марк Антоний. Антонины — см. Марк Аврелий; Коммод Антонин. Апеллес (IV в. до н. э.), греческий живописец — 560. Аполлоний из Алабанды...
    6. Труды по филологии, 1739—1758 гг. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: для объяснения его сочинений по теории языка и словесности. Антона Будиловича. СПб., 1869. Грамм. 1-е изд. — Российская грамматика Михаила Ломоносова. Печатана в Санктпетербурге при имп. Академии Наук 1755 года (Первое издание, 1757 г.). Грамматика — Российская грамматика Михаила Ломоносова. Печатана в Санктпетербурге при имп. Академии Наук 1755 года (Последнее прижизненное издание, 1765 г.). Куник — Сборник материалов для истории имп. Академии Наук в XVIII веке. Издал А. Куник, ч. I—II, СПб., 1865. Курций Руф — Курций Руф. История Александра Великого. л. — лист рукописи. Материалы — [М. В. Ломоносов. Материалы к Российской грамматике]. (Рукопись. Архив АН СССР, ф. 20, оп. 1, № 5). Минь, греч. серия — Migne. Patrologia, series graeca [Минь. Патрология, греческая серия]. Минь, лат. серия — Migne. Patrologia, series latina [Минь. Патрология, латинская серия]. Модзалевский — Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР. Научное описание. Составил Л. Б. Модзалевский. М. — Л., изд. АН СССР, 1937. об. — оборот листа рукописи. оп. — опись. Пекарский, I — История имп. Академии Наук в Петербурге. Петра Пекарского, т. I. СПб., 1870. Пекарский, II — История имп. Академии Наук в Петербурге. Петра Пекарского, т. II. СПб., 1873. Пекарский, Доп. изв. — Дополнительные известия для биографии Ломоносова. Академика П. Пекарского. СПб., 1865. Помей. Канд. риторики — Fr. Pomey. Candidatus rhetoricae. Romae [Ф. Помей. Кандидат риторики. Рим], 1714. Помей. Нов. канд. риторики — Fr. Pomey. Novus candidatus rhetoricae. Lugduni [Ф. Помей. Новый кандидат риторики. Лион], 1681. Протоколы Конференции — Протоколы заседаний Конференции...
    7. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. III. Развитие школьного дела в России первой половины XVIII века
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    Часть текста: в России первой половины XVIII века Благодаря петровским преобразованиям новая культура России XVIII века, основанная на исконно русских традициях, имела отпечаток западноевропейской цивилизации. Исторический опыт показал, что общекультурное развитие страны базируется на образовании, просвещении. Поэтому как одну из ведущих задач Петр I ставил вопрос о переустройстве школьного дела. Его роль в этом направлении высоко оценивалась многими исследователями (К. И. Арсеньев, В. В. Сиповский), которые считали, что Петр Великий открыл новую историю России. Однако "чуждые обычаи, нравы и понятия не могли лишить народ ни его характера, образовывавшегося веками и утвержденного многими доблестями, ни привязанности к родному, любви к своему, собственному Русскому быту и даже желания видеть и понимать вещи по-своему. После кончины Великого МонархаПреобразователя, в продолжение пятидесяти лет, дело народного образования совершалось по плану, им предначертанному, без всяких существенных изменений" [1, с. 12 – 13]. История народного образования в России первой половины XVIII века требует отдельного самостоятельного изучения. В исторической и историко-педагогической литературе имеется ряд исследований, позволяющих судить о значении преобразований школьного дела петровской и послепетровской эпохи для последующих лет, вплоть до конца века. Кроме того, в РГАДА, РГИА, "Полном собрании законов Российской империи" имеются документы, свидетельствующие о...