Поиск по творчеству и критике
Cлово "1747"
Входимость: 112. Размер: 90кб.
Входимость: 111. Размер: 53кб.
Входимость: 84. Размер: 78кб.
Входимость: 79. Размер: 66кб.
Входимость: 68. Размер: 42кб.
Входимость: 57. Размер: 36кб.
Входимость: 52. Размер: 64кб.
Входимость: 50. Размер: 36кб.
Входимость: 44. Размер: 18кб.
Входимость: 35. Размер: 27кб.
Входимость: 34. Размер: 25кб.
Входимость: 31. Размер: 37кб.
Входимость: 31. Размер: 37кб.
Входимость: 23. Размер: 16кб.
Входимость: 22. Размер: 96кб.
Входимость: 21. Размер: 21кб.
Входимость: 18. Размер: 20кб.
Входимость: 17. Размер: 138кб.
Входимость: 15. Размер: 8кб.
Входимость: 15. Размер: 115кб.
Входимость: 15. Размер: 12кб.
Входимость: 14. Размер: 220кб.
Входимость: 14. Размер: 20кб.
Входимость: 13. Размер: 9кб.
Входимость: 13. Размер: 12кб.
Входимость: 13. Размер: 137кб.
Входимость: 12. Размер: 96кб.
Входимость: 12. Размер: 161кб.
Входимость: 12. Размер: 316кб.
Входимость: 12. Размер: 221кб.
Входимость: 12. Размер: 131кб.
Входимость: 12. Размер: 12кб.
Входимость: 11. Размер: 59кб.
Входимость: 10. Размер: 86кб.
Входимость: 10. Размер: 25кб.
Входимость: 10. Размер: 25кб.
Входимость: 9. Размер: 69кб.
Входимость: 9. Размер: 150кб.
Входимость: 8. Размер: 32кб.
Входимость: 8. Размер: 80кб.
Входимость: 7. Размер: 94кб.
Входимость: 7. Размер: 50кб.
Входимость: 7. Размер: 93кб.
Входимость: 7. Размер: 94кб.
Входимость: 7. Размер: 94кб.
Входимость: 7. Размер: 14кб.
Входимость: 7. Размер: 26кб.
Входимость: 7. Размер: 93кб.
Входимость: 6. Размер: 12кб.
Входимость: 6. Размер: 44кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 112. Размер: 90кб.
Часть текста: самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих. Из сих источников почерпнул Димосфен всю свою силу к возбуждению страстей, ибо он немалое время у Платона учился 133 философии, а особливо нравоучению. 69а Также и Цицерон оттуду же имел чрезвычайную свою власть над сердцами слушателей, которой и самые жестокие 69б нравы не могли противиться. Для сего предлагаются здесь правила к возбуждению страстей, которые по большой части из учения о душе и из нравоучительной философии происходят. § 96 Страстию называется сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, при чем всегда бывает услаждение или скука. В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. 69в § 97 Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он...
Входимость: 111. Размер: 53кб.
Часть текста: и разделяется на правдивое и вымышленное. Правдивое изображает вещь, которая действительно есть или была. Таких описаний много есть в писателях подлинных историй и в географических книгах, 242а как у Помпония, Плиния и других. Вымышленное описание изображает вещь, которой нет и не бывало, и тем оно от вымысла не разнится. Таковые описания весьма часто находятся у стихотворцев, 242 б о чем смотри § 149. § 288 Части, описание составляющие, суть: 1) действительные части описуемой вещи, ежели она части имеет; 2) материальные свойства действительные, ежели она материальна, вымышленные, 243а ежели не материальна; 3) жизненные свойства, ежели она из рода животных; 4) действия или страдания оной; 5) время; 6) место; 7) предыдущие и последующие. Итак, в расположении частей описуемой вещи должно наблюдать пристойный порядок, который, хотя не всегда однем образом для разных свойств самой материи следовать должен, однако вообще положить можно, что в описаниях бездушных вещей пристойнее начинать с описания места, 243б потом описать целое и части и материальные их свойства и к ним присовокупить оных действия или страдания, между ими самими бывающие или в рассуждении других, вокруг лежащих вещей, также и обстоятельства времени и прочая. В описаниях одушевленных вещей или тел, которые под их видом вымышлены, первое, предложить 243в описание места или времени или просто зачать от жизненных свойств, потом, ежели есть, предложить материальные части и свойства, наконец, действия или страдания и обстоятельства времени и места, ежели где можно и пристойно. 243г § 289 Но хотя при всех риторических 243д правилах примеры великое...
Входимость: 84. Размер: 78кб.
Часть текста: Други вожди пришли, дымятся олтари; Ужь отческим богам Симойски жгут добычи; 4а Жены приносят дар, что здравы их супруги 1 5 Троянских стен верьхи уже во рвах лежат, И где Приям судил, тут дики звери спят. 5а Трава и лес растет, где домы были сперва; Лишь пепел капищь зрит на месте жертв Минерва. 5б , 1 6 Как ниву лютый огнь снедает в бурный вихрь Или когда, с горы стремлясь, река течет, Терзает жатвы с поль, весенный труд волов, И лес стремглав валит, стоящий на бугре, — Оцепенев пастух не знает, что шумит. 1 7 За здравие твое. Мы как бы у Атрида; Твоею, Ахиллес, здесь пищею довольны. Ты нас столом своим довольно угостил. Не ради пиршества к тебе мы нынь пришли: Нас Греческих полков погибель устрашает, И наши корабли едвали уцелеют. Уже тебе пора во крепость облещись: Трояна близ судов поставили свой стан, И их союзники зажгли в полках огни, Грозятся купно все, что с брегу не отступят, Пока до кораблей Ахейских не достигнут, И, грянув, 6а сам Зевес дает им добрый знак. 6б Надеясь на него, Приямов храбрый сын В ужасной ярости всех Греков презирает И в бешенстве своем богов не почитает, 6в Желает, чтоб заря скорее началась, И хвастает отсечь 6г все носы у судов, 6д И флот весь истребить, возжегши хищный пламень, И Греков всех убить, смятенных в мрачном дыме. 6е Сего весьма страшусь, и чтоб сему Зевес 6ж Так быть не попустил, и не судил бы рок Под Троей умереть далече от Еллады. Как естьли хочешь, ты то стань за нас хоть позно 6з И Греческих сынов избавь от сей беды. Ты будешь сам тужить, как нам случится зло, И рад бы пособить, да способов не будет....
Входимость: 79. Размер: 66кб.
Часть текста: предложений Г ЛАВА ШЕСТАЯ О ФИГУРАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ § 210 323 Лучшие фигуры предложений суть следующие двадцать шесть: 158г определение, изречение, 158 д вопрошение, ответствование, обращение, указание, заимословие, 159а умедление, сообщение, поправление, расположение, 159б уступление, 159в вольность, прохождение, умолчание, сомнение, заятие, 159г напряжение, пременение, 159д присовокупление, желание, моление, 159е восхищение, изображение, возвышение, восклицание. § 211 324 Определение риторическое есть расположение свойств или действий вещи таким образом, как логические определения составляются для умножения силы в предлагаемом слове; от логического определения разнятся, что в нем не требуется самый ближний род и крайнее различие определяемой вещи 159ж от прочих существ (каких определений вещь 159з больше двух иметь не может), но составляется из мест риторических. Пример определений от действия: Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник . От уравнения: 159и Он в доме отец, во граде Ликург, в поле Гектор, в море Тифис . От подобия и из других мест риторических довольно есть примеров 159к в акафистах и других церковных книгах. § 212 Изречение, 160а фигура, есть краткое и общее предложение идей, 160б особливо до нравоучения надлежащих, например: Сокровенный гнев вредит, объявленный без мщения теряется . Счастие сильных боится, ленивых угнетает . 325 О том сам не сказывай, о чем другим молчать повелеваешь . Кто боязливо просит, ...
Входимость: 68. Размер: 42кб.
Часть текста: придается, 5) напоследи все заключается следствием. 207ж Причины при каждой посылке могут быть две и больше, и оные увеличены и возвышены распространениями и вымыслами по произволению. 208а В пример предлагается сей силлогизм. Всяк, кто закон хранит, есть богу приятен, но всяк добродетельный человек закон хранит; для того всяк добродетельный человек есть богу приятен . Первая посылка Коль благополучен тот, кто во всех путях своих закон господень соблюдает, кого никакие приключения от него отторгнуть не могут, кого ни роскошь в юношестве, ни домашние попечения в мужестве, ни в старости болезни от того не отлучают! Коль благополучен он, когда тем господу своему приятен, зиждителю своему любезен! Причина от уравнения 208 б Не ласковым ли и милостивым оком взирает господин на прилежного раба, волю его тщательно исполняющего? Не 208 в сердцем ли к нему склоняется, видя, что он в деле, на него положенном, успевает, ничего полезного не оставляет, нужного не упускает, не проходит мимо ничего пристойного, что намерения его к концу приближаются, не погибает надежда, желание исполняется? Но коль божие милосердие превыше есть человеческого, толь любезнее есть пред лицем его человек, который ходит в его законе беспорочно, толь щедрее взирает господь с высоты святыя своея на хранящего заповеди его . Вторая посылка Но кто есть добродетелию украшен, не может быть закона божия нарушитель; 208г ему свойственно и сродно последовать его повелениям, 209а а преступать его волю противно есть и невозможно. Един добродетельный есть закона хранитель, закону последователь, закону послушник . Причина Ибо закону божию повиноваться и быть добродетельну едино есть . 209б Закон учит добродетели, управляет нас в неукротимом море мятежныя жизни и от пучины беззаконий отводит. Источник добродетели есть бог, он же и закона податель. Добродетелию жизнь наша украшается, законом укрепляется добродетель, добродетель в законе повелевается, закон в добродетели окончевается, и оба едино ...
Входимость: 57. Размер: 36кб.
Часть текста: великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную. § 255 Действительная хрия есть, которая изъясняет и доказывает действие, например: Лакедемоняне, стараясь детей своих научить трезвости и представить пьянство скаредным, 192а приводили их к пьяным рабам, чтобы, смотря на толь гнусное позорище, от вина отвращение имели . 421 Дионисий, тиран сицилийский, неприятелю своему Диону отметил таким образом, что сына его при дворе своем воспитал в роскоши между худыми людьми и тем нравы его испортил . 422 Таковые действия поставляются темами действительной хрии. § 256 Словесная хрия изъясняет и доказывает какую-нибудь краткую нравоучительную речь, например: Добрые нравы оскверняет гордость (Клавдиан). 423 Живи, поминая смерть; время летит и, что молвил я, то уже минулось 192б (Персий). 424 Мщение есть подлыя души утешение (Ювенал). 425 § 257 Смешанная хрия есть, которая изъясняет и доказывает действие, с краткою нравоучительною речью соединенное, например: Когда Анаксагору сказали, что сын его умер, тогда он так ответствовал: я знал, что он смертен родился . 426 § 258 Хрия состоит из осьми частей, которые суть: 1) приступ, 192в 2) парафразис, 3) причина, 4) противное, 5) подобие, 6) пример, 7) свидетельство, 8) заключение. В первой части похвален или описан быть должен тот, кто оную речь сказал или дело сделал, что соединяется с 193а темою хрии. Во второй изъясняется предложенная тема чрез распространения. 193б В третией присовокупляется довольная к доказательству темы причина. В четвертой предлагается противное, то есть, что предложенному в теме учению в противность бывает, тому противное...
Входимость: 52. Размер: 64кб.
Часть текста: в рассуждении совершенного разума суть то же, что у риторов периоды (§ 34 и 40). Итак, когда к предложениям присовокупляются идеи для явственнейшего оных воображения в уме, то и периоды приполняются. И посему распространения риторические включают в себе и пополнение 32в периодов. § 50 Распространений суть два рода — умножительный и увеличительный. Оба в том сходны, что слово распространяют, но тем разнятся, что первое больше расширяет и служит к пополнению периодов, 33а второе придает ему притом больше важности. Однако увеличительное распространение разнится от возвышения слова, ибо сие возносит, а оное наполняет; сие придает силы, а оное изобилия; сие устремляет, а оное разливает; возвышение больше от украшения, а увеличительное распространение от изобретения зависит. § 51 Умножительное распространение пополняет слово, а не надувает или растягивает. В сем погрешают многие из новых сочинителей, когда, отложив 33б меру, принуждают себя, чтобы распространить слово. Никакого погрешения больше нет в красноречии, как непристойное и детское, пустым шумом, а не делом наполненное многословие, например: Ни единой беды нет, о которой бы рассуждал премудрый, чтобы оной убегать для пользы отечества. Кто рассуждает здраво, тот не будет думать, ...
Входимость: 50. Размер: 36кб.
Часть текста: два, или три, или больше вымышленных лиц, разговаривая об ней между собою. Таким образом расположены Тускулянские Цицероновы вопросы, 438 Лукиановы и Еразмовы разговоры 439 и у стихотворцев театральные поэмы, эклоги и прочие. § 277 Разговор разделяется на натуральный, ненатуральный и смешанный. Натуральный есть, когда люди, между собою о чем разговаривающие, представляются, как у Виргилия в Эклогах и у Феокрита в Идиллиях пастухи о своей любви или о других случаях разговаривают. В ненатуральном разговоре представляются звери или и бездушные вещи, о чем-нибудь рассуждающие, как например: разговаривает мышь с попугаем 227а или муха со старою лошадью о нравах человеческих. Смешанный разговор бывает, когда человек с каким животным разговаривает. Так у Лукиана рассуждает петух с сапожником 227б и смеется Пифагорову учению о преселении душ. 440 § 278 Сих трех родов разговоры бывают 227в чистые и нечистые. Чистые состоят только из однех рассуждений, описаний или повествований; нечистые включают в себе какие-нибудь действия. Такие действия разделяются на прямые и косвенные. Прямые 227г действия точно словами или и самым делом 227д изображаются, как в трагедиях и комедиях на письме вне разговора или на театре действительно представляются. Косвенные 227е действия только показываются из речей разговаривающих между собою лиц. Так начинает Еразм разговор о алхимии. Филекой . Что за новая диковина, что Лал так приятно улыбается и почти взаходы смеется, и меж тем еще крестится? Спрошу я о его счастии: здравствуй, любезный мой Лал. Мне кажется, что ты...
Входимость: 44. Размер: 18кб.
Часть текста: в повествованиях и описаниях; напротив того, по наращению всегда важнейшие идеи следуют тем, которые не так важны, и заключаются самою важною, что наблюдать должно в периодах, которыми хотим что доказывать, возбудить 266б или утолять страсти. Пример из Цицеронова слова за Секста Росция Америна: Просим у 266 в тебя, Фанний, и у вас, судии, чтобы вы с крайнею строгостию злодеям отметили и мужественно против продерзких людей восстали 266г и чтобы вы о том подумали, 266д что, ежели в нынешнем суде не покажете 266е вашей строгости, то сии жадные, беззаконные и продерзкие толь нахально поступят, что не токмо тайно, но и здесь на площади пред судищем 266 ж твоим, Фанний, пред ногами вашими, судии, между самими местами заседания вашего убийства чиниться будут . 467 § 317 Приложение состоит: 1) в именах прилагательных и причастиях, сочиненных с их падежами, 2) в деепричастиях, также свои падежи правящих, 266з 3) в предложениях, чрез возносительные местоимения и наречия к другим присовокупленных, 4) 266и в именах, предлогами к 266к предложениям присоединенных. 266л § 318 Приложения, состоящие в именах прилагательных и причастиях, полагаются в средине того предложения, к которому они надлежат, 267а что больше бывает в повествованиях и описаниях, например: Она Секста Росция, ничего...
Входимость: 35. Размер: 27кб.
Часть текста: 74 109 Доводы состоят иногда из одного, иногда из многих силлогизмов, между собою сопряженных. Силлогизм составляется из трех рассуждений, из которых два первые называются посылками, а третие — следствием, которое из посылок выводят. Посылки бывают 1) или обе общие или 2) одна общая, а другая особенная, 3) обе утвердительные или 4) одна утвердительная, а другая отрицательная. В первом случае следствие должно быть всегда общее, во втором — всегда особенное, в третьем — всегда утвердительное, в четвертом — всегда отрицательное. Пример первого и третьего: Всяк, кто закон хранит, есть богу приятен. Но всяк добродетельный закон хранит. Следовательно, всяк добродетельный есть богу приятен . Пример второго и четвертого: Всяк благоразумный рассуждает о будущем. Но Семпроний не рассуждает о будущем. Следовательно, Семпроний неблагоразумен . Ежели обе посылки будут особенные или отрицательные, то ничего не следует. § 75 Прочие главные свойства прямого силлогизма состоят в наблюдениях посредствующего термина, который не что иное есть, как причина самого следствия, например: в первом силлогизме посредствующий термин есть закон хранит, во втором — рассуждает о будущем . Оные наблюдения суть следующие: 1) посредствующий термин не должен быть никогда 58 а в следствии, 58б 2) ему надлежит быть в каждой посылке пооднажды, 3) в одной посылке должно ему быть общим, а в другой — особенным. 58в Сие познается потому, что общим бывает он всегда в подлежащем общих предложений и в сказуемом отрицательных, особенным бывает всегда в подлежащем особенных и в сказуемом утвердительных 58г предложений. § 76 Часто бывает, а особливо у сочинителей...