• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1736"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Репорт в Академию Наук об учебных занятиях в Марбурге. 1738 октября 15 (№ 502)
    Входимость: 19. Размер: 103кб.
    2. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Студент Петербургской академии наук
    Входимость: 11. Размер: 35кб.
    3. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. VI. Петербургская академия наук
    Входимость: 9. Размер: 47кб.
    4. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава IV
    Входимость: 9. Размер: 61кб.
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 9. Размер: 148кб.
    6. Записка о необходимости преобразования Академии Наук. 1758—1759 (№ 400)
    Входимость: 8. Размер: 131кб.
    7. Холодюк А.: Марбургские страницы жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    8. Биография (вариант 13, автор неизвестен)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    9. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава III
    Входимость: 6. Размер: 53кб.
    10. "Краткая история о поведении Академической Канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени". 1764 не позднее августа 26 (№470)
    Входимость: 6. Размер: 221кб.
    11. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Именной указатель
    Входимость: 5. Размер: 69кб.
    12. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава V
    Входимость: 5. Размер: 68кб.
    13. Основные даты жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    14. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Основные даты жизни и творчества М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    15. Биография Ломоносова М.В. (автор неизвестен). Учеба в Марбурге
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    16. Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 15кб.
    17. Биография (вариант 8, автор неизвестен)
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    18. Борзаковский И.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    19. Биография (вариант 1, автор неизвестен)
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    20. Карпеев Э. П.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    21. Биография Ломоносова М.В. (автор неизвестен). Направление на обучение заграницу
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    22. Биография Ломоносова М.В. (автор неизвестен). Учеба в Петербурге
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    23. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава вторая. Дебюты и утверждение Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 101кб.
    24. Морозов А.: Ломоносов. Основные даты жизни и деятельности М. В. Ломоносова
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    25. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1737 г.
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    26. Жуковская Т. Н.: Ломоносов Михаил Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    27. Владимиров П.: Ломоносов Михаил Васильевич (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона) - старая орфография
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    28. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. IV. Образовательновоспитательные проблемы в русской просветительной педагогике
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    29. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Очерк деятельности М. В. Ломоносова в области мозаичного искусства. Глава II. Страница 1
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    30. Указатель личных имен (Административно-хозяйственная работа)
    Входимость: 3. Размер: 94кб.
    31. Самин Д. К.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    32. Описание в начале 1744 года явившийся кометы
    Входимость: 3. Размер: 271кб.
    33. Хартанович М. Ф.: Михаил Васильевич Ломоносов
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    34. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. 1736 г.
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    35. Безбородов М. А.: М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. Глава первая. Теория и практика в работах Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    36. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть вторая. "Сколь трудно полагать основания!". Глава I
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    37. Проект доношения Канцелярии АН в Сенат о водном режиме Волги, Дона и других русских рек. 1758 декабря 4 (№ 110)
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    38. Биография (вариант 9, автор неизвестен)
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    39. Сиповский В. В.: Михайло Ломоносов - жизнь и творчество (старая орфография)
    Входимость: 3. Размер: 105кб.
    40. Диссертация о рождении и природе селитры
    Входимость: 3. Размер: 250кб.
    41. Указатель личных имен (письма)
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    42. Указатель личных имен (Проекты переустройства Академии Наук)
    Входимость: 3. Размер: 94кб.
    43. Алексеева Н. Ю.: Ломоносов М. В.
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    44. Ломоносов М. В. - Корфу И. -А., 4 сентября 1737 г.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    45. Макеева В. Н.: История создания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова. Глава II. Филологическая подготовка Ломоносова и его деятельность в области филологии до выхода в свет "Российской грамматики"
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    46. Указатель личных имен (Планы и отчеты о работах)
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    47. Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века. Синхронистика русской литературы XVIII в.
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    48. Указатель личных имен (Прохождение академической службы)
    Входимость: 3. Размер: 94кб.
    49. Труды по русской истории, 1747—1764 гг. Указатель личных имен
    Входимость: 2. Размер: 130кб.
    50. Доношение в Академию Наук об удержании денег, полученных в счет жалованья. 1743 апреля 23 (№ 477)
    Входимость: 2. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Репорт в Академию Наук об учебных занятиях в Марбурге. 1738 октября 15 (№ 502)
    Входимость: 19. Размер: 103кб.
    Часть текста: das Collegium physicum theoreticum von 11 biß 12 des Morgens, und Collegium logicum von 4 biß 5 des Nachmittags gehöret. Nunmehro aber das Collegium physicum experimentale von 9 biß 10 des Morgens wie auch das Collegium metaphysicum von 3 biß 4 Nachmittags bey ebendem Hern Regierungs-Rath Wolf[f] frequentire. Die Chimie aber in den Börhaavens, Stahls und Stabels Schrifften repetire. Ich habe mich auch biß dato in dem Zeichnen von 10 biß 11 des Morgens exerciret. Die Rechnung von meinen angewandeten Geldern ist fol gende. Ich habe den 10 Augusti 128 Reichsthaler empfangen, von welchen aufgegangen:     R. [thal.] Alb. für das Mittagsessen für 38 Wochen 38   für das Abendessen für 28 Wochen 14 der Stubenlohn für ein Halbjahr 10 für 1¼ Klafter Holtz   3 30 — 4 Paar Schuhe und Pantoufles   4 35 der Wäscherin für ein Halbjahr   3 15 dem Zeichen-Meister für 6 Monate   6     R. [thal.] Alb....
    2. Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Студент Петербургской академии наук
    Входимость: 11. Размер: 35кб.
    Часть текста: с XVII в. внешняя и внутренняя торговля. Северная война, которую Россия вела в течение 21 года, способствовала созданию регулярной армии и флота. Борьба за преодоление отсталости за развитие культуры была важнейшей задачей Полнтики Петра I. Подготовка к открытию Академии велась в течение нескольких лет при личном участии Петра I. В январе 1724 г. Петр I рассмотрел составленный по его указанию Проект положения об Академии наук и при ней Университета. Затем вопрос об основании нового учреждения обсуждался в Сенате и был издан указ, согласно которому в стране создавался высший научный центр и определялась постоянная сумма на его содержание Но к сенатскому указу не был приложен Проект устройства Академии и поэтому он не получил силу закона. И хотя. Академия более 20 лет руководствовалась в своей работе положениями этого проекта до 1747 г она постоянно испытывала затруднения r толковании своих прав и обязанностей, что весьма осложняло ее деятельность И все же в отличие от многих зарубежных кого порапий высшее научное учреждение России получило государственное устройство. Несмотря на то что в последующие годы в деятельности Академии возникали финансовые затруднения, государственные ассигнования в целом позволяли ей содержать постоянный штат, а также иметь научные кабинеты, лаборатории, библиотеку и т. д. Петербург середины XVIII в. Гравюра М. И. Махаева, 1753 г. В основе деятельности Академии наук лежала идея ПетраI о неразрывной связи теоретических исследований с их практическим применением. Перед Академией стояли важные задачи: не только осуществлять научные изыскания и вести подготовку отечественных ученых, но и быть учреждением, обеспечивающим выполнение неотложных государственных заданий, прежде всего изучение природных богатств страны, а также стать главным центром просвещения по всей империи. Таким...
    3. Морозов А.: Ломоносов. Часть вторая. VI. Петербургская академия наук
    Входимость: 9. Размер: 47кб.
    Часть текста: славы». Петр I Петр I учредил Русскую Академию наук по своему замыслу. В составленном по его указаниям проекте Академии, поданном ему 22 января 1724 года, твердо было сказано, что нам нет нужды «следовать в протчих государствах принятому образцу». Он хотел, чтобы Петербургская Академия была не только местом, где науки «обретаются», но и таким учреждением, которое обеспечило бы научную разработку государственных задач и было мощным просветительным центром, распространявшим знания по всей стране. Академия наук должна была восполнить отсутствие университета, ибо создавать сразу два новых самостоятельных учреждения было нецелесообразно. В проекте указывалось, что «при заведении простой Академии» науки «не скоро в народе расплодятся». А учреждение одного университета не позволит создать надежной системы образования, при которой молодые люди действительно могли бы не только «началам обучиться», но и впоследствии «выше градусы науки воспринять». Академики-иностранцы обязывались не только свои «науки производить», но и в кратчайший срок подготовить достаточное число русских людей, которые могли бы сами обучать «первым рудиментам» (основаниям) всех наук. Петр собственноручно приписал к проекту: «надлежит по два человека еще прибавить, которые из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». При академическом университете учреждалась гимназия. Приданные Академии мастерские должны были выполнять государственные заказы, оказывать поддержку «вольным художествам и мануфактурам». Создавая Академию наук, Петр опирался на весь свой государственный опыт. Им руководило ясное представление о значении Русской Академии для развития производительных и культурных сил страны. Такой взгляд на вещи не был свойствен коронованным особам Европы. Фридрих II уверял Вольтера, что его дед, основавший в...
    4. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава IV
    Входимость: 9. Размер: 61кб.
    Часть текста: Это был переезд из Московской Руси в Россию европеизированную. Град Петра, немногим старше, чем молодые люди, приехавшие из Москвы, представлял собой прямую противоположность древней столице. Москва была городом причудливо живописным. Казалось, ее задумал и создал Изограф, послушный своей прихотливой фантазии. Петербург же представлял собой продуманно скульптурный город. Его создавал Геометр, послушный законам рационально прекрасных соразмерностей. Москва - это почти шестьсот лет русской истории, зримо запечатленных в городском облике (несколько городов в одном, как замечал Ломоносов). Петербург - это всего лишь тридцать три года (то есть, по существу, никакого прошлого), а точнее сказать: тридцать три года настоящего, которое прямыми, как стрелы, улицами и такими же прямыми просеками, вырубленными в лесу под запланированные "першпективы", нетерпеливо устремилось в будущее, Ломоносову, который лишь на восемь лет был моложе Петербурга, нетерпеливости было не занимать. После беседы с "московскими студентами" Шумахер направил в Сенат доношение об их прибытии и о необходимости выделения денег на их содержание. При этом вполне допускалось, а может быть, и расчет был на то. что требуемых денег не выдадут: "Буде же суммы на оных отпущено не будет, то б велено было оных учеников куда надлежит отослать обратно". Впрочем, Сенат изыскал возможность определить на содержание недавних москвичей довольно значительную сумму. 3 февраля 1736 года Канцелярия получила 300 рублей. Было положено расходовать ежемесячно по 5 рублей на питание каждого студента, часть денег была употреблена на покупку белья и мебели (по 1 столу на каждого). Напомним, что в Москве выделялось на одного студента всего лишь 10 рублей в год....
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 9. Размер: 148кб.
    Часть текста: с большими техническими трудностями и во многом зависело от характера взаимоотношений Московского государства с западными соседями. Например, в XVI в. были приглашены свыше ста зарубежных специалистов — врачей, аптекарей, архитекторов и др. Но неприязненные отношения с Ганзой и Ливонским орденом привели к тому, что в Россию не пропустили ни одного из них. 2 Необходимость иметь в стране собственных специалистов была ясна передовым русским государственным деятелям давно, и уже в начале XVII в. были приняты действенные шаги в этом направлении. При Борисе Годунове правительство намеревалось даже создать для подготовки русских специалистов высшее учебное заведение и для начала послать несколько молодых людей учиться в заграничных университетах. Эта попытка успеха не имела. Развернувшиеся события, связанные с польско-шведской интервенцией, привели к тому, что о посланных за границу (в английские университеты) юношах забыли, а когда — уже в царствование Михаила Федоровича — о них вспомнили, то их следы совершенно затерялись. 3 Тем не менее попытки московских царей посылать молодых людей учиться за границу не прекращались....
    6. Записка о необходимости преобразования Академии Наук. 1758—1759 (№ 400)
    Входимость: 8. Размер: 131кб.
    Часть текста: Сената о рассмотрении и исправлении всех российских законов по справедливости касается и до имп. Академии Наук. Того ради высокопомянутый Правительствующий Сенат повелел учинить Академического регламента рассмотрение. 1 Всевожделенный случай к исправлению бедного состояния Академии! Однако вкоренившееся и застарелое в ней злочастие 1а чинит препоны и сему великому матернему и божественному попечению и желанию всемилостивейшия монархини нашея, ибо все оное рассмотрение пресеклось коварными происками и наглыми поступками, которыми самозванный сочинитель, 2 а следовательно и защи[ти]тель оного регламента старался от него отвести высочайший указ е. в., данный из Правительствующего Сената о исправлении законов. Стоя за пользу и важность высокопомянутого указа, принужден я был претерпеть неправедное и несносное огорчение, 3 однако как прочих поношений и гонений, мною претерпенных, так и сего не упоминаю обстоятельно. Ныне 1б в рассуждении Академии 1в предприял я отдать отечеству последнюю...
    7. Холодюк А.: Марбургские страницы жизни М. В. Ломоносова
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    Часть текста: и затей. Мы никогда не переспорим его стихов, его статей. Е. Евтушенко Мы условились встретиться с преподавателем русского языка Барбарой Кархофф у старого здания давно ставшего ей родным университета, где по ее инициативе в 1982 году установлена мемориальная доска, свидетельствующая, что здесь, в Марбурге, учился Михаил Ломоносов. Текст памятной надписи на двух языках составлен самой Барбарой, посвятившей себя развитию разностороннего сотрудничества России и Германии, привлечению внимания общественности ФРГ к русскому языку и литературе, пропаганде русской культуры: Michail Vasilevic Lomonosov 1711 - 1765 Student der Marburger Universitat 1736 -1739 GroBer russischer Gelehrter und Schriftsteller grundete 1755 die Moskauer Universitat, die seinen Namen tragt" Есть в этом тексте и цитата из Ломоносова: Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет. " Uberall erforschet ohne Unterlass, was herrlich ist und wunderschon, was die Welt noch nicht geseh"n" Для настоящей статьи специально выбрана форма диалога между Барбарой Кархофф и автором...
    8. Биография (вариант 13, автор неизвестен)
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 год она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». Историк, славист Владимир Иванович Ламанский пишет: «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями». Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне,...
    9. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть первая. "Восторг внезапный ум пленил!". Глава III
    Входимость: 6. Размер: 53кб.
    Часть текста: А. Левенгука и X. Гюйгенса, французов Р. Декарта и Б. Паскаля и других естествоиспытателей не только продемонстрировала грандиозные достижения "вольного философствования" в познании законов природы, но и показала, что дальнейший прогресс науки возможен лишь при условии тесного взаимодействия ученых, регулярного обмена идеями, результатами опытов и т. д. В XVII веке под эгидой королевской власти возникли авторитетнейшие содружества ученых - Лондонское королевское общество (1660) и Парижская Академия (1666). В самом конце XVII века была основана Болонская Академия наук (почетным членом которой станет впоследствии Ломоносов). В 1700 году создана Прусская Академия наук в Берлине. Во время своих заграничных путешествий Петр I самым пристрастным образом вникал в научную жизнь Западной Европы. В Англии он побывал в Лондонском королевском обществе, посетил Гринвичскую обсерваторию и беседовал с ее директором Дж. Флемстидом, ездил в Оксфордский университет, осматривал Монетный двор (не исключено, что встречался с И. Ньютоном, который в ту пору заведовал Монетным двором). В Голландии он слушал лекции знаменитого анатома Ф. Рюиша, посещал Лейденский ботанический сад в сопровождении выдающегося врача Г. Бургаве, однажды в течение двух часов производил микроскопические наблюдения под руководством самого А. Левенгука. ...
    10. "Краткая история о поведении Академической Канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени". 1764 не позднее августа 26 (№470)
    Входимость: 6. Размер: 221кб.
    Часть текста: НЫНЕШНЕГО ВРЕМЕНИ Глава первая содержит поведение от начала до нового штата § 1 Во время приезда в Санктпетербург самых первых профессоров: Германа, двух Бернуллиев, Билфингера, Беккенштейна и других был президент архиатер доктор Лавреньтей Блументрост, а у государевой библиотеки приставлен библиотекарем, что после был статским советником, Иван-Данил Шумахер, которому президент отдал под смотрение и денежную казну, определенную на Академию. § 2 Посему выдача жалованья профессорам стала зависеть от Шумахера, и все, что им надобно, принуждены были просить от него же. Сверх сего Шумахер, будучи в науках скуден и оставив вовсе упражнение в оных, старался единственно искать себе большей поверенности у Блументроста и у других при дворе приватными 1* прислугами, на что уже и надеясь, поступал с профессорами не таким образом, как бы должно было ему оказывать себя перед людьми, толь учеными и в рассуждении наук великими, от чего скоро воспоследовали неудовольствия и жалобы. § 3 Шумахер для укрепления себе присвоенной власти приласкал на помочь студента Миллера, что ныне профессор, и в начатой безо всякого формального учреждения и указа Канцелярии посадил его с собою, ибо усмотрел, что оный Миллер, как еще молодой студент и недалекой в науках надежды, примется охотно за одно с ним ремесло в надежде скорейшего получения чести, в чем Шумахер и не обманулся, ибо сей студент, ходя по профессорам, переносил друг про друга оскорбительные вести и тем привел их в немалые ссоры, которым их несогласием Шумахер весьма пользовался, представляя их у президента смешными и неугомонными....