• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "З"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 1731).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    133ЗАБОТА (ЗАБОТЫ, ЗАБОТУ, ЗАБОТ, ЗАБОТОЙ)
    107ЗАБОТИТЬ (ЗАБОТИЛ, ЗАБОТИЛА, ЗАБОТИЛИ, ЗАБОТИТ)
    96ЗАБЫВАТЬ (ЗАБЫВАЙ, ЗАБЫВАЕТ, ЗАБЫВАЛ, ЗАБЫВАЯ)
    136ЗАБЫТЬ (ЗАБЫЛ, ЗАБУДУ, ЗАБУДЬТЕ, ЗАБЫЛИ)
    218ЗАВЕДЕНИЕ (ЗАВЕДЕНИЙ, ЗАВЕДЕНИЯ, ЗАВЕДЕНИЯХ, ЗАВЕДЕНИИ)
    208ЗАВИСЕТЬ (ЗАВИСИТ, ЗАВИСЯТ, ЗАВИСЕЛА, ЗАВИСЕЛО)
    147ЗАВИСИМОСТЬ (ЗАВИСИМОСТИ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ЗАВИСИМОСТЬЮ)
    435ЗАВОД (ЗАВОДЫ, ЗАВОДОВ, ЗАВОДА, ЗАВОДАХ)
    200ЗАГЛАВИЕ (ЗАГЛАВИЕМ, ЗАГЛАВИЯ, ЗАГЛАВИИ, ЗАГЛАВИЮ)
    108ЗАДАНИЕ (ЗАДАНИЯ, ЗАДАНИЮ, ЗАДАНИЙ, ЗАДАНИЕМ)
    492ЗАДАЧА (ЗАДАЧИ, ЗАДАЧУ, ЗАДАЧЕЙ, ЗАДАЧАМ)
    180ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ (ЗАЖИГАТЕЛЬНОМ, ЗАЖИГАТЕЛЬНОГО, ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ, ЗАЖИГАТЕЛЬНОЮ, ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМ)
    125ЗАКАЗ (ЗАКАЗУ, ЗАКАЗА, ЗАКАЗЫ, ЗАКАЗОМ)
    244ЗАКЛЮЧАТЬ (ЗАКЛЮЧАЕТ, ЗАКЛЮЧАЛА, ЗАКЛЮЧАЮТ, ЗАКЛЮЧАЛИ, ЗАКЛЮЧАЛ)
    146ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ЗАКЛЮЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ЗАКЛЮЧЕНИИ)
    149ЗАКЛЮЧИТЬ (ЗАКЛЮЧЕНА, ЗАКЛЮЧЕН, ЗАКЛЮЧЕНЫ, ЗАКЛЮЧИЛ)
    759ЗАКОН (ЗАКОНОВ, ЗАКОНАМ, ЗАКОНЫ, ЗАКОНА)
    122ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ)
    251ЗАКОНЧИТЬ (ЗАКОНЧЕНА, ЗАКОНЧИЛ, ЗАКОНЧЕНО, ЗАКОНЧИЛИ)
    137ЗАЛ, ЗАЛА (ЗАЛЕ, ЗАЛАХ, ЗАЛОМ)
    122ЗАЛИВ (ЗАЛИВА, ЗАЛИВЕ, ЗАЛИВОВ, ЗАЛИВОМ)
    131ЗАЛОГ (ЗАЛОГА, ЗАЛОГОВ, ЗАЛОГОМ, ЗАЛОГИ)
    115ЗАМЕНИТЬ (ЗАМЕНЕНО, ЗАМЕНИЛ, ЗАМЕНЕНЫ, ЗАМЕНЕН)
    201ЗАМЕТИТЬ (ЗАМЕТИЛ, ЗАМЕТИМ, ЗАМЕТИЛИ, ЗАМЕЧЕНО)
    522ЗАМЕТКА (ЗАМЕТКЕ, ЗАМЕТОК, ЗАМЕТКИ, ЗАМЕТКАХ)
    139ЗАМЕТНЫЙ (ЗАМЕТНО, ЗАМЕТНУЮ, ЗАМЕТНЫ, ЗАМЕТНЫМ)
    288ЗАМЕЧАНИЕ (ЗАМЕЧАНИЙ, ЗАМЕЧАНИЯ, ЗАМЕЧАНИЯМИ, ЗАМЕЧАНИЯХ)
    291ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ (ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ)
    112ЗАМЕЧАТЬ (ЗАМЕЧАЕТ, ЗАМЕЧАЛИ, ЗАМЕЧАЛ, ЗАМЕЧАЕМ)
    147ЗАМЫСЕЛ (ЗАМЫСЛОВ, ЗАМЫСЛЫ, ЗАМЫСЛА, ЗАМЫСЛУ)
    414ЗАНИМАТЬ (ЗАНИМАЛИ, ЗАНИМАЕТ, ЗАНИМАЮТ, ЗАНИМАЛ)
    374ЗАНЯТИЕ (ЗАНЯТИЯХ, ЗАНЯТИЯ, ЗАНЯТИЯМ, ЗАНЯТИЙ, ЗАНЯТИЯМИ)
    115ЗАНЯТЫЙ, ЗАНЯТАЯ (ЗАНЯТ, ЗАНЯТЫ, ЗАНЯТА, ЗАНЯТЫЕ)
    245ЗАНЯТЬ (ЗАНЯТ, ЗАНЯЛ, ЗАНЯТЫ, ЗАНЯЛИ)
    243ЗАПАД (ЗАПАДУ, ЗАПАДА, ЗАПАДЕ, ЗАПАДОВ)
    166ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ (ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ)
    261ЗАПАДНЫЙ (ЗАПАДНОЙ, ЗАПАДНОГО, ЗАПАДНЫХ, ЗАПАДНЫЕ)
    158ЗАПИСАТЬ (ЗАПИСАНО, ЗАПИСАЛ, ЗАПИСАНЫ, ЗАПИСАН)
    651ЗАПИСКА (ЗАПИСКУ, ЗАПИСКИ, ЗАПИСОК, ЗАПИСКАХ)
    518ЗАПИСЬ (ЗАПИСЕЙ, ЗАПИСИ, ЗАПИСЯМ, ЗАПИСЯХ)
    245ЗАПРОС (ЗАПРОСЫ, ЗАПРОСОВ, ЗАПРОСОМ, ЗАПРОСАМ)
    147ЗАРЯ (ЗАРИ, ЗАРЕ, ЗАРЮ, ЗАРЕЙ)
    453ЗАСЕДАНИЕ (ЗАСЕДАНИЙ, ЗАСЕДАНИИ, ЗАСЕДАНИЯХ, ЗАСЕДАНИЯ)
    228ЗАСЛУГА (ЗАСЛУГИ, ЗАСЛУГ, ЗАСЛУГАМИ, ЗАСЛУГАМ)
    103ЗАСТАВИТЬ (ЗАСТАВИЛО, ЗАСТАВИЛИ, ЗАСТАВИЛ, ЗАСТАВИЛА)
    106ЗАСТАВЛЯТЬ (ЗАСТАВЛЯЕТ, ЗАСТАВЛЯЛ, ЗАСТАВЛЯЮТ, ЗАСТАВЛЯЛА)
    1222ЗАЧЕРКНУТЫЙ (ЗАЧЕРКНУТОГО, ЗАЧЕРКНУТОЕ, ЗАЧЕРКНУТЫХ, ЗАЧЕРКНУТЫЕ)
    2262ЗАЧЕРКНУТЬ (ЗАЧЕРКНУТО, ЗАЧЕРКНУТЫ, ЗАЧЕРКНУТ, ЗАЧЕРКНУЛО, ЗАЧЕРКНУТА)
    147ЗАЩИТА (ЗАЩИТУ, ЗАЩИТЫ, ЗАЩИТЕ, ЗАЩИТОЙ)
    97ЗАЩИТНИК (ЗАЩИТНИКОМ, ЗАЩИТНИКАМИ, ЗАЩИТНИКА, ЗАЩИТНИКУ)
    105ЗАЩИЩАТЬ (ЗАЩИЩАЕТ, ЗАЩИЩАЛ, ЗАЩИЩАЮТ, ЗАЩИЩАЯ)
    103ЗАЯВИТЬ (ЗАЯВИЛ, ЗАЯВИЛА, ЗАЯВИЛИ, ЗАЯВЛЕНО)
    110ЗАЯВЛЯТЬ (ЗАЯВЛЯЛ, ЗАЯВЛЯЕТ, ЗАЯВЛЯЯ, ЗАЯВЛЯЮ, ЗАЯВЛЯЛИ)
    199ЗВАНИЕ (ЗВАНИЯ, ЗВАНИИ, ЗВАНИЕМ, ЗВАНИЮ)
    113ЗВАТЬ (ЗОВЕТ, ЗОВУ, ЗОВУТ, ЗВАЛИ)
    545ЗВЕЗДА (ЗВЕЗДЫ, ЗВЕЗД, ЗВЕЗДАМ, ЗВЕЗДАМИ)
    125ЗВЕРЬ (ЗВЕРЕЙ, ЗВЕРИ, ЗВЕРЯМ, ЗВЕРЯ)
    288ЗВУК (ЗВУКОВ, ЗВУКИ, ЗВУКА, ЗВУКУ)
    123ЗВУЧАТЬ (ЗВУЧИТ, ЗВУЧАТ, ЗВУЧУ, ЗВУЧАЛИ, ЗВУЧАЛ)
    282ЗДАНИЕ (ЗДАНИИ, ЗДАНИЯ, ЗДАНИЙ, ЗДАНИЯХ)
    142ЗДЕШНИЙ (ЗДЕШНЕЙ, ЗДЕШНИХ, ЗДЕШНИЕ, ЗДЕШНЕМУ)
    126ЗДОРОВЫЙ (ЗДОРОВО, ЗДОРОВ, ЗДОРОВЫМИ, ЗДОРОВОГО, ЗДОРОВЕЕ)
    100ЗДОРОВЬЕ (ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЕМ, ЗДОРОВЬЮ)
    104ЗЕЛЕНОВАТЫЙ (ЗЕЛЕНОВАТАЯ, ЗЕЛЕНОВАТОМУ, ЗЕЛЕНОВАТЫМИ, ЗЕЛЕНОВАТОЮ, ЗЕЛЕНОВАТОЙ)
    300ЗЕЛЕНЫЙ (ЗЕЛЕНОГО, ЗЕЛЕНЫЕ, ЗЕЛЕНЫМИ, ЗЕЛЕНАЯ)
    116ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯМИ)
    1724ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛЕЮ, ЗЕМЛЕ, ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛИ)
    122ЗЕМЛЯК (ЗЕМЛЯКА, ЗЕМЛЯКОВ, ЗЕМЛЯКИ, ЗЕМЛЯКАМ)
    729ЗЕМНАЯ (ЗЕМНЫХ, ЗЕМНОГО, ЗЕМНОЙ, ЗЕМНЫЕ, ЗЕМНОМ)
    637ЗЕРКАЛО (ЗЕРКАЛА, ЗЕРКАЛОМ, ЗЕРКАЛЕ, ЗЕРКАЛАХ)
    107ЗЕРКАЛЬНЫЙ (ЗЕРКАЛЬНОГО, ЗЕРКАЛЬНЫЕ, ЗЕРКАЛЬНОМ, ЗЕРКАЛЬНЫХ)
    144ЗЕРНО (ЗЕРНА, ЗЕРЕН, ЗЕРНЕ, ЗЕРНАМИ)
    307ЗИМА (ЗИМОЮ, ЗИМОЙ, ЗИМЫ, ЗИМУ)
    128ЗИМНИЙ (ЗИМНИМ, ЗИМНИЕ, ЗИМНЕЕ, ЗИМНЕЙ)
    255ЗЛАТАЯ (ЗЛАТОЙ, ЗЛАТО, ЗЛАТА, ЗЛАТЫХ, ЗЛАТЫЕ)
    115ЗЛАТО (ЗЛАТА, ЗЛАТОМ, ЗЛАТУ, ЗЛАТАМ)
    375ЗЛАЯ (ЗЛЫХ, ЗЛА, ЗОЛ, ЗЛОЙ, ЗЛО)
    287ЗЛО (ЗЛА, ЗОЛ, ЗЛОМ, ЗЛЕ)
    106ЗЛОДЕЙ (ЗЛОДЕЕВ, ЗЛОДЕИ, ЗЛОДЕЯМ, ЗЛОДЕЯ)
    229ЗНАК (ЗНАКОМ, ЗНАКИ, ЗНАКАМИ, ЗНАКАХ)
    101ЗНАКОМСТВО (ЗНАКОМСТВА, ЗНАКОМСТВУ, ЗНАКОМСТВЕ, ЗНАКОМСТВОМ)
    154ЗНАКОМЫЙ (ЗНАКОМ, ЗНАКОМЫХ, ЗНАКОМЫ, ЗНАКОМЫЕ)
    98ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ (ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ, ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМИ, ЗНАМЕНАТЕЛЬНО)
    210ЗНАМЕНИТЫЙ (ЗНАМЕНИТОЙ, ЗНАМЕНИТЫМ, ЗНАМЕНИТОГО, ЗНАМЕНИТАЯ)
    527ЗНАНИЕ (ЗНАНИЯ, ЗНАНИЙ, ЗНАНИИ, ЗНАНИЮ)
    283ЗНАТНЫЙ (ЗНАТНЫЕ, ЗНАТНЫХ, ЗНАТНЫМ, ЗНАТНОМ, ЗНАТНОЕ)
    196ЗНАТЬ (ЗНАТЬЮ, ЗНАТИ)
    711ЗНАТЬ (ЗНАЕМ, ЗНАЕТ, ЗНАЛ, ЗНАЯ)
    875ЗНАЧЕНИЕ (ЗНАЧЕНИЙ, ЗНАЧЕНИЮ, ЗНАЧЕНИИ, ЗНАЧЕНИЯ)
    392ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНО, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ)
    325ЗНАЧИТЬ (ЗНАЧИТ, ЗНАЧАТ, ЗНАЧИЛ, ЗНАЧИЛО)
    118ЗНАЮЩИЙ (ЗНАЮЩИХ, ЗНАЮЩИЕ, ЗНАЮЩЕМУ, ЗНАЮЩИМ)
    168ЗОЛА (ЗОЛ, ЗОЛЫ, ЗОЛЕ, ЗОЛУ)
    1117ЗОЛОТАЯ, ЗОЛОТОЙ (ЗОЛОТО, ЗОЛОТОГО, ЗОЛОТА)
    681ЗОЛОТО (ЗОЛОТА, ЗОЛОТОМ, ЗОЛОТУ, ЗОЛОТЕ)
    357ЗРЕНИЕ (ЗРЕНИЯ, ЗРЕНИЕМ, ЗРЕНИЮ, ЗРЕНИИ)
    178ЗРЕТЬ (ЗРИТ, ЗРЮ, ЗРЯ, ЗРИШЬ, ЗРИМ)
    104ЗРИТЕЛЬ (ЗРИТЕЛЕЙ, ЗРИТЕЛЯ, ЗРИТЕЛЯМ, ЗРИТЕЛЕ)
    137ЗРИТЕЛЬНЫЙ (ЗРИТЕЛЬНАЯ, ЗРИТЕЛЬНЫХ, ЗРИТЕЛЬНУЮ, ЗРИТЕЛЬНЫЕ, ЗРИТЕЛЬНОЙ)
    119ЗУБ (ЗУБЫ, ЗУБАМИ, ЗУБОВ, ЗУБАХ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ЗНАТЬ (ЗНАЯ, ЗНАЕМ, ЗНАЛ, ЗНАЕТ)

    1. Лебедева О. Б.: История русской литературы XVIII века. Лиро-эпическая поэма 1770-1780 гг.
    Входимость: 11. Размер: 66кб.
    Часть текста: в духовной жизни человека и общества. Переломность этой литературной эпохи сказалась в ряде факторов, обусловивших протекание литературного процесса 1770-1780 гг. Прежде всего это время возникновения новых, не входящих в классицистическую иерархию, жанров и форм литературного творчества: зародившиеся на волне демократизации национального эстетического сознания и литературного творчества сатирическая публицистика и романная проза порождены иным типом мировосприятия и предлагают иные, не свойственные классицизму, способы миромоделирования.  Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества Характерной чертой литературного процесса 1770-1780-х гг. стало возникновение большого количества жанров-контаминаций, соединяющих и перекрещивающих в себе устойчивые формальные признаки высоких и низких жанров. К 1770-1780 гг. процесс взаимоадаптации высоких и низких жанров приобрел универсальный характер, захватив в свою орбиту публицистическую и художественную прозу (сатирические журналы, демократический роман, проза А. Н. Радищева), драматургию (высокая прозаическая и стихотворная комедия Фонвизина, Княжнина), лирику (Державин), эпическую поэзию (лиро-эпическая поэма 1770-1780-х гг.), ораторскую прозу (ложный панегирик). В результате взаимопроникновения высокого и низкого мирообразов начали видоизменяться традиционные жанры классицистической иерархии. Сохраняя свою видимую связь с основополагающими догмами классицистической эстетики, эти жанры внутренне перестраиваются, обретают большую емкость и расширяют поле охвата явлений действительности. Именно это происходит в...
    2. Морозов А.: Ломоносов. Часть четвертая. XVIII. Географический департамент
    Входимость: 10. Размер: 79кб.
    Часть текста: как бы врожденное пристрастие к наукам, изучающим лик Земли, очертания и покровы неведомых берегов, движения ветра и капризы морских глубин. Как орел, парит он над огромной и величественной Россией, удивляясь и радуясь ее бескрайным просторам. Сколько творческой радости — изучить и возделать огромную прекрасную страну, ступить впервые туда, где еще не была нога человека: Коль многи смертным неизвестны Творит натура чудеса, Где густостью животным тесны Стоят глубокие леса. Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих оленей, Ловящих крик не устрашал, Охотник где не метил луком, Секирным земледелец стуком Поющих птиц не разгонял. Ломоносов взялся за управление Географическим департаментом как за родное и близкое ему дело. В задачу департамента входило составление генеральной карты России, для чего велись астрономические и геодезические наблюдения, собирались картографические материалы и рассылались особые экспедиции. Еще Петр I уделял большое внимание географическому изучению и картографированию нашей страны. Он посылал «для сочинения ландкарт» учеников морской академии, «навыкших» в географии и...
    3. Андреев-Кривич Сергей: Крестьянский сын Михайло Ломоносов. Глава восемнадцатая. Михайло правильно понял Банева
    Входимость: 12. Размер: 13кб.
    Часть текста: и не взглянул на провожавших его жену и Михайлу. Ирина Семёновна тут же ушла, а Михайло всё глядел вслед отцу, на припорошенную свежим ночным снежком дорогу, терявшуюся в густой заросли промёрзшего тальника. Отец… И горя и опасности немало они вместе изведали на море. Не без гордости смотрел, бывало, Михайло, как отец в тревожную минуту спокойно распоряжался на «Чайке». Любо было поглядеть, как спорится в ловких отцовских руках всякая работа, как толково он ладит дело. Отец был добрый, простой, к нужде отзывчивый, людям помогал. Но вот, в своём успев, своё только и видел. А ему, Михайле, по другому пути. Отец… Родная кровь… И вот, может быть, они больше никогда не увидятся — отец и сын. Последний раз взглянув на дорогу, Михайло вошёл в ворота и заложил их поперечиной. Он обошёл вокруг дома, вышел к занесённому снегом пруду, поднялся по взгорку к тому месту, где стояли хлебный амбар, скотный сарай, гумно. Выйдя за ограду, он обошёл всю усадьбу. Родной, отчий дом… И всё это он теперь видит в последний раз… В последний? Да. Так должно быть… Что-то не едет Банев. Михайло уж давно поглядывал в ту сторону, откуда должны были показаться его сани. Не едет что-то… Скорее бы уже всё решилось, скорее. С Баневым следует сегодня же ...
    4. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 9. Размер: 148кб.
    Часть текста: что это не соответствовало потребностям страны, приглашение иностранных специалистов было сопряжено с большими техническими трудностями и во многом зависело от характера взаимоотношений Московского государства с западными соседями. Например, в XVI в. были приглашены свыше ста зарубежных специалистов — врачей, аптекарей, архитекторов и др. Но неприязненные отношения с Ганзой и Ливонским орденом привели к тому, что в Россию не пропустили ни одного из них. 2 Необходимость иметь в стране собственных специалистов была ясна передовым русским государственным деятелям давно, и уже в начале XVII в. были приняты действенные шаги в этом направлении. При Борисе Годунове правительство намеревалось даже создать для подготовки русских специалистов высшее учебное заведение и для начала послать несколько молодых людей учиться в заграничных университетах. Эта попытка успеха не имела. Развернувшиеся события, связанные с польско-шведской интервенцией, привели к тому, что о посланных за границу (в английские университеты) юношах забыли, а когда — уже в царствование Михаила Федоровича — о них вспомнили, то их следы совершенно затерялись. 3 Тем не менее попытки московских царей посылать молодых людей учиться за границу не прекращались. Наибольший размах они приняли в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, как выразился Ломоносов в одном из своих публичных выступлений, «во все европейские государства и городы, академиями (университетами, — М. Р. ), гимназиями, военными училищами и художников искусством славные, избранных юношей пчелам подобное множество рассыпал». 4 Однако эти меры общую проблему подготовки специалистов не разрешали, что прекрасно понимали передовые люди не только внутри страны, но и за границей. Лейбниц, например, в своих многочисленных проектах распространения просвещения, поданных Петру I и...
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава V. Учебное дело
    Входимость: 12. Размер: 81кб.
    Часть текста: Учебное дело Глава V УЧЕБНОЕ ДЕЛО В распоряжении президента Академии (март 1758 г.) о передаче в ведение Ломоносова всех научных учреждений Академии было указано, что ему поручается также «иметь особливое прилежное старание и смотрение», чтобы «в университете и гимназии все происходило порядочно». 1 Сам Ломоносов еще задолго до того проявлял повышенный интерес ко всему тому, что было связано с подготовкой русских специалистов. Уже давно, с тех пор как он стал действительным членом Академии наук — профессором и даже еще раньше, когда был адъюнктом, Ломоносов не только сам обучал студентов, но и принимал активное участие в организации учебного дела в Академии, выступая с рядом проектов, направленных к улучшению ее деятельности в этой области. Еще до назначения Разумовского президентом, Академии удалось добиться некоторого улучшения своего положения: Сенат распорядился выплатить академическому персоналу задержанное вознаграждение, 2 а еще раньше академики, вследствие их жалобы на Шумахера, 3 были временно ограждены от его произвола; все, что относилось к области науки, было поручено исключительно их попечению. Все это дало возможность Ломоносову 28 апреля 1746 г. (за три недели до указа о назначении Разумовского) обратиться с «представлением» в Академическое собрание об улучшении...