• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ARI"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. План беседы с Екатериной II об обстоятельствах, препятствующих работе Ломоносова в Академии Наук. 1765 февраля 26 — марта 4 (№ 499)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    2. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть четвертая. "Я не тужу о смерти". Глава IV
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    3. Аксаков И. С.: По случаю юбилея Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    4. Аксаков К. С.: Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    5. Новик В. К.: Образ и личность Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    6. Сиповский В. В.: Михайло Ломоносов - жизнь и творчество (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 105кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. План беседы с Екатериной II об обстоятельствах, препятствующих работе Ломоносова в Академии Наук. 1765 февраля 26 — марта 4 (№ 499)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: Екатериной II об обстоятельствах, препятствующих работе Ломоносова в Академии Наук. 1765 февраля 26 — марта 4 (№ 499) 1765 ФЕВРАЛЯ 26 — МАРТА 4. ПЛАН БЕСЕДЫ С ЕКАТЕРИНОЙ II ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАБОТЕ ЛОМОНОСОВА В АКАДЕМИИ НАУК 1. Видеть Г[осударыню]. 2. Показывать свои труды. 3. Может быть, понадоблюсь. 4. Беречь нечего. Все открыто Шлёцеру сумасбродному. В Российской библиотеке есть больше секретов. Вверили такому человеку, у коего нет ни ума, ни совести, 1* рекомендованному от моих злодеев. 1 5. Приносил его выс[очеству] дедикации. 2 Да все! и места нет. 6. Нет нигде места и в чужих краях. 7. Все любят, да шумахершина. 8. Multa tacui, multa pertuli, multa concessi [Многое принял молча, многое снес, во многом уступил]. 3 9. За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого], чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство pro aris etc. [за алтари и т. д.]. 4 10. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют. 11. Ежели не пресечете, великая буря восстанет. Примечания Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 2, л. 204 об.). Впервые напечатано — ОР, II, стр. 40. Датируется предположительно. Публикуемый план написан на первой странице сложенного вдвое писчего листа, на четвертой странице которого Ломоносов теми же чернилами начертил план дельты Сев. Двины и набросал вчерне добавление к п. 1 составленной им «Примерной инструкции морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на восток Северным Сибирским океаном» (факсимиле см. на стр. 355 настоящего тома). 26 февраля 1765 г. в Адмиралтейской коллегии состоялось при участии Ломоносова обсуждение переработанного им заново текста названной «Инструкции»,...
    2. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть четвертая. "Я не тужу о смерти". Глава IV
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    Часть текста: не поставлен. М. В. Ломоносов   1 "Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной..." - эти горькие ломоносовские слова были записаны академиком Я. Я. Штелином после того, как он навестил своего великого коллегу во время его предсмертной болезни. Написав "Краткую историю о поведении Академической канцелярии", Ломоносов впал в подавленное состояние: слишком жуткая картина вырисовывалась в этом документе. В словах, сохраненных для потомства Я. Я. Штелином, сквозит страх, что история Академии вообще может превратиться в историю Канцелярии. Оставшиеся семь месяцев жизни не показали Ломоносову ничего такого, что могло бы поколебать его пессимизм. К тому же из этих семи месяцев три он проболел: с середины октября по середину декабря 1764 года, практически весь январь 1765 года. 4 марта он слег уже окончательно. Но все эти безотрадные обстоятельства не смогли разрушительно повлиять на деятельный характер Ломоносова. Если попытаться одним словом определить ломоносовскую жизнь, то этим словом, несомненно, должно стать преодоление. Он преодолел и на сей раз. Впрочем, это последнее преодоление в цепи других преодолений исчерпало его силы уже без остатка. "Неусыпный труд препятства преодолевает" - этот рабочий пример в 1747 году попал в "Риторику" не случайно. Ломоносов, по существу, не знал "отдохновений" ни в...
    3. Аксаков И. С.: По случаю юбилея Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: мужика, память простого рыбака с Северного Поморья, который первый внес светоч русского народного гения в мир вселенской науки, который первый явился в нем самостоятельным русским деятелем. Это тот гениальный мужик, которого колоссальная фигура до сих пор стоит почти одинокою в истории нашего просвещения, который воплотил в своем лице "народность" в сфере общечеловеческой и представил нам чудный образец свободного самобытного отношения народного духа к величавому сокровищу древней и позднейшей западноевропейской цивилизации. Мы не без намерения напираем на слове: мужик, потому что это-то и знаменательно. Ломоносов - самый чистокровный представитель русского народа по своему происхождению: страна, откуда он вышел, Беломорское Поморье, была вовремя оно заселена новгородскими колонистами, и мы вправе назвать Ломоносова потомком новгородцев. Ломоносов же является и чистым, без посторонней примеси, представителем духовной стихии русского народа. До 16-летнего возраста его воспитателем была русская северная природа, русский крестьянский быт и церковнославянские духовные книги, а затем Славяно-греко-латинская академия, учрежденная еще допетровскою Русью. В нем, в Ломоносове, выразилась духовная жажда самого русского...
    4. Аксаков К. С.: Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    Часть текста: определили Ломоносова как исторический момент, мы видели значение его в слоге. Но существо момента здесь еще не исчерпывается вполне. Момент может быть чисто исторический (историческим он необходимо должен явиться), и может идти далее, иметь постоянное, самобытное, положительное значение. Мы говорили выше о таком осуществлении момента в его определениях и о различии его в них. Таков вопрос, предстающий нам теперь, вопрос о полном осуществлении или о мере осуществления момента. С этой точки зрения должны мы разобрать исследуемый нами момент, а потому должны рассмотреть, имеет ли Ломоносов, будучи явлением в сфере литературы, где мы его рассматриваем, только историческое значение, - в слоге, или имеет он значение и для себя, поэтическое, - другими словами: поэт ли он? Значение момента вообще и его полное определение вытекают из его существа. Мы должны видеть здесь, не из существа ли рассматриваемого момента, не из значения ли Ломоносова как момента вытекает уже, что он поэт? И если это так, то каким именно образом такое определение осуществляется, выражается далее; какие условия принимает оно; как именно и в чем становится оно вполне живым явлением, и какое в то же время личное значение, достоинство Ломоносова? Здесь является Ломоносов вполне уже как лицо. Значение, которое имеет Ломоносов как момент, есть значение индивидуума в литературе. Вместе с явлением его разрушается сфера исключительной национальности (особности); вместе с ним является, только с ним вместе могущее явиться, общее. Это значение Ломоносова как индивидуума осуществляется в языке, который был (не только относительно содержания, но и относительно самой формы, самого слога) - им оторван от выражения народа, национально определенного, и стал выражением лица и вместе с тем общих интересов (опять не только относительно содержания, но и самого слога). Самое существо...
    5. Новик В. К.: Образ и личность Ломоносова
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: достойных похорон. Тогда же граф Г. Г. Орлов по Высочайшему соизволению Государыни приказал наложить свои печати в его (Ломоносова) доме, поскольку там, безусловно, имелись документы, которым не дозволено быть в чужих руках. Обычно опечатывался кабинет и книжные шкафы. Позднее, сторговавшись в цене, граф купил библиотеку, рукописи и научные инструменты покойного, а через несколько месяцев бумаги были разобраны Г. В. Козицким, и часть из них была помещена в доме Орлова “в особом покое”. Восьмого апреля, утром, тело Ломоносова было погребено “с богатою церемониею… Императорским иждивением” (императрица выделила на похороны значительную сумму) на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре при великом скоплении людей. Во время великолепных похорон отпевание вели архиепископы Петербургский и Новгородский в присутствии другого знатного духовенства. С покойным сочли необходимым придти проститься “господа сенат”, множество знатных особ и, конечно, профессора и служащие Академии наук. Печаль и горесть невиданного стечения “всех любителей словесных наук” были искренни и неподдельны. Кончалась целая эпоха бытия Академии. На собрании 18 апреля профессора вернулись к печальному событию, записав...
    6. Сиповский В. В.: Михайло Ломоносов - жизнь и творчество (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    Часть текста: что только одно знанiе можетъ возвысить его родину. Оттого съ такимъ горячимъ убежденiемъ воспевалъ онъ «науку» въ своихъ поэтическихъ гимнахъ, оттого такъ отечески-задушевно въ одной его торжественной оде звучатъ теплыя слова обращенiя къ учащейся молодежи: «О вы, которыхъ ожидаетъ Отечество отъ недръ своихъ, И видетъ таковыхъ желаетъ Какихъ зоветъ отъ странъ чужихъ, О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны, Раченьемъ вашимъ доказать»... и пр. Съ такими словами, съ такой сердечной теплотой, такъ непосредственно-прямо не обращался къ молодежи никто изъ русскихъ писателей до-и после Ломоносова. Вотъ почему, празднуя въ нынешнемъ 1911-омъ году память М. В. Ломоносова, русская учащаяся молодежь должна въ его лице почтить не только перваго русскаго поэта и перваго ученаго, но и своего учителя -воспитателя, — «вождя по жизни», который и словомъ, и деломъ доказалъ свою любовь къ ней! Дороги и незабвенны должны быть намъ его заветы, и глубоко въ юныя сердца должны запасть его уроки... На склоне летъ сказалъ онъ такiя слова: «Испытанiе натуры трудно, слушатели, однако, прiятно, полезно, свято ». Эта вера въ святость знанiя никогда не покидала Ломоносова: для него служенiе науке было «религiознымъ деланiемъ», «богослуженiемъ», «подвижничествомъ»... И не было той силы, которая могла бы...