• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "QUART"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Анциферов Н. П.: Три портрета М. В. Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    2. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава пятая. Полемика вокруг "Гимна бороде"
    Входимость: 1. Размер: 103кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Анциферов Н. П.: Три портрета М. В. Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    Часть текста: плечо его приподнято и несколько выдвинуто вперед, а левое опущено и отодвинуто назад. Упор всей фигуры на левой ноге. Правая отодвинута в сторону. Портреты различаются между собою положением ног. Интересно вспомнить, что сам Ломоносов просил художника Х. Вортмана несколько придвинуть правую ногу к левой, видимо найдя позу на гравюре Фессара недостаточно сдержанной. Все художники изображали голову Ломоносова несколько откинутой назад, с наклоном к выдвинутому вперед плечу. На всех изображениях в фигуре чувствуется та „эсобразность“, 1 которую стиль барокко, подчиняя ее своим ритмам, заимствовал у готического стиля. В особенности эта эсобразность заметна на гравюре Шрейера. Любовь стиля барокко к динамике заставляет оформлять позу волнующимися контурами. На большинстве портретов повторяется тот же надетый на камзол, шитый золотом кафтан Ломоносова, те же кружевные манжеты и жабо. Повторяются и детали фона: перо с чернильницей, книги, ящик с мозаичной смальтой, глобус, циркуль. На некоторых портретах использован и вид из окна на стекольный завод,...
    2. Берков П. Н.: Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750—1765. Глава пятая. Полемика вокруг "Гимна бороде"
    Входимость: 1. Размер: 103кб.
    Часть текста: Штерна, очень сбивчивы и не снабжены даже указанием источника; тем не менее, они заслуживают внимания. Давно известно, что написанный Ломоносовым Гимн бороде 1757 вызвал обширную полемику и даже вмешательство высшего религиозно-административного органа тогдашней России синода. Однако, нигде не указывался внешний повод к написанию этого Гимна, наличие же этого повода давно уже предполагалась. В упомянутой выше книге Штерна содержится, как будто, ответ на вопрос о генезисе этого антиклерикального сатирического произведения Ломоносова. Говоря о борьбе Петра и его преемников с бородоношеннем и отметив, что указом Елизаветы 1760 г. ношение бороды оставлялось только духовенству, Штерн пишет: Великий русский поэт Ломоносов с большим мужеством издевался тогда над этой особенной святостью бороды духовных лиц. На небе, говорилось в этом стихотворении, русский нельзя будет носить бороду, так как она не была крещена. Есть одно только исключение, Это поп. Однажды он крестил в купели ребенка и, когда он вынул дитя из воды и поднял его высоко над своей головой, младенец помочился ему в бороду. Счастливая борода, восклицает поэт, ты одна была крещена и удостоена появления в небе, где будешь блистать, как звезда первой величины. 1 Совершенно очевидно, что стихотворение Ломоносова, которое изложено в книге Штерна и названо в указателе к ней Der bepisste Bari, не что иное, как Гимн бороде. Но самый Гимн Ломоносова абсолютно не похож на то, изложение чего напечатано в Истории общественной нравственности Штерна. Поводимому, в распоряжении его имелся какой-то, может быть,...