• Приглашаем посетить наш сайт
    Гнедич (gnedich.lit-info.ru)
  • * * * ("Прекрасный видим здесь Екатерины взор... ")

    Прекрасный видим здесь Екатерины взор,
    Являющий доброт возлюбленный собор.
    Но как изобразить для вечности Геройство,
    И ревность Материю, чем нам дала спокойство?
    Российский род в сердцах ей образ начертал,
    Твердее тьмою крат, как Мрамор и Металл.

    Примечания

    Печатается по тексту надписи к портрету Екатерины II, исполненному академическим гравером Е. Чемесовым (Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. II. СПб., 1887, с. 822). Опубликовано: Степанов В. П. Забытые стихотворения Ломоносова и Сумарокова. — Русская литература, 1978, № 2, с. 111—115.

    Жанр стихотворной «надписи» в широком значении этого слова необычайно характерен для XVIII в. Основные художественные и функциональные особенности «надписей» в литературе и быту XVIII в. освещаются в работах Г. Е. Павловой — «Проекты иллюминаций Ломоносова» (Ломоносов, IV, с. 219—237) и А. А. Морозова — «К истории надписей М. В. Ломоносова „К статуе Петра Великого“» (Русская литература, 1965, № 4, с. 102—114).

    Одним из самых талантливых граверов XVIII в. был Евграф Чемесов. В 1762 г. ему было поручено срочно выполнить профильный портрет новой русской императрицы Екатерины II. Время работы указано самим Чемесовым: «Писал г. Ротари, а на меди чрез крепк[ую] водк[у] зделал Е. Чемесов в Санктпетербурге 1762 г.». Надписей к гравюре было заготовлено пять, каждая была выгравирована тем же Чемесовым на отдельной сменной пластине и использовалась при изготовлении части оттисков. Все авторы, видимо, получили предложение И. И. Бецкого написать стихи одновременно и параллельно с работой Чемесова над портретом. Содержание надписей свидетельствует о том, что они составлялись под свежим впечатлением трех первых манифестов Екатерины II, выпущенных сразу после переворота. Именно поэтому они во многом совпадают. Одна из надписей, подписанная «М. Л.», несомненно принадлежит Ломоносову. Это подтверждает письмо А. П. Сумарокова И. И. Бецкому, относящееся к июлю 1768 г.: «Милостивый государь мой, Иван Иванович, требованы были от меня к портрету ея величества стихи, которые и напечатаны были. Ныне оной эстамп вышел вторично со стихами покойного Ломоносова. Что его стихи моим предпочтены, это мне не досадно, хотя бы, не обидя ни его памяти, ни меня, и с обеих надписями, сочиненными нами, выпустить было можно» (Отечественные записки, 1858, № 2, с. 591). Ода «Екатерине» 1762 г. и «Надпись» к ее портрету являются попыткой Ломоносова наладить отношения с новой властью. Эту власть представлял И. И. Бецкий. Контакты с ним Ломоносова ясно прослеживаются в 1763—1764 гг.: прием Ломоносова в Академию художеств в качестве почетного члена, подготовленная Ломоносовым речь на инавгурацию Академии художеств, «Надпись к Воспитательному дому» (ПСС, т. VIII. с. 772—781, 784, 786—787, 807—816; т. IX, с. 158—161).

    Сенаторы, желая подчеркнуть свою сопричастность переменам и преданность новой императрице, пригласили на заседание Сената И. И. Бецкого и торжественно поручили ему разработать проект монумента в память событий 1762 г. Бецкий привлек к этому делу Ломоносова, Сумарокова, Фальконе и др. Екатерина, однако, не без основания опасаясь, как бы памятники не вызвали ненужных побочных ассоциаций, связанных с переворотом, не настаивала на осуществлении этих проектов, и сама идея создания памятников постепенно отмерла.

    Разделы сайта: