• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • * * * ("Искусные певцы всегда в напевах тщатся... ")

    * * *

    Искусные певцы всегда в напевах тщатся,
    Дабы на букве А всех доле остояться;
    На Е, на О притом умеренность иметь;
    Чрез У и через И с поспешностью лететь:
    Чтоб оным нежному была приятность слуху,
    А сими не принесть несносной скуки уху.
    Великая Москва в языке толь нежна,
    Что А произносить за О велит она.
    В музыке что распев, то над словами сила;
    Природа нас блюсти закон сей научила.
    Без силы береги, но с силой берега,
    И снеги без нее мы говорим снега.
    Довольно кажут нам толь ясные доводы,
    Что ищет наш язык везде от И свободы.
    Или уж стало иль; коли коль;
    Изволи ныне все везде твердят изволь.
    За спиши спишь, и спать мы говорим за спати.
    На что же, Трисотин, к нам тянешь И некстати?
    Напрасно злобной сей ты предприял совет,
    Чтоб, льстя тебе, когда российской принял свет
    Свиныи визги вси и дикии и злыи
    И истинныи ти, и лживы, и кривыи.
    Языка нашего небесна красота

    От яду твоего он сам себя избавит
    И вред сей выплюнув, поверь, тебя заставит
    Скончать твой скверной визг стонанием совы,
    Негодным в русской стих и пропастным увы!

    Примечания

    «Искусные певцы всегда в напевах тщатся...» «Московский телеграф». 1827, № 20. Ст-ние послано И. И. Шувалову одновременно с двумя предыдущими. Является отголоском давних споров Ломоносова с Тредиаковским об окончании имен прилагательных. Тредиаковский настаивал на том, чтобы прилагательные и местоимения мужского рода на -ый и -ии в именительном падеже множественного числа писались на -ыи и -ии (святыи, которыи, любящии). Ломоносов пародирует эти архаические написания, применяя их к простым словам и попутно высказывает свои суждения по орфоэпии (о преимуществах благозвучного московского наречия).

    В комедии Сумарокова «Тресотиниус» под этим именем выведен Тредиаковский.

    Разделы сайта: