• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Разговор с Анакреоном

    РАЗГОВОР С АНАКРЕОНОМ

    Анакреон

    Ода I

    Мне петь было о Трое,
    О Кадме мне бы петь,
    Да гусли мне в покое
    Любовь велят звенеть.
    Я гусли со струнами
    Вчера переменил
    И славными делами
    Алкида возносил;
    Да гусли поневоле
    Любовь мне петь велят,
    О вас, герои, боле,
    Прощайте, не хотят.

    Ломоносов

    Ответ

    Мне петь было о нежной,
    Анакреон, любви;
    Я чувствовал жар прежней
    В согревшейся крови,
    Я бегать стал перстами

    И сладкими словами
    Последовать стопам.
    Мне струны поневоле
    Звучат геройский шум.
    Не возмущайте боле,
    Любовны мысли, ум;
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.

    Анакреон

    Ода XXIII

    Когда бы нам возможно
    Жизнь было продолжить,
    То стал бы я не ложно
    Сокровища копить,
    Чтоб смерть в мою годину,
    Взяв деньги, отошла
    И, за откуп кончину
    Отсрочив, жить дала;

    Что жить положен срок,
    На что крушусь, вздыхаю,
    Что мзды скопить не мог;
    Не лучше ль без терзанья
    С приятельми гулять
    И нежны воздыханья
    К любезной посылать.

    Ломоносов

    Ответ

    Анакреон, ты верно
    Великой филосов,
    Ты делом равномерно
    Своих держался слов,
    Ты жил по тем законам,
    Которые писал,
    Смеялся забобонам,
    Ты петь любил, плясал;
    Хоть в вечность ты глубоку
    Не чаял больше быть,
    Но славой после року
    Ты мог до нас дожить:

    Он правила слоижил
    Не в силу человеку,
    И кто по оным жил?

    Анакреон

    Ода XI

    Мне девушки сказали:
    «Ты дожил старых лет»,
    И зеркало мне дали:
    «Смотри, ты лыс и сед»;
    Я не тужу ни мало,
    Еще ль мой волос цел,
    Иль темя гладко стало,
    И весь я побелел;
    Лишь в том могу божиться,
    Что должен старичок
    Тем больше веселиться,
    Чем ближе видит рок.

    Ломоносов

    Ответ

    От зеркала сюда взгляни, Анакреон,
    И слушай, что ворчит, нахмурившись, Катон:
    «Какую вижу я седую обезьяну?
    Не злость ли адская, такой оставя шум,
    От ревности на смех склонить мой хочет ум?
    Однако я за Рим, за вольность твердо стану,
    Мечтаниями я такими не смущусь
    И сим от Кесаря кинжалом свобожусь».
    Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
    Катон старался ввесть в республику порядок,
    Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
    Его угрюмством в Рим не возвращен покой;
    Ты жизнь употреблял как временну утеху,
    Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
    Зерном твой отнял дух приятной виноград,
    Ножем он сам себе был смертный сопостат;
    Беззлобна роскошь в том была тебе причина,
    Упрямка славная была ему судьбина;
    Несходства чудны вдруг и сходства понял я,
    Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

    Анакреон

    Ода XXVIII

    Мастер в живопистве первой,

    Мастер, научен Минервой,
    Напиши любезну мне.
    Напиши ей кудри чорны,
    Без искусных рук уборны,
    С благовонием духов,
    Буде способ есть таков.

    Дай из роз в лице ей крови
    И как снег представь белу,
    Проведи дугами брови
    По высокому челу,
    Не сведи одну с другою,
    Не расставь их меж собою,
    Сделай хитростью своей,
    Как у девушки моей;

    Цвет в очах ее небесной,
    Как Минервин, покажи
    И Венерин взор прелестной
    С тихим пламенем вложи,
    Чтоб уста без слов вещали
    И приятством привлекали

    Показалась медом течь;

    Всех приятностей затеи
    В подбородок умести
    И кругом прекрасной шеи
    Дай лилеям расцвести,
    В коих нежности дыхаюг,
    В коих прелести играют
    И по множеству отрад
    Водят усумненной взгляд;

    Надевай же платье ало
    И не тщись всю грудь закрыть,
    Чтоб, ее увидев мало,
    И о прочем рассудить.
    Коль изображенье мочно,
    Вижу здесь тебя заочно,
    Вижу здесь тебя, мой свет;
    Молви ж, дорогой портрет.

    Ломоносов

    Ответ

    Ты счастлив сею красотою
    И мастером, Анакреон,

    Чрез приятной лиры звон;
    Тебе я ныне подражаю
    И живописца избираю,
    Дабы потщился написать
    Мою возлюбленную Мать.

    О мастер в живопистве первой,
    Ты первой в нашей стороне,
    Достоин быть рожден Минервой,
    Изобрази Россию мне,
    Изобрази ей возраст зрелой
    И вид в довольствии веселой,
    Отрады ясность по челу
    И вознесенную главу;

    Потщись представить члены здравы,
    Как должны у богини быть,
    По плечам волосы кудрявы
    Признаком бодрости завить,
    Огнь вложи в небесны очи
    Горящих звезд в средине ночи,
    И брови выведи дугой,

    Возвысь сосцы, млеком обильны,
    И чтоб созревша красота
    Являла мышцы, руки сильны,
    И полны живости уста
    В беседе важность обещали
    И так бы слух наш ободряли,
    Как чистой голос лебедей,
    Коль можно хитростью твоей;

    Одень, одень ее в порфиру,
    Дай скипетр, возложи венец,
    Как должно ей законы миру
    И распрям предписать конец;
    О коль изображенье сходно,
    Красно, любезно, благородно,
    Великая промолви Мать,
    И повели войнам престать.

    Между 1756 и 1761

    Примечания

    Разговор с Анакреоном. «Российский Парнас». Спб., 1771. Ч. 1. Разночтения по Соч. 1784, второй посмертной публ., где в трех строках восстановлена предполагаемая ломоносовская метрика, приведены в вариантах, так как не сохранилось свидетельства того, что эти исправления были произведены на основании рукописей Ломоносова. Состоит из перевода четырех од, приписываемых древнегреческому поэту Анакреону (IV в. до н. э.), и «ответов» Ломоносова, которые представляют самостоятельные произведения, выражающие его взгляды на задачи поэзии и назначение поэта.

    Ода I. «К лире» (см. вступ. статью).

    Кадм — легендарный основатель города Фив.

    Ода XXIII. В греческом подлиннике названа «К сребролюбцу».

    Сенека Люций (3 до н. э. — 65 н. э.) — римский философ и писатель, позднейший представитель стоицизма.

    Ода XI. В греческом подлиннике названа «К самому себе».

    Катон Младший (95—46 до н. э.) — римский политический деятель. Сторонник аристократическойреспублики. Покончил самоубийством, когда стала неизбежной победа Юлия Цезаря (Кесарь), стремившегося установить императорскую власть.

    Зерном твой отнял дух. По преданию, Анакреон умер, подавившись сухой виноградиной.

    Упрямка. «благородную упрямку и смелость в преодолении всех препятствии к распространению наук в отечестве».

    Ода XXVIII. В греческом подлиннике названа «К девушке».

    Мастер в живопистве первой — Апеллес (IV в. до н. э.).

    Намек на Семилетнюю войну (1756—1763).

    Разделы сайта: