• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • К Пахомию

    К ПАХОМИЮ

    Пахомей говорит, что для святого слова
    Риторика ничто; лишь совесть будь готова.
    Ты будешь казнодей, лишь только стань попом
    И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом.
    Начто риторику совсем пренебрегаешь?
    Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь.
    Василий, Златоуст, церковные столпы,
    Учились долее, как нынешни попы.
    Гомера, Пиндара, Димосфена читали
    И проповедь свою их штилем предлагали,
    Натуру, общую всей прочей твари мать,
    Небес, земли, морей, старались испытать;
    Дабы творца чрез то по мере сил постигнуть
    И важностью вещей сердца людски подвигнуть,
    Не ставили за стыд из басен выбирать,
    Чем к праведным делам возможно преклонять.
    Ты словом божиим незнанье закрываешь
    И больше тех мужей у нас быть уповаешь;

    Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
    Нам слово божие чувствительно, любезно,
    И лишь во рте твоем бессильно, бесполезно.
    Нравоучением преславной Телемак

    1759(?)

    Примечания

    К Пахомию. Соч. 1784. Ч. 1. Эпиграмма, по-видимому, метит в придворного проповедника Елизаветы Петровны Гедеона Криновского (1726—1763), нападавшего в своих проповедях на тех, кто, слушая церковные поучения, «наблюдает» за «риторическими правилами» и забывает, что они «пришли не в Демосфенову или Цицеронову школу, но в Христову», и с большею охотой читает «Аргениду или Телемака», нежели Евангелие. Эти выпады метили в «Риторику» Ломоносова, который опровергает эти обвинения, ссылаясь на греческих богословов и проповедников Василия —379) и Иоанна Златоуста (347—407), не отрицавших значения риторики и общей языческой (античной) образованности. «Собрание разных поучительных слов» Гедеона Криновского вышло во второй половине 1759 г., что дает основание для предположительной датировки и ст-ния Ломоносова.

    Телемак, — действующее лицо дидактического романа Фенелона «Похождения Телемака» (1699).