• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • * * * ("О вы, что божество в пределах чтите тесных... ")

    Всемогущий и непостижимый бог чудными искони делами явил святую свою великолепную славу и во дни наши: в благословенное государствование благочестивейшия, самодержавнейшия, великия государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския, новыми чудотворениями в России просиявшаго,1 здесь почивающаго святаго мужа, преосвященнейшаго митрополита Димитрия ростовскаго и ярославскаго, отдавшаго божие богови верою, кротостию, воздержанием, учением,2 трудолюбием,3 цесарево цесареви ревностию и терпением, поборствуя Петру Великому против суемудреннаго раскола.4

    В богоспасаемом граде Киеве родился сей житель небеснаго Иерусалима около 1650а года.5 Ангелский образ принял 18-ти лет.6 На святительский престол возведен генваря 4 дня 1702 года.7 Пас церьковь божию 7 лет 9 месяцей 26 дней. Жив 60б 8 сам в лик оных вписан быть удостоился в лето 1757 апреля 9 дня.

    О вы, что божество в пределах чтите тесных,9
    Подобие его мня быть в частях телесных!10
    Вперите в мысль, чему святитель сей учил,

    «На милость вышняго, на истинну склонитесь
    И к матери своей вы к церькви примиритесь».

    Примечания

    Печатается по подлинной надписи на серебряной тумбе, которая находилась перед ракой Димитрия Ростовского и служила основанием для серебряного киота с иконой Димитрия (Ростовский краеведческий музей в г. Ростове, Ярославской области); варианты в сносках указываются по писарской копии, находящейся в деле о сооружении раки (ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVIII, № 175, л. 87) и обозначаемой сокращенно ЦГАДА.

    Впервые напечатано (по вышеупомянутой писарской копии) — Н. И. Новиков. Опыт исторического словаря о российских писателях. 1772, стр. 60—61. По подлинной надписи публикуется впервые.

    Датируется предположительно промежутком времени с 13 декабря 1757 г., когда советник Монетной канцелярии И. А. Шлаттер предложил профессору Я. Я. Штелину составить проект украшений к серебряной раке Димитрия Ростовского (ГПБ., ф. Штелина, № 752), по апрель 1758 г., когда было завершено гравирование надписи на серебряной доске (ААН, ф. 3, оп. 1, № 503, л. 186). Сообщение П. П. Пекарского о том, будто проект раки сочинен Я. Я. Штелином в 1754 г. (Пекарский, I, стр. 565), ошибочно: как уже сказано выше, поручение составить этот проект было дано Штелину только в декабре 1757 г., а в 1754 г. не было еще и речи о канонизации Димитрия Ростовского.

    В деле Кабинета, посвященном сооружению раки, сохранился текст надписи, написанный неизвестной писарской рукой, никем не подписанный и не вполне совпадающий с тем, какой вырезан на вышеупомянутой серебряной тумбе (ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVIII, № 175, л. 87). Но ни в этом деле, ни в делах Синода, ни в делах Академии наук не обнаружено никаких документов, которые прямо или косвенно свидетельствовали бы о том, что надпись сочинена Ломоносовым; во всех этих делах нет вообще никакой переписки о сочинении надписи. Н. И. Новиков, публикуя надпись, не указал имени ее автора. Первым, кто приписал ее Ломоносову, был Дамаскин Руднев, включивший ее в выпущенное им посмертное собрание сочинений Ломоносова (Соч. 1778, стр. 301—302). Чем именно руководился при этом Руднев, нам неизвестно, но, зная, с какой подлинно научной осмотрительностью он готовил свое издание, можно не сомневаться, что у него были достаточно веские основания для признания автором публикуемой надписи Ломоносова: из числа свидетелей и участников сооружения раки некоторые были в то время еще живы (например, Я. Я. Штелин и А. В. Олсуфьев). В пользу авторства Ломоносова говорит косвенным образом и то обстоятельство, что в декабре 1757 г., когда задумано было соорудить раку, руководящую роль в этом деле играл П. И. Шувалов («Странник», 1872, кн. III, стр. 198—199), который в эту пору особенно деятельно покровительствовал Ломоносову (ср. т. IX наст. изд., примечания к документам 82 и 84). Самым же сильным доводом в пользу авторства Ломоносова являются содержащиеся в публикуемой надписи выпады против «суемудрого раскола» и против узости космологических воззрений духовенства, весьма похожие на подобные же выпады в близком по времени написания «Гимне бороде».

    Сооруженная в 1758 г. рака Димитрия Ростовского была только около пяти лет спустя перевезена в Ростов, где и установлена 24 мая 1763 г. в присутствии Екатерины II в Яковлевском соборе.

    1 «чудесах» были возбуждены стараниями близких ко двору представителей высшего духовенства, московского архиепископа Платона и духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, встретивших в этом отношении некоторый отпор со стороны ростовского митрополита Арсения Мацеевича (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода, т. XXXII, Пгр., 1915, стлб. 583—587; «Странник», 1872, кн. III, стр. 193—194; ср. Соловьев, кн. V, стлб. 1126).

    2 Став ростовским митрополитом и убедившись, что «иереи не учат, а люди невежествуют», Димитрий учредил в Ростове начальную общеобразовательную школу, куда принимались лица всех сословий (Соловьев, кн. III, стлб. 1366; И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891, стр. 347—353).

    3 Современники называли Димитрия, отдававшего много времени литературной работе, «люботрудником в книгословоправлении» (И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891, стр. 255).

    4 С расколом, который под Ростовом был особенно силен, Димитрий вел упорную борьбу (И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891, стр. 412—415). Ему принадлежит полемическое сочинение «Розыск о раскольничьей брынской вере», вышедшее в свет в 1745 г.

    5 Димитрий родился не в 1650, а в декабре 1651 г., и не в самом Киеве, а в 40 верстах от Киева, в местечке Макарове (И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891, стр. 1). В Соч. 1778 Д. Руднев выправил как эту, так и некоторые другие указанные ниже погрешности, вкравшиеся в надпись.

    6 —1709). СПб., 1891, стр. 6).

    7 Эта дата неверна: «святительский престол», т. е. сан митрополита, Димитрий получил 23 марта 1701 г. (И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891, стр. 278).

    8 Имеется в виду многотомное агиографическое сочинение Димитрия Ростовского «Четьи-Минеи».

    9 В «Письме о пользе стекла» (стихотворение 191) Ломоносов пишет о блаженном Августине:

    О коль великим он восторгом бы пленился,

    Под намиб жителей как здесь не отрицал,
    Без Математики вселенной бы не мерил!

    10 Первые два стиха, направленные прямым образом против раскольников, которые представляли себе божество в человеческом виде, метят косвенно и в церковников, сторонников Аристотелевой геоцентрической системы, построенной на отрицании бесконечности космического пространства (ср. Берков, стр. 202 и 239; Б. Е. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. М. — Л., 1937, стр. 102).

    а ЦГАДА

    б ЦГАДА 38.