• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Слово благодарственное Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, на торжественной инавгурации Санктпетербургскаго Университета говоренное 1760 года

    СЛОВО БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШЕЙ ДЕРЖАВНЕЙШЕЙ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ, САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ, НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ИНАВГУРАЦИИ САНКТПЕТЕРБУРГСКАГО УНИВЕРСИТЕТА ГОВОРЕННОЕ 1760 ГОДА

    Новым благодеянием ободряет науки Всемилостивейшая Самодержица наша, слушатели! Воздвигнутый многим своим иждивением Парнасс Санктпетербургский ограждает преимущественными узаконениями, утверждает свободный восход на степени ученых достоинств, снабдевает чрез науки неблагородных благородством,1 увеличивает благородных и всех, посвятивших себя учению, удостоивает своего особливаго высокоматерняго покровительства. Радуйтесь с нами о благополучии нашем или, лучше сказать, о вашем собственном, или, еще всего истиннее, о всеобщем. Ваша радость, что вы детей своих, в тягости рожденных, в попечении воспитанных, увидите украшенных учением. Наше увеселение, что мы все долговременными трудами и неусыпным бдением приобретенное богатство знания детям вашим преподадим в наследство и, тем приняв их в усыновление, сравниться с родителями право иметь можем. Всеобщее удовольствие, что вас, достойные дети, нам подобные в науках последователи, повсюду просвещению человеческаго разума служители и споспешники произойдут. Коль великое, коль безопасное, коль постоянное добро от Монаршеской щедроты мы получили!а Добро всем любезное, кроме упрямых невежд и злобных варваров, добро всем полезное, кроме злодеев общества, добро всем радостное, кроме завистников благополучия нашего, добро, по всей вселенной на подобие солнца сиять и все освещать достойное.б Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах простирается, а особливо ежели учинено по справедливости и достойности, как ныне наукам от Великой Самодержицы нашей показанное,в ибо, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что безпорнее в делах человеческих найдено быть может? Правда, что общая мать нашего отечества всегда в чинимых от себя благодеяниях счастие свое считает и во множестве щедрот полагает меру своего удовольствия. Но сия щедрота все оное в себе заключает, за тем что сие благодеяние все прочия возвышает и украшает, как науки сами все дела человеческия приводят на верх совершенства.

    Чем же окажем за сие толь великодушной Государыне благодарность, которая когда и зверям дана природою, в народах утверждена обычаем, то в ученых особливо должна быть наукою возвышена, и оныягизъявление делом и словом показано. К делу требуется тщательное исполнение нашей должности, к слову — красноречие, толикаго благодеяния и толь Великия Монархини достойное.

    Много видим витийства у великих древних ораторов, на похвалу добродетелей произнесеннаго, однако все уже часто повторенное у других находим. Но как ничто обыкновенное Монархини нашей не достойно, то что начнем в недостатке собственных сил наших? К ней самой обратимся, к ней прострем внимание и удивление наше: она свой собственной пример да будет; ея благодеяния с нынешним новым в сравнение представим и покажем великость его и пользу.

    Сравнение и великость

    1. Возшествие, чуть не для сего ли? 2.2

    2. Война с Шв[ецией] и мир.

    3. Прощение повинных.3

    4. Строить.4 63.

    5. Свобода внутрь торгам.5

    6. Благодеяние союзникам.6

    7. Отпущение недоимок.7

    8. Московской Университет.8

    18 Морская Академия.д, 9

    е

    1. Горныя дела.10

    2. Ход Севером.11

    3. Сохранение народа.12 52.*ж

    4. Фабрики.13

    5. Правосудие.14

    6. Исправление нравов.15

    7. Истребление раскола.16

    8. Сообщение с Ориентом; описание неимоверных богатств и сил.17

    Сие божественное представление возвышается преславными победами, возшествию последовавшими, и всему великолепию верховное придает достоинство мир, наук питатель. Что он? не подобие ли ея кроткия души? не обилие ли, произращение разума, питаемаго летом ея кротости? Vide Rhet. [Смотри Риторику]; § 24218 и протч. Возшествие — воинам бодрость, земледельцам прилежание, купцам рачение, наукам... Не для того ли? многократно я размышлял, не для того ли только? (Смотри как зделать Licentiam Conditionale[m]) [условную вольность].19

    Сказал бы я, что и возшествие ея для наук одних было, естьлиб собственныя ея дарования участия в том не имели.

    NB. В дефинициях сравнение наук с Государыней; науки то и то, она... науки она.

    1. Генеральное определение об Университете.20

    2. Речь.

    3. Привиллегия с доношением в конференцию.21

    4. Графу говорить, что по сему может и в Малороссии учредить Университет.22

    из твердых и редких камней, но в сердцах, усердием до небес восходящих, в размышлениях, простирающихся за предел чувственнаго мира, в прекрасных и нетленных исторических и витийских преданиях, в вечное потомство оставленных, засвидетельствующих.

    1. В котором толь многия благодеяния заключаются.

    2. Хотя Бог и по нем на земли первые не по суду человеческому делают благодеяния.

    3. Любовь знатных персон.

    4. Что их благороднее etc. [и проч.], а особливо в нашем отечестве надобнее.

    5. Что науки благодеяния достойны.

    6. Удивляетесь созданным градам, создали науки... радуетесь, хвалитесь, что вы имели просветителя Петра Великаго: просветил нас и стал Велик чрез науки.

    Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах распростирается, а особливо ежели учинено по справедливости, как ныне от Всемилостивейшия Государыни показанное, ибо что их благороднее, что полезнее, что безпорочнее, что снабдения достойнее в делах человеческих быть может? Внемлите, завистию помраченные и сего не чувствующие, внемлите: что хотя Бог и по нем на земли первые не по суду человеческому благодетельствуют и не должны изъявлять причин, для коих большее имеют к тому, нежели к другому, благоволение, однако здесь с любителями наук признайтесь и почитайте правду Монаршескаго изволения.з Все обще, ни вас не выключая, удивляемся собранным в общежитии народам. Собрали науки. Чудимся построенным городам, пристаням, кораблям, плавающим через неведомыя моря; построили науки. Украшенных себя видим произведениями разных материй и очищением разума; украшают науки, и что паче до нас надлежит, с услаждением хвалимся, что мы имели просветителя Петра Великаго; но просветил нас и стал велик чрез науки.

    1. По покрове и суд.

    2. Жалованья.

    3. Полиция.

    4. Чины.

    5. Поставление.

    6. Слово благодарственное Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, на торжественной инавгурации Санктпетербургскаго Университета говоренное 1760 года без денег.

    7. Вдовьи деньги.

    8. Дворянам.

    9. Разночинцам.

    23

    Апостроф к В[еликому] К[нязю]24 67. 68. 69.

    По сим 1. Приступ к конклюзии25 вообще 2. 9. 15. 26 NB* 65. 65. 70.

    Апостроф к учащимся 39. NB 40. 41.

    2. Оказание благодарности 3. 49. 48. 66. *NB 65

    3. Желание 32. NB 42. 43. 51.

    ... да возсияет мир, наук питатель.

    NB

    4. Предсказание 17. 21. 32. 50. 36

    Заключение (6)

    1. Testibus regnis eorum prosopopaeia. [Олицетворение, осуществленное свидетелями их правления]. Сим зделано благодеяние велико.

    2. И так, чего я желал и просил от всемогущаго Бога etc. Я благодарил не токмо за себя, не токмо за людей, не токмо за отечество, но и за весь свет.

    3. Ежели что при записки молвит Г[раф?].26

    4. Пространнейшаго слова требует несравненное твое благодеяние, но твоя умеренность сокращеннаго, и радость преодолевает размышления силу.

    (3) к В[еликому] К[нязю] П[авлу] П[етровичу].

    1. Учатся прославлять твои дела, во всем быть помощниками.

    2. Военное дело без науки ничто. Химия, Математика на сухом пути и на море.

    3. Похвалить его дарования.

    (2) Апостроф к учащим и учащимся.

    ...

    2. Ad docentes et discentes, descriptio Universitatum [К учащимся и учащим, описание университетов].

    3. Между варварами учение.

    4. Китайцы.

    5. Отдайте детей своих под неволю, чтоб учинились вольными. Неволею приобрящут свободу, свободою впадут в рабство.

    6. Quae celebritas Italiae [Столь великая известность Италии].

    7. Придет время, что прилежные станут говорить: мы пользовались Государыниною милостию и счастием благословеннаго веку. А ленивой под старость в мыслях: я недостоин веку, что в нем родился. Представим зависть к успехам учоных.

    8. Свобода в младости, порабощение в старости: кто в молодых летах делал, что хотел, на старость принужден будет делать, чего не хочет.

    (1) Оказание благодарности

    1. Repromissio benevolentiae, studii amoris et observantiae [Обещание преданности, любви к науке и внимательности].

    2. Чтоб Монархиня наша ни начинала, будут ей всеми силами спомоществовать благодарныя науки: enumeratio rerum faciendarum et applicatio scientiarum [перечисление того, что надлежит сделать, и применение наук].

    3. Некоторые говорят: куда с учоными людями?27

    1

    2

    4. Сибирь пространна.

    Горныя дела.

    3

    4

    5

    Фабрики.

    Ход Севером.

    Сохранение народа.

    6

    7

    8

    Архитектура

    Правосудие.

    Исправление нравов.

       

    10

    9

    Купечество и сообщение со Ориентом.

    (дружба) веры.

    11

    12

    Земледельство, предзнание погод.

    Военное дело.

    И так безразсудно и тщетно от некоторых речи произносились: куда с учоными людьми деваться?

    * Посольство * Межеванье * Паства.28

    5. 11. 8. 7. 9. 2. 3. 6. 10. 11. Военное дело в охранение сего, до сего всех сохранение.

    (4) Желание

    1. И Российское бы слово, от природы богатое, сильное, здравое, прекрасное, ныне еще во младенчестве своего возраста, добродетелей твоих изображением растущее и укрепляющееся, превзошло б достоинство всех других языков.

    2. Желание, чтобы в России науки распространились, описание ея хорошее.

    3. Желание, чтобы от блещущаго Е[я] В[еличества] оружия возсиял мир, наук питатель.

    (5) Предсказание

    1. Подвигнется Европа; ученые, возвращаясь в отечество, станут сказывать: мы были во граде Петрове, гроб его видели, мы видели Елисаветы, мы видели чудныя дела Божия и Петровы, мы видели там Августово время, Меценатов. При дворе как любят учоных?

    2. Ни бури, ни то, ни то не прекратят, и пока будет Россия, тобою спасенная, украшенная, пока наукам будет почтение и ежели где в уголку света варварство останется, имя твое в первом месте стоять будет. О прехождении наук.

    3. Описать, как родители детей своих в училища отпускать и как принимать станут.

    4. Будет время, когда Сибирь, наполненная разными народами, на разных языках будет приносить похвалы дому Петрову, и как из Греции, так из России...

    Примечания

    Печатается по тексту первой посмертной публикации.

    Местонахождение рукописи неизвестно.

    — «Друг просвещения. Журнал литературы, наук и художеств», ч. I, М., 1804, стр. 42—52.

    Датируется предположительно 1759—1760 гг. по «Росписи упражнений сего 1759 года», которую Ломоносов заключает следующими словами: «Сочиняю программы и речь благодарственную для инавгурации Университета» (т. X наст. изд., документ 517). Так как эта «Роспись» была представлена Ломоносовым в самом конце 1759 г. (30 декабря) и так как о «речи благодарственной» он говорит в ней как о произведении, еще не завершенном («сочиняю»), то есть основание думать, что работа над ней продолжалась и в следующем 1760 году (ср. также ниже, примечание 21).

    Была ли доведена эта работа до конца, мы не знаем: в последующих своих отчетах Ломоносов не говорит о ней ничего (ср. т. IX наст. изд., документ 350 и т. X наст. изд., документ 518, отд. VII, п. 3). Отысканы пока только три черновых фрагмента «Слова благодарственного», которые здесь и публикуются (слова 248—250).

    В первой половине 1759 г. Ломоносов написал проект регламента Академического университета, а вторая половина этого года и начало следующего ушли у него на проведение этого проекта по разным академическим инстанциям. Утверждение проекта должно было сопровождаться, по мысли Ломоносова, изданием особого акта верховной власти о даруемых Университету «привилегиях» и устройством «инавгурации» Университета, т. е. празднества, посвященного, как это принято было на Западе, оглашению акта о привилегиях и торжественному открытию преобразованного Университета. Заботясь об инавгурации, Ломоносов стремился поднять международный вес Академического университета: по западноевропейским понятиям того времени, без инавгурации никакой университет не признавался университетом, и присужденные им ученые степени не обеспечивали его питомцам должного положения в кругу зарубежных ученых. Однако, несмотря на все усилия Ломоносова, ни написанный им проект университетского устава, ни акт о привилегиях не получили окончательного утверждения, и инавгурация не состоялась (подробнее см. т. IX наст. изд., документы 314, 315, 317—320, 322, 323, 325, 328; т. X наст. изд., документы 470 (§§ 47, 49 и 68), 517, 518 (VII, п. 3), письма 63, 66, 67, 73, 80 и примечания к ним, а также в настоящем томе стихотворения 252, 257 и 258 и примечания к ним).

    Публикуемые черновики интересны в особенности тем, что дают наглядное представление о том, как работал Ломоносов над своими ораторскими произведениями.

    1 303 (§ 4), 317 (п. 1) и примечания к ним) и чтобы лицам, получившим по окончании Университета ученую степень, присваивался «ранг», дающий право на возведение в дворянское достоинство. Одну из будущих «привилегий» Академического университета Ломоносов формулировал так: «Чтобы по здешним законам назначить пристойные ранги и по генеральной табели на дворянство дипломы» (там же, документ 314).

    2 Здесь и в дальнейшем цифры, выставленные Ломоносовым на полях, а иногда и в тексте, означают, что он предполагал доработать и дополнить соответствующий отрывок речи, воспользовавшись для этого какими-то своими нумерованными черновыми записями: цифрами обозначены порядковые номера этих не дошедших до нас записей (ср. т. VII наст. изд., стр. 903—904, 906).

    3 Имеется в виду указ от 17 мая 1744 г. о воспрещении приводить в исполнение смертные приговоры «до получения указа» (ПСЗ, 9312).

    4 Имеется в виду основание некоторых новых городов и крепостей и застройка столиц (см. примечания 6 и 14 к стихотворению 189).

    5 Имеется в виду указ от 20 декабря 1753 г. об уничтожении внутренних таможен (ПСЗ, 10164).

    6

    7 Имеется в виду манифест от 15 декабря 1752 г. о «прощении доимок подушного сбора», накопившихся за период 1724—1747 гг. на сумму 2 534 008 руб. (ПСЗ, 10061).

    8 Имеется в виду учреждение Московского университета 12 января 1755 г.

    9 Имеется в виду указ от 15 декабря 1752 г. об учреждении Морского шляхетного корпуса, заменившего собой возникшую при Петре 1 Морскую академию (ПСЗ, 10062).

    10 Имеется в виду указ от 25 мая 1754 г. о дозволении частным лицам производить в Сибири поиски полезных ископаемых и учреждать горные заводы (ПСЗ, 10243).

    11 «северного мореплавания на Восток по Сибирскому океану» (т. VI наст. изд., работы 16—18 и примечания к ним).

    12 Имеются в виду мысли, развитые Ломоносовым в письме «О сохранении и размножении российского народа» (т. VI наст. изд., работа 13).

    13 См. выше, примечание 10. Цифры промышленной статистики XVIII в. очень неточны и еще недостаточно изучены; несомненно, однако же, что 40-е и 50-е годы этого столетия были ознаменованы значительным количественным ростом обрабатывающей промышленности (П. И. Лященко. История народного хозяйства СССР, т. I. [Л.], 1952, стр. 440—444).

    14 См. примечание 2 к стихотворению 211.

    15 Вопроса об «исправлении нравов» Ломоносов касается попутно в письме «О сохранении и размножении российского народа» (т. VI наст. изд., стр. 386—388, 391—393, 399—401 и др.). Этому вопросу он намеревался посвятить, кроме того, отдельную статью (там же, стр. 379 и 383). Ср. также «Примечания» Ломоносова об обязанностях духовенства (там же, стр. 407—408).

    16 227 и 236 и примечания к ним, а также т. VI наст. изд., стр. 402).

    17 См. выше, примечание 11. Мысль о необходимости освоить в экономическом отношении наши дальневосточные окраины и завязать торговые отношения с Китаем, Японией, Индией и Америкой была излюбленной мыслью Ломоносова, нашедшей отражение в целом ряде его од (см. стихотворение 4 и примечание 32 к нему, стихотворение 141 и примечание 15 к нему, стихотворение 213 и примечание 8 к нему).

    18 В § 242 «Риторики» Ломоносова идет речь о том, что риторическую фигуру «вопрошения» бывает полезно соединять с фигурой «заимословия». Заимословием же называется такая фигура, «когда то, что самому автору или представляемому от него лицу говорить должно, отдается другому лицу, живому, либо мертвому, или и бездушной вещи» (Риторика, § 219; т. VII наст. изд., стр. 270 и 288).

    19 «Вольность» — тоже одна из риторических фигур, которую Ломоносов определяет так: «Вольность есть когда говорим свободно при тех, которых бояться или почитать должно, ради оных побуждения, похвалы или охуления» (Риторика, § 227; т. VII наст. изд., стр. 275).

    20 Имеется в виду указ об утверждении нового университетского регламента (см. т. X наст. изд., документ 412). Этот и последующие три пункта не относятся к тексту благодарственной речи (которая в п. 2 именуется «речью»), а являются обычным для Ломоносова конспективным проектом деловой беседы с президентом Академии наук К. Г. Разумовским (который в п. 4 именуется «графом»).

    21 привилегий (т. IX наст. изд., документ 325).

    22 Существовало предположение учредить университет на Украине в Батурине (Васильчиков, т. I, стр. 260—262). Сохранился соответствующий проект, разработанный в 1760 г. Г. Н. Тепловым («Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1863, кн. 2, отд. «Смесь», стр. 67—85).

    23 Эти десять пунктов имеют несомненную связь с проектом университетских привилегий, но не совпадают с известным нам черновым наброском этого проекта (т. IX наст. изд., стр. 539, 884—885). Пункт 1 говорит, по-видимому, о том, что императрица принимает Университет под непосредственное свое покровительство (см. начало слова 249), п. 2 — о праве возведения в ученые «градусы» (п. 1 чернового наброска), п. 3 — об освобождении от таких «полицейских тягостей», как воинский постой, и о подчинении студентов академической юрисдикции (пп. 3 и 6 чернового наброска), п. 4 — о присвоении профессорам соответствующих «рангов» (п. 2 чернового наброска), п. 6 — о том, что студенты обучаются бесплатно (в черновом наброске такого пункта нет), пп. 8 и 9 — о преимуществах, которые даются окончившим Университет дворянам и разночинцам (в черновом наброске таких пунктов тоже нет), п. 10 — о студенческих вакациях или каникулах (п. 4 чернового наброска). Пункт 7 («вдовьи деньги») непонятен; возможно, что он имеет связь с тем, тоже неясным пунктом отрывка 249, где говорится про «бедность и сиротство тех, кои лишились ученых супругов и родителей». Пункт 5 («поставление») не имеет, вероятно, отношения к привилегиям и касается, должно быть, вопроса о назначении проректора и деканов. Пункт 7 чернового наброска о воспрещении духовенству «ругать наук в проповедях» не получил отражения.

    24 В то время было два великих князя: наследник престола Петр Федорович и его сын Павел Петрович. Речь идет, вероятно, о первом, потому что о втором говорится ниже. «Апостроф» — риторическая фигура прямого обращения (см. т. VII наст. изд., стр. 266—267, § 216).

    25 Т. е. к заключительной части речи.

    26

    27 Намек на одного из главных противников Ломоносова, советника Академической канцелярии И. И. Тауберта, который, по словам Ломоносова, говаривал, «что куда-де столько студентов и гимназистов? куда их девать и употреблять будет?» (т. X наст. изд., документ 470, § 47).

    28 См. выше, примечания 4, 10—17. Ломоносов перечисляет в данном случае те области деятельности, которым могут и должны посвятить себя лица, кончающие Университет (ср. т. IX наст. изд., документ 353; т. X наст. изд., документ 470, § 68). Под «посольством» разумеется дипломатическая служба. Вопрос о «межеванье» приобрел актуальность со времени издания 13 мая 1754 г. инструкции о «межевании во всем государстве земель», причем главным руководителем этого дела был назначен П. И. Шувалов (ПСЗ, 10237; Соловьев, кн. V, стлб. 821; ср. также ААН, ф. 3, оп. 1, № 959, л. 81). Слово «Паства» загадочно: не означает ли оно, что Ломоносов допускал возможность замещения священнослужительских должностей лицами, получившими университетское образование?

    а На полях написано NB. Риторика для изображения радости.

    б 34, 6, 13, 19, 29.2

    в На полях написано сама с собою сравнится.

    г В первой публикации ошибочно

    д На полях написано Нынешняя война 14, 28, 31, 43, 51.

    е На полях написано 7, 8, 30, 31, 32.

    ж 52*.

    з На полях написано Чегож еще чаять от них не можем, а особливо в нашем отечестве?

    Раздел сайта: