• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Идеи для живописных картин из российской истории

    ИДЕИ ДЛЯ ЖИВОПИСНЫХ КАРТИН
    ИЗ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

    1. Взятие Искореста. Во время вечера перед городом в лагере по повелению великия княгини Ольги привязывают к голубям и к воробьям зажженные фитили; иных пускают с фитилями1* на воздух, иные уже летят к городу, и город местами от того загорелся. Между тем войско пешее и конное спешит на приступ. Сия картина будет весьма новая, и от двоякого свету, то есть от зари и от огней, особливое смешение тени составит, в чем могут показать живописцы искусство.

    2. Основание христианства в России. Великий князь Владимер (при нем супруга Анна, греческая царевна, сыновья от прежних жен, некоторые греки, с царевною приехавшие) повелевает сокрушать идолов, почему иных рассекают, иных жгут, иных с гор киевских бросают в воду и плавающих с шестами погружают или от берегу отпихивают, камнями бросают, камни к ним привязывают (фигуры идольские есть у меня в лицах и описанные,1 кои могу сообщить). На Почайной речке, на берегу стоит первый митрополит киевский Михаил со всем собором, иных сам погружая, иных нижнее духовенство. Иные, забредши в воду, сами погружаются обоего пола и всякого возраста люди, матери со младенцами и пр. Иные, выходя из воды, принимают от священников кресты на шею и благословение, помазуются миром, одеваются. На горе начинают строить церковь Десятинную, ставят кресты на места сверженных идолов.

    3. Совет Владимиру от духовенства. Великий князь Владимир Святославич, приняв крещение, стал весьма кроток, отпускал всякие вины и свобождал разбойников от казни, из чего воспоследовали многие грабительства и заперлись дороги от разбоев. Митрополит, с архиереями собравшись, увещал государя, чтобы чинил достойное наказание злодеям, в противном случае грозили ему самому небесным гневом. На картине можно представить, что Владимир, хотя к тому и склонился, однако отвращает лицо от привезенных к казни и сильному разбойнику Могуту вины прощает, приняв его в число своих богатырей.

    4. Единоборство князя Мстислава. Редедя, князь косожский, вызвал на поединок князя Мстислава Владимировича с тем, чтобы победителю достались войска с женою и с детьми. Мстислав был, как описывают, тучен, бел и красноволос. Редедя, натурально рассудить, должен быть смугл как азиатец. Мстислав поборол. Войско стояло по обеим сторонам близ Дону. Кроме усилования борцов, разные страсти обеих сторон смотрителей изобразить требует искусства.

    5. Горислава. Владимер, взяв за себя насильно Рогнеду, или Гориславу, княжну полоцкую, после на других женился и ее оставил. По нескольких летах, заехав в данное ей место увеселительное, и лег ночевать с нею. Горислава, хотя отмстить обиду и смерть своего отца и братей, умыслила князя сонного зарезать, но он, по случаю проснувшись, схватил ея руку с ножом и велел готовиться на смерть, чтобы она, убравшись во всю княгине приличную, богатую утварь, ожидала его к себе с саблею и была готова к смерти. Как Владимер пошел к ней в спальню, чтобы умертвить, малолетный сын его Изяслав, от Гориславы рожденный, по научению материну внезапно выскочил из потаенного места с обнаженною саблею и в слезах сказал: „Мать моя не одна. Я ее должен защищать, пока жив. Убей меня прежде, чтобы я смерти ея не видел“. Владимер умилясь опустил руки и после уволил Гориславу с сыном на удел в Полоцк, в ее отчину.

    6. Мономахово единоборство. Владимер Мономах одолел на поединке генуэзскаго кафинского князя (дожя), снимает с него золотую цепь и прочие признаки его чина (признаки можно в пример написать с уборов венецианских дожей или генуэзских). Действие представить в виду моря, где корабли и галеры много могут картину украсить.

    7. Мономахово венчание на царство. Неофит, митрополит ефесский, налагает корону императоров греческих; прочие царские утвари несут архиереи и другое духовенство. При сем должно наблюдать, чтобы все было со здешним и с греческим сходно. Бояре греческие стоят с подарками от царя Алексея Комнина, состоящими2* в золотой и серебряной посуде и в других поставах.

    8. Победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере. Сражение случилось на Чудском озере апреля 5 дня. При сем деле то может представиться отменно, что происходило на льду, где пристойно изобразить бегущих, как они, стеснясь и проломив тягостию лед, тонут. Иные друг друга изо льду тянут, иные, напротив того, друг друга погружают и колют как неприятелей. Кровь по льду и с водою смешанная особливый вид представит.

    9. Обручение князя Феодора Ростиславича. Сей князь, будучи в Орде, так понравился царице татарской, что всячески старалась выдать за него свою любезную дочь замуж, но он не хотел на ней жениться, пока не приняла христианской веры. На сей картине можно изобразить, как невеста от жениха крест и перстень принимает. Мать, царица татарская, соединяя их руки, с радостию на то смотрит, и склонный отец мановением изъявляет дозволение. Мурзы татарские удивляются, бояре российские оказывают радость, причем можно написать татарскую и старинную нашу музыку.

    10. . С обеих сторон стоят полки: с правой российские, с левой татарские. В форгрунде великий князь Димитрий Иванович, все готовятся к бою. Посередке татарин Челу-бей, ростом как Голиаф, сражается с Пересветом, чернцом-схимником. Оба друг друга пронзили копьями. Сражение начинается в войске.

    11. Низвержение татарского ига. Великий князь Иван Васильевич, на великокняжеском стуле сидя, гневным лицем повергает на землю басму татарскую и разодранное Ахматово повеление. Татар, связанных бесчестно, вон выводят. Российские бояре поклонением и разными движениями изъявляют свою радость и благодарность государю.

    12. Приведение новгородцев под самодержавство. На площади Новгородской, пред церковью святыя Софии великий князь Иван Васильевич, верхом сидя, повелевает принять от новгородцев грамоты Ярославли своему наместнику при архиерее. Вечевой колокол, или набат, новгородцам служивший к самовольным скопищам, летит сброшен с колокольни. Марфе-посаднице руки назад вяжут. Новгородцы, коих к Москве отвозят, прощаются с своими ближними. Народу множество; иные, подняв руки к колокольне, кричат; иные разными движениями подают печальные, иные радостные знаки. На конях бояре московские усмешками и помаваниями оказывают свое удовольствие. При великом князе для безопасности копейщики.

    13. Царица Сумбек, по смерти царя казанского Сафакирея, взята из Казани с сыном и с бесчисленным богатством в полон и приведена в Москву к царю Ивану Васильевичу. Государя должно изобразить на царском престоле еще в младых летах (здесь требуется живописцово искусство, чтобы со старого и угрюмого портрета2 сделать молодой и веселый, не потеряв подобия, затем что царицу принимает милостиво). Царица казанская, упав на колена и прося прощения и милосердия, умиленным лицем и слезами чрезвычайную красоту свою возвышает. На сына своего младенца, лежащего ниц, указывает. За нею ближние ее татаре и служительницы открывают и приносят многочисленные сокровища азиатические. При государе его приближенные.

    14. Право высокой фамилии Романовых на престол всероссийский. Царь Федор Иванович, приближаясь к кончине, при патриархе Иове и при боярех подает скипетр брату своему двоюродному, боярину Федору Никитичу Романову, но он от того извиняется. Годунов взглядывает завистливыми глазами. Царицу Ирину Федоровну, обмирающую в печали, поддерживают.

    15. Погибель Расстригина. Перед Грановитою палатою поверженного Расстригу и многими ранами уязвленного и окровавленного за ногу веревкою тянут. Иные поляков рубят. Боярин князь Иван Васильевич Шуйской уверяет народ с Красного крыльца, что оный Дмитрей был ложный. Бояре некоторые, указывая в Грановитую палату, где сквозь окно видно престол, предлагают ему царство.

    16. Козма Минин. На Нижегородской пристани представить купца-старика на возвышенном месте, указывающего на великую близ себя кучу мешков с деньгами, а другою рукою народ помавающего. Многие, кругом стоя, ему внимают прилежно, иные деньги в чаны всыпают, иные мешки приносят, сыплют серебряные копейки из чересов, приносят в одно место разные товары, кладут пред него письменные обязательства. Все разными движениями изъявляют охоту к освобождению отечества от разорения.

    17. Олег князь приступает к Царюграду сухим путем на парусах правимые, кои тогда сухим путем пришли под Царьград. На горизонте проспект Царяграда. Греки выходят навстречу с дарами.

    18. Олег, угрызен от змея, умирает. Представить головную лошадиную кость, кою Олег пхнул ногою. Бояре и слуги поддерживают со страхом. Волхвы предсказавшие делают разные виды своего верного предвещания.

    19. Сражение Святославле с печенегами в порогах. Представить тесные места между каменными горами, сквозь кои Днепр протекает порогами. Святослав борется против стремления воды с российским войском на веслах, на шестах, греблею, бечевою и сражается с неприятелем, жестоко с берегов нападающим. В главной группе бьется сам князь, уже раненый. Около его много печенежских трупов. Опровергающиеся суда разными видами, иные и зажженные, плавающие и утопающие раненые люди, выходящие из быстрины против неприятеля, самым делом и места обстоятельством представят чрезвычайную фигуру.

    20. . В переднем месте представить на одной половине печенежские палатки со стреляющими за пловцом печенегами, но он безвредно переплывает за Днепр к российскому стану, чтобы подать весть о бедности и тесноте в городе и тем побудить войско к нападению на неприятеля судами.

    21. Князь киевский Святослав Ярославович кажет свое великое богатство послам немецким рухляди. Богатство, состоящее в дорогих мехах, парчах персидских и греческих, в золотых и серебряных финифтяных сосудах, камнями цветными украшенных, в конских уборах и в ружье старинном, в жемчугах. Приличные притом движения казателей и смотрителей оживят картину.

    22. Князь Дмитрей Михайлович Пожарской в опасности от злодея, коего прислал Заруцкой из-под Москвы, чтобы его заколоть и не допустить его из Ярославля к Москве для ее освобождения. Злодей прошибся мимо Пожарского, спотыкнувшись и ударив слугу его в ногу. Князь запрещает около стоящим злодея изрубить и велит его послать под Москву и отдать жива на обличение завистникам.

    24. Царь Василий Иванович3* Шуйской при венчании своем на царство клянется боярам, что он прежних враждеб помнить не будет и без их совета ничего делать не станет.

    25. Гермоген, патриарх московский, посажен в тюрьме и, уже умирая голодом и жаждою, не согласуется с принуждающими поляками, чтобы возвести на царство польского королевича Владислава, но проклятием оное отрицает и от Михайла Солтыкова, который нож на него занес, крестом обороняется.

    Примечания

     19, лл. 2—5.

    Впервые напечатано: Записки Академии Наук, т. XIII, кн. 1, 1868, стр. 180—186.

    Время написания — не позднее 24 января 1764 г.

    Описание сюжетов для исторических картин находится при письме Ломоносова вице-канцлеру А. М. Голицыну 24 января 1764 г.; Ломоносов просил его содействия, желая использовать материалы Архива Коллегии иностранных дел для уточнения аксессуаров в исторических картинах. По поручению Екатерины II, переданному И. И. Бецким, Ломоносов „выбрал из российской истории знатные приключения для написания картин“, которые должны были „украсить при дворе некоторые комнаты“. „Немалый здесь нахожу недостаток, — писал он, — в изображении старинного нашего платья разных чинов. Сведение о сем сыскать едва ли где лучше можно, как в Архиве Коллегии иностранных дел. Особливо ж есть в оной описание коронации и других церемоний государя царя Михайла Федоровича, с личными изображениями на пергаменте“ (акад. изд., т. VIII, стр. 288—289).

    Ломоносов имеет в виду материалы „Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича“ (издана Архивом Министерства иностранных дел, М., 1856) и „Описания в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании государя царя и великого князя Михаила Федоровича с государыней царицей Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых“ (издано П. Бекетовым, М., 1810).

    „По сему послан приказ в Московский архив 29 генваря 1764 г.“.

    Выбранные Ломоносовым исторические сюжеты относятся к допетровскому времени; темы событий, связанных с Петром I, были уже использованы им в проекте монумента Петру, составленном в 1758 г., который включал серию крупных мозаических картин исторического содержания (Ломоносов, III, стр. 475—479). Описание некоторых сюжетов, предложенных Ломоносовым, близко совпадает с изложением этих событий в „Древней Российской истории“: Олег князь приступает к Царюграду сухим путем на парусах; Олег угрызен от змея умирает; Взятие Искореста; Избавление Киева от осады печенежской смелым переплытием россиянина через Днепр; Сражение Святослава с печенегами в порогах; Основание христианства в России; Горислава; Совет Владимиру от духовенства; Единоборство князя Мстислава.

    Ломоносов видел в создании исторических картин дело, „служащее к чести российских предков“ (акад. изд., т. VIII, стр. 288), средство популяризации героического прошлого русского народа.

    1 2. фигуры идольские есть у меня в лицах и описанные — Ломоносов, повидимому, имеет в виду изображения и описания языческих божеств в использованных им для „Древней Российской истории“ книгах Гарткноха „История старой и новой Пруссии“, Франкфурт и Лейпциг, 1684, и Арнкила „Языческая религия кимвров“, Гамбург, 1691 (см. примеч. 23 27 к работе 8 настоящего тома).

    2 13. со старого и угрюмого портрета — Ломоносов, вероятно, имеет в виду портрет Ивана Грозного, оригинал которого находился, по свидетельству Я. Я. Штелина, в старом Зимнем дворце (Д. Ровинский. Русские граверы. М., 1870, стр. 194), гравированный Ив. Штенглином для серии царских портретов, изданной в 40-х годах XVIII в.

    1* Далее в подлиннике из.

    2* состоящие.

    3* Иван Васильевич.

    Раздел сайта: