• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Прибавление. О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану

    ПРИБАВЛЕНИЕ
    О СЕВЕРНОМ МОРЕПЛАВАНИИ НА ВОСТОК
    ПО СИБИРСКОМУ ОКЕАНУ

    § 1

    По новым известиям от грумантских и новоземельских промышленников1 явствует, что поиск морского пути по северу на восток удобнее начать можно от западного грумантского берегу, нежели с Новой Земли, для того что: 1-е. Тамошний климат оказывается теплее, оттепели зимой бывают чаще, нежели как на Новой Земли, и западное Грумантское море теплее, гавани от льдов свобождаются много ранее, иноземцы приходят туда на промыслы к Николину дни,2 а российские промышленники хотя и много позже приходят, однако остаются иногда до Воздвиженьева дни.3 2-е. Море много свободнее от льдов, ибо западный берег почти всегда чист, и китоловные корабли ходят во все лето. И ежели когда льды наносит, то не от запада, куда сперва путь предприять должно, но больше от полудни, иногда ж от севера заворачивает, и оный лед по всем обстоятельствам видно, что от сибирских берегов, затем что он весь пресный и, в солнечные дни растаяв, составляет на себе пресные лужи, коими промышленники довольствуются. Также и по заплескам на Груманте лежит много листвяга изнылого и льдом обломанного и обтертого, которого лесу весьма много в Сибире, и, конечно, со льдами от сибирских берегов его наносит. А посему явствует великая вероятность моей теории, что противолежащий сибирскому северный берег Северной Америки к мореплаванию удобнее сибирского берегу.

    3-е. Сие плавание будет по воде и по ветру, затем что течение моря при западном берегу грумантском простирается от NW и течение океана по большей части с ветрами соглашается; сверх того, около Новой Земли и к нормандскому берегу господствуют ветры от ост и норд-оста. Новоземельские промышленники много долее идут к Новой Земли против льдов и ветров, нежели домой обратно; а посему у противного берега американского, на другой стороне полюса должно быть в другую сторону окружному обращению вод и воздуха для сохранения равновесия в атмосфере и в океане. 4-е. Туманов чаятельно меньше, потому что они часто бывают льдам спутники, и, по объявлению Корнилова, по восхождении солнца впервые весною небо бывает долго чисто. 5-е. На Груманте гавани надежнее и лучше, какова есть на западном берегу, называемая Клокбай, и все рано весною, в первых числах маия открываются.

    § 2

    Рассуждая вышепоказанное, заключить должно, что мимо Новой Земли, в знатном отдалении от берегов удобнее будет держать обратный путь от востока по воде и по ветру. Сие окажется самыми опытами и практикою со временем, которое есть всех дел человеческих учитель; оно, споспешествуя нашему терпеливому рачению и похвальной упрямке, может открыть еще больше, нежели чаем и желаем. Итак, когда мои добронамеренные представления за благо признаны и доказательства в уважение приняты будут, то принимаю смелость еще представить мое мнение о поисках помянутого проходу, следуя прежним и нынешним известиям и рассуждениям.

    § 3

    Всякие предприятия и изыскания нередко лучше, когда они соединены с очевидною пользою. Итак, следовало б, чтобы поиски северного на восток мореплавания соединить с китоловными и с другими тамошними промыслами, однако кажется, что сие соединение будет больше препятственно, нежели прибыточно.4 Склонные к скорому прибытку сердца человеческие будут больше внимать промыслам, нежели произведению и совершению самого главного дела, не видя ясно, что по окончании оного несравненно бо́льшая государственная и партикулярная выгода воспоследует. Таковые промыслы кажется чтоб для того начать надлежало, дабы оное предприятие без траты казны исполнилось и произвелось доходами от промыслов, но когда рассудим малость иждивения на то против других, не важнее сего расходов или еще представим, что люди, суда и снаряды и без того на знатном коште содержатся, что их и без того время с собою возьмет и погрузит (без славных и обществу полезных дел) в вечности, то не найдем никакой причины жалеть того употребить на доброе дело, что скоро исчезает бесполезно. Итак, по моему мнению, хотя и можно присовокупить к помянутому предприятию тамошние промыслы, но как побочное дело, и больше для прикрытия от иностранных сего походу,5 якобы оный происходил для тамошней китовой ловли, самое же предприятие не отлагая начать, по моему мнению, следующим порядком приближающегося лета.

    § 4

    Заготовления для житья и содержания занимают первое в сем деле место. Для того в Клокбайской пристани построить зимовье и магазин,6 а чтобы оного строением не потерять много времени, то купить в Коле готовый дом, который бы был недавно построен, к житью и к перевозу способен, и, разобрав его, скласть на судно, перевезть на Грумант, в помянутую пристань и там построить в приличном месте, от берегу несколько подалее, чтобы высокие зимние воды до оного не досягали. Такой дом пристойнее других, затем что в Коле по холодному климату построен и обит досками, сверх того, уже просох и жить от угару безопасно и, наконец, уже готов. Мох также с собою взять должно. 2-е. Того же лета от города Архангельского на двух или на трех судах отпустить провиант и всякие снасти и инструменты по рассмотрению, каковы означены в моей книге. Провианту отпустить на три года на 60 или и на 100 человек. Суда отправить с сими припасами, каковы показаны в моем сочинении, или как лучше рассудится, только чтобы способны были к желаемым поискам. Также и людей нарядить, как наилучше признано будет.

    § 5

    ботах с астрономическими и геодезическими инструментами для географического определения по наблюдениям места, для поправления склонения компаса, что на сухом пути исправнее произвести можно. Когда ж в близости оной земли торосы или льды окажутся, то высылать торосовщиков на лодках, чтобы изведать состояние оных льдов и берега. А наблюдения учинить на свободной ближней большой льдине или и на судне. Все сие производить, когда погода дозволяет.

    § 6

    Потом следовать в правую руку в виду оного берега, с мыса на мыс перенимаясь и от льдов предписанным в книге образом предостерегаясь. Между тем, когда берег из глаз потеряется, смотреть с мачты в хорошую подзорную трубку, что и во всех случаях весьма полезно. Меньшие суда могут отдаляться вправо для осмотру льдов и островов; мелкие и торосовые отпускать на береговую руку для осмотра заливов и устьев рек. Ежели где земля станет заворачиваться вправо, приближаясь к полюсу, тогда больше всех должно смотреть перемен в компасе и льдов остерегаться. В туманы стоять на дрефе или на якоре, наблюдая между тем течение и быстрину моря.

    Когда же противным образом берег станет заворачиваться влево, удаляясь от полюса, то хотя и безопаснее кажется быть от льдов и от стужи, однако себя далече к полудни не отваживать, чтобы не зайти далече в какой-нибудь глухой залив, в полдень с надлежащего пути за Баффинский залив, и для того отправить легкое судно прямо по главному пути, для осмотра другого берега оного залива, которого когда в знатном отдалении, около ста верст или больше не найдут, следовать берегу, ибо он наконец не инуда куда доведет, как к восточно-северному сибирскому мысу или в Тихое море, ежели западно-северный мыс Северныя Америки, лежащий против наших чукчей, раздроблен на островы и ими кончится. По мореплаванию Чирикова и Берингову явствует, что американские береги, ими найденные, от Чукотского носу лежат не далее осьмисот верст и могут быть островы, а не матерая земля.

    § 7

    кончится, но поворотиться назад и итти с мыса на мыс, записывая все, что надобно к будущему мореплаванию, которое следующего лета предприять должно, чем ранее, тем лучше, и зимовать на Груманте, ежели в Колу достигнуть не успеют. Но напротив того, когда божеское изволение и благословение воспоследует и экспедиция до желаемых камчатских берегов достигнет, то должно послать немедленно куриера для уведомления в Санкт-Петербург, после чего могут быть приняты надлежащие меры для безопасного расположения зимовьев, острогов и ходу и для утверждения могущества российского на востоке.

    Михайло Ломоносов

    1764 года

    Примечания

     13515, 1764 г., лл. 311—315).

    Впервые напечатано: В. Берх. Дополнение к жизнеописанию М. В. Ломоносова. Московский телеграф, 1828, ч. 21, № 11, стр. 298—305.

    Время написания — март 1764 г.

    5 марта 1764 г. Комиссия российских флотов и адмиралтейского правления в присутствии Ломоносова допрашивала четырех поморов, бывавших на Шпицбергене и на Новой Земле, которые были присланы по ее требованию Адмиралтейской коллегией из Архангелогородской губернии. По их указаниям выяснилось преимущество второго из двух маршрутов полярной экспедиции, указанных Ломоносовым в § 83 „Краткого описания“, т. е. через Шпицберген.

    В связи с этим Ломоносов написал „Прибавление. О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану“, в котором обосновал этот маршрут новыми данными и указал на необходимость предварительной организации зимовки в „Клокбайской пристани“ на Шпицбергене.

    „Прибавление“ было составлено перед заседанием, которое должно было последовать после 5 марта и на котором Комиссия предполагала обсуждать полученные от поморов и матросов письменные показания: „и что покажут, о том иметь рассуждение впредь, к которому и господина Ломоносова призвать“ (ЦГАВМФ, ф. Дела Комиссии российских флотов и адмиралтейского правления, № 10, лл. 171—182 об.).

    Члены Комиссии собрались вновь 12 марта, когда ими и был подписан протокол 5 марта. Однако протокола с обсуждением „Прибавления“ в делах Комиссии нет. Вероятно, „Прибавление“ было непосредственно передано уже в Адмиралтейскую коллегию, в делах которой оно и сохранилось.

    1 § 1, стр. 501. По новым известиям от грумантских и новоземельских промышленников — имеются в виду показания в Комиссии российских флотов и адмиралтейского правления архангелогородских крестьян-поморов — Амоса Корнилова, Федора Рогачева, Павла Мясникова, Василия Серкова, опрошенных 5 марта 1764 г. Изложение их показаний см.: Перевалов, стр. 243—247.

    2 § 1, стр. 501. к Николину дни — 9 мая по старому стилю.

    3 § 1, стр. 501. до Воздвиженьева дни — 14 сентября по старому стилю.

    4 § 3, стр. 503. сие соединение будет больше препятственно, нежели прибыточно — Ломоносов имеет в виду проявленное Комиссией российских флотов желание связать проектируемую экспедицию с интересами зверобойных промышленных компаний. Комиссия 19 января 1764 г. решила запросить от Коммерц-коллегии „для некоторого рассуждения“ справку о состоянии китового промысла у Архангельска и из Колы — на каком основании был учрежден при Петре I, кем и как производился и когда и чего ради уничтожен (ЦГАВМФ, ф. Дела Комиссии российских флотов, № 10, л. 91—91 об.).

    Коммерц-коллегия 5 февраля 1764 г. дала справку о существовании с 1748 г. монополии П. И. Шувалова на салотопенный промысел у Архангельска и Колы, причем указала, что такой порядок „не малый казенный убыток причинил“ (там же, ф. Дела Комиссии российских флотов, № 21, лл. 12—14). Ломоносов в своем „Прибавлении“ выступил против поручения экспедиции дополнительных практических задач по обслуживанию зверобойных промыслов, допуская, как он пишет далее в этом же параграфе, что „хотя и можно присовокупить к помянутому предприятию тамошние промыслы, но как побочное дело, и больше для прикрытия от иностранных сего походу“.

    оставался секретным.

    5 § 3, стр. 503. для прикрытия от иностранных сего походу — следует отметить, что скрыть подготовку секретной экспедиции от иностранных правительств не удалось. В донесениях из России, получавшихся французским Министерством иностранных дел, имеется сообщение из Петербурга от 4 сентября 1764 г., в котором подробно говорится о проекте Ломоносова, о двух судах, которые после зимовки в Коле отправятся в путь весною следующего года, о географических соображениях Ломоносова относительно температуры в полярных районах и выражается сомнение в успехе предложенного им плавания. Французский текст донесения напечатан в книге „Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время»“, т. VII, 1915, стр. 199, со ссылкой на архив Министерства.

    6 § 4, стр. 503. — по указу Адмиралтейской коллегии Архангелогородская контора над портом в июле 1764 г. отправила адмиралтейский пинк „Слон“ под командой капитан-лейтенанта М. Немтинова и пять наемных поморских судов с провиантом и строительными материалами (одно из них из-за повреждения в пути вернулось, не дойдя до Шпицбергена). Суда прибыли в начале августа на Шпицберген, нашли подходящее место на южном берегу Клокбайской губы и построили зимовье из пяти изб, бани и амбара. На зимовье было оставлено 16 человек.

    Раздел сайта: