• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Крафт Г. В.: Продолжение описания разных машин (перевод Ломоносова)

    ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ РАЗНЫХ МАШИН

    32. Тридцать вторая машина есть, которою тяжелые вещи тянуть можно, изобретена некоторым неизвестным человеком после 1699 года. Сия машина есть сложенная и состоит из колеса, которое по оному ходящие люди ногами поворачивают.1 Сие колесо имеет на своем валу бесконечный винт, который за пальцы другого колеса захватывает и оное вкруг обвертывает, от чего веревка, которою тяжелая вещь привязана, около валу другого колеса обвивается, и тяжелую привязанную вещь притягивает. Все сии машины части утвержены на крепко сплоченных досках, стоящих на четырех колесах, для того чтобы машину с одного места на другое свободно перетянуть можно было. Сила сей машины имеет пропорцию к простой силе как 132 к 1, буде от тренья происходящая задержка из того выключена будет и величина каждого колеса толь велика назначится, какой автор хочет. Сверх того находятся при том четыре маленькие колесца, которые одерживают, чтобы колесо с пальцами не шаталось.

    33. Тридцать третия машина есть плоская небесная сфера, изобретена от господина Кассини пред 1699 годом. Сим именем называется не что иное, как небесная сфера, которая ради большей способности в плоскую фигуру приведена и чрез которую все то представить льзя, что на небесной сфере учиниться может. Сии плоские сферы, или, лучше сказать, астролабии, уже от древних времен многие изобретены чрез Птоломея, Геммафризия, Иоанна де Ройаса и де ла Гира; такая же есть и настоящая, которая из двух круглых планов состоит, друг подле друга движимых с разными циркулами и знаками небесными, чем она употребление всего небесного круга в себе имеет.

    34. Тридцать четвертая машина есть арифметические вески,2 найдена от господина Кассини пред 1699 годом. Сия машина не что иное есть, как только коромысло, два ровныя концы имеющее, которое около своей оси по середке очень легко поворачивается, и от средины до обоих концов на равные части разделенное с приписанными при том числами. Она служит к тому, что чрез оную не токмо вес, но и цену товаров познать можно, которое так разуметь надлежит: прежде ищут весу данного товара, который положив на первом числе одного конца, на другом против того фунтовую гирю толь долго туда и сюда подвигают, пока она с весом товару в равновесии будет, то значит оное число, на котором при равновесии гиря стоит, вес товару в фунтах. И буде кто после того знать хочет цену в изобретенных фунтах товару, то надобно прежде ведать чего стоит один фунт оного, например 15 копеек, то постановляют товар на одном конце, где число 15 назначено, а на другом подвигают фунтовую гирю толь далече, пока с оным в равновесие придет, и так число при фунтовой гире стоящее, цену товару показывает: как в сем при мере — 105 копеек, буде товар 7 фунтов тянет. Которое тем, что состояние равновесия в коромысле разумеют, очень понятно быть может. Сия машина хотя и довольно замысловата, однако пока такие лавошники на ходятся, которые Пифагорову таблицу разумеют, в употребление трудно введена быть может.

    35. Тридцать пятая машина есть инструмент, которым фонтаны делают, найдена от господина де Францини пред 1699 годом. Сия машина требует колодезя, который глубоко в землю выкопан и обстроен кирпичом и купно на своем верху имеет четвероугольный ящик для воды, который довольно всегда в себя втекающей воды иметь должен; над глубоким колодезем строят высокие деревянные быки, на которых верхней части ворот находится, который свободно поворачиваться может. Около сего валу ходит веревка с двумя бадьями, из которых одна не далее, как до ящика, достает, а другая — до самого колодезного дна и вплоть подле ящика ходит. Ящик имеет на том боку, подле которого бадья ходит, трубу, из которой беспрестанно вода течет, чрез что нижняя часть одной стороны сих внизу висящих бадей всегда наполняется, и так, понеже одна сторона сей долгой водяной машины тяжелее становится, то опускается она вниз, и оборачивает вверху находящийся вал, которое оборачиванье непрестанно продолжается, понеже бадьи так привешены, что, когда они вниз придут, то опрокидываются и воду из себя выливают, и когда верхний вал беспрестанно помянутым образом движется, то поворачивается и другая бадейная машина, которая только до ящика достает, вдруг с оною и вздымает воду вверх. Сию выливают бадьи вверху у вала в корыто, из которого чрез трубы вниз течет и в бассень проходит и оттуду трубами вверх скачет. Сия гидравлическая машина очень замысловата, однако требует весьма много воды, которая помалу в глубину колодезя втекать и оттуду вычерпана быть долженствует. Однако ж сим образом в некотором королевском саду в Париже фонтан сделан.

    36. Тридцать шестая машина есть пожарная труба, изобретена от некоторого оружейного мастера в Семюре, 1699 года. Сия машина со внешней стороны совсем подобна нашим обыкновенным пожарным трубам, однако внутри имеет только один насос и тем самым с простою машиною Ктезибиановою сходна,3 откуду явствует, что она нашим нынешним пожарным трубам много уступает.

    37. Тридцать седьмая машина есть, которою можно много пил вдруг сделать, изобретена от господина дю Верже, 1699 года. Сия машина состоит из водяного колеса, которое от текущей воды вертится; на вороте сего колеса находятся несколько пальцев, которые несколько тяжелых молотков, на палочках утвержденных, поднимают и опять опускают. Сии молоты падают на некоторый долгий вострый стальной нож, который поперек наверх положен и своим востреем зубцы в пилах вырубает. При том еще приделано другое колесо, которое несколькими валами и веревками железа, которые в пилы делают, вперед понемногу подвигает, чтобы один зубец подле другого был врублен, почти так, как на пильных мельницах бревна понемногу вперед тянутся.

    38. Тридцать осьмая машина есть плоская кровля избная, изобретена от господина Авелье, 1699 года. Когда кто избу каменною крышкою покрыть хочет, то делают оную вверх выгнутою, что сводами называют. Однако здесь показывают, как из камней, особливо к тому высеченных, плоскую крышку делать, которая верхней избе вместо полу служит.

    39. Но понеже таким образом на полу верхней избы много ям чинится, которые хотя и наполнить можно, однако 39 машина, плоская кровля избы изобретена от господина Трушета, 1699, которая помянутый недостаток многих ям уничтожает.

    40. Четыредесятая машина есть многие пилы вдруг двигать, найдена от господина дю Кете, 1699 года. Она состоит из ворота, в земли утвержденного, в котором укрепленные рычаги людьми или лошадьми можно тянуть. Сим воротом ворочают горизонтально лежащее колесо с пальцами, которое оными за два коромысла по переменам захватывает, которые бревно с утвержденными в нем пилами взад и вперед подвигают.

    41. Исправление сея есть сорок первая машина, которою отрубки к столбам и иные круглые вещи пиловать можно, изобретена от помянутого господина дю Кета, 1699 года. И понеже пилованье сей пильной машины обыкновенно по прямой линеи проходит, то помянутый автор вымыслил сию свою машину так учредить, чтобы оною и по кривым линеям пиловать можно было.

    42. Сорок вторая машина есть весла, которые, как колесо, кругом вертятся,4 изобретена от господина дю Кета, 1699 года. Сие изобретение в том состоит, что вместо долгого порядку весел на галере на обеих оной сторонах четыре весла на вороту утверждены бывают, которые на обеих сторонах с ним ворочаются и тем судно вперед подвигают, а ворот и с ним купно весла в судне гребцы ворочают так называемою кривою клюкою почти равно таким образом, как ножевщики их точила вертят. Польза сих весел в том состоит, что: 1) такие весла судно скоряе вперед подвигают; 2) тот, кто у конца всякого весла стоит, такой почти несносной тяжкой работы чинить не принужден; 3) что так весла полезно на грузных судах употреблять можно; 4) что сии поворотные весла всегда воду захватывают, а, напротив того, обыкновенные весла плоскости воды в непогоду нередко захватить не могут; 5) чрез сие галеры беспрестанно равномерное движение имеют, а обыкновенные весла только урывно оную толкают. Напротив того, опять надобно рассудить, что сей новый манер весел очень излишное число железных болт требует и во время штурма и неприятельского стреляния такие весла скоро могут быть повреждены, в которых случаях после тому трудно пособить. По сем не надлежит и сего без примечания оставить, что понеже сии весла своею плоскою стороною в воде остаются, для того немало воды вверх вздымают и тем бег судна воспящают.

    43. Сему последнему недостатку пособить старался изобретатель в 43 машине, называемой исправление вкруг движимых весел,5 когда чрез приставление полукруга на галерном борте так сие дело учредил, что весла в собственном их вороте повертываются при вгружении своем в воду плоскостью, на выходе боком становятся.

    44. Сорок четвертая машина есть некоторый музыкальный инструмент, изобретенный от господина Лулье, 1699 году. Сия машина состоит из деревянного узкого ящичка, в котором металловая струна натянута. Подле оной находится линеал, который туда и сюда подвинуть и тем купно оба кончика, на которых струна лежит, друг к другу придвинуть или раздвинуть можно, и к тому каждый по произволяемому тону октавы. Итак, сей инструмент тем полезен, которые хотят клявир налаживать учиться и притом не имеют прямого музыкального слуху. Во Франции употребляют сие те мастеры, которые клавикорды делают.

    45. Сорок пятая машина есть некоторый иной музыкальный инструмент, изобретен от господина Лулье, 1699 года. Сей инструмент от вышепоказанного только в том различен, что как в оном только один коник, который вдоль по струнам туда и сюда подвигается, так в сем столько коников находится, сколько октава тонов имеет, которых коников каждый в требуемом расстоянии тонов поперек под натянутою струною подвинуть можно на сделанном к тону полом отдающемся дне, при чем внизу клавис находится, чем в направленную струну бить можно, тем же образом, как при обыкновенных клавирах бывает. Польза сей машины есть та же с вышепомянутою.

    после употребления два разы сложить и как книгу застежками запереть можно, и так оный очень мало места занимает. Сие изобретение может тем полезно быть, которым надобно много ездить, а без клавир быть не могут.

    47. Сорок седьмая машина есть, которою мрамор пилуют, изобретена от господина де Фонжеана, 1700 году. Сия машина состоит из великого горизонтально положенного колеса, над которым мост сделан, где лошадь бегать и колесо вертеть может; сие колесо зацепляет за меньшее горизонтальное колесо, которое на своей плоскости крепкий палец имеет, который прямо стоит и чрез поперек лежащие продолговатые щели над малым колесом положенного долгого бревна ходит, так что когда сей палец при обращении малого колеса на ту и на другую сторону посредственной точки приходит, тем долгое оное бревно то в ту, то в другую сторону подвигает. На переднем конце сего бревна утверждены пилы, и самое то бревно двигается на колесах, чтобы все движение тем легче воспоследовало. Буде бы оную меру принять, которую автор положил, то можно одною лошадью в час 1440 раз каждую пилу подернуть. Сия машина ради особливого образа в движении, которым она туда и сюда движется, очень замысловата и без сомнения в употреблении полезна, понеже при такой работе люди очень устают, а здесь лошади ничего больше делать не надобно, как только вкруг ходить.

    48. Сорок осьмая машина есть, которой мрамор полировать можно, изобретена от господина Фонжеана, 1700 года. Она состоит из покато лежащей плоскости, из крепкого дерева сделанной, которая на крепких подставках лежит и так вырезана, чтобы штука мрамора, которую полировать надобно, лежать могла. На верхнюю плоскость оного мрамора кладут то, чем обыкновенно мрамор выглаживают, покрывают крепкою доскою и отягощают каменьем. И чтобы глаженье прямо чиниться могло, для того оная наверху лежащая доска привязана к верхней части покатой плоскости веревкою, около воротка обвивающеюся, а внизу оной привешена чрез валок тяжелая гиря. Ворот поворачивают несколько два человека вделанными в него палками, чем они оную доску чрез подложенный мрамор кверху поднимают, а навешенная гиря опять вниз тянет, когда они опускают, и таким образом чинится сия работа легко, буде еще при той третий человек есть, который для полирования туда песок подсыпает.

    49. Сорок девятая машина есть седельные пистолеты, из которых фузею сделать можно, изобретена от господина де ла Шометта, 1700 году. Сии пистолеты не имеют толь кривых прикладов, как обыкновенные, но почти такие, как у фузей; дуло одного пистолета имеет около себя винт, а другой пистолет имеет сквозь приклад до заряду круглую диру и в заряде внутренний винт, чем одно дуло к другому заряду привинтить, и из двух пистолетов одну фузею сделать можно. И ежели кто хочет в заряде продиравленный пистолет как пистолет употреблять, того для к нему особливый щуруп приделан, чем бы помянутую диру закрепить можно было.

    50. Пятьдесятая машина есть, которою погрязшие в воде суда вызнять можно,6 изобретенная от барона Рединга, 1700 году. В том месте, где осевшее судно лежит, приводят на обе стороны оного по одному или по два плоских судов, из которых каждое толстую и короткую машину имеет, у которой наверху несколько блоков привешено; и так, когда погрязшее судно в середине будет, то опускаются в воду люди и привязывают к нему крепкие веревки к обеим бортам, а другой оных конец из воды вон выносит. Сии веревки продевают в блоки и во время убылой воды весьма туго воротами натягивают и так целую сию машину оставляют, пока прибывшая вода оную купно с погрязшим судном поднимет, так что все сии вместе связанные суда можно будет туда спровадить, куда кто хочет, то есть на такое место, где погрузшее судно пристать может. Итак, сию машину только на такой воде употреблять можно, где вода прибывает и убывает, и буде дерево погрязшего судна ради долгого времени надгнило, то могут к нему привязанные веревки легко прорваться и для того крепкое привязание ничего не пособит.

    51. Пятьдесят первая машина есть, как воду вверх взводить, изобретена от господина де Кардемоа, 1700 году. В оба берега реки постановляют по столбу и через них кладут перекладку, которая на средине кругла, чтобы на ней навешенная и до самой реки досягающая наделка своим узким боком туда и сюда свободно качаться могла. Сия состоит из двух прямо вниз висящих бревен, между которыми от одного к другому трубы приделаны, которые косо лежат и там от своего нижнего полого конца, который до воды достает, до самого верху продолжаются, тде они опять полы, откуду вода выливается. Сии косо положенные трубы составляют купно в один канал, который везде, где одна часть в бревна входит, языки имеет. И так, когда сию наделку сильно туда и сюда качают, помощию внизу к ней привязанной и вдоль по реке на обеих сторонах протянутой веревки, то черпает она внизу воду и вздымает оную вверх, откуда она вытекает, понеже чрез качание косое положение труб всегда переменяется. Сия машина очень замысловата и вздымает воду почти тем же образом, как водоливный Архимедов щуруп.7 Ее можно и употреблять, ежели бы она из легкой материи, например из жести, сделана была. Но ежели язычки испорчены будут, то их очень трудно исправить.

    52. Пятьдесят вторая машина есть круглый ворот, изобретена от господина Томаса, 1701. Сия машина состоит из железного колеса, на периферии пальцы имеющего; около его вала веревку обвивают, которою привязанные тяжелые вещи тянут. За сие колесо захватывает вьюшка при другом колесе, а тое вертится от другой вьюшки, в которой дуга утверждена. Все они колеса прикреплены купно к твердой доске, которую надобно крепкой веревкой к столбу привязать, ежели кто тяжелую вещь притянуть хочет. Сия машина в главном своем состоянии сходна совсем с некоторою другою, которую уже Стевиан изобрел и панкрациею назвал.8

    53. Пятьдесят третия машина есть, чтобы дым из покоев свободно выходить мог, изобретена от господина Фарге, 1701. Дымоволочные трубы производят обыкновенно в избах и поварнях дым, когда крепкий ветр поверху веет и оного не выпускает. Сию неспособность умеют корабельщики очень искусно отвращать, когда они над своими трубами деревянный ящик накладывают, который со всех сторон от ветра закрывает и только с одной стороны диру имеет, из которой дым выходит, которую диру они всегда отворачивают, чтобы ветр в оную дуть не мог. С сим изобретением настоящая машина совсем сходна, только что корабельщики свой надтрубный ящик рукой поворачивают, что на хоромах толь способно быть не может. Для того здесь делают некоторую сорочку над верхом трубы, около которой с ящиком легкая цепь или веревка обвязана, которая чинит, что ежели сорочка от ветра повернется, то и ящик с ним купно и так трубу от ветра со всех сторон закрывает, опричь одной, откуда дым без препятствия выходить может.

    54. Пятьдесят четвертая машина есть подзем, изобретена от господина Гоберта, 1701 году. Сей подзем состоит из долгого щурупа, из бесконечного винта и колеса, на периферии пальцы имеющего; щуруп вертят вкруг долгою палкою, которая, чтобы вкруг не ходить, одним пальцем в зазубрины горизонтального колеса, около щурупа вертящегося, захватывает и беспрерывно от одной зазубры в другую переменяться может. Она служит не токмо, чтобы тяжелые вещи поднимать, но и сваи и пни из земли выворачивать.

    55. Пятьдесят пятая машина есть подзем, изобретена от господина Гоберта, 1701 году. Сия машина не что иное есть, как здесь при корабельном строении употребляемый подзем, или домкрад. Она состоит из долгого железного бруса, у которого на одной стороне зазубрины сделаны, из колеса, на периферии пальцы имеющего, из бесконечного винта, и клюки; что все, опричь клюки, в деревянный крепкий футерал заключено.

    56. Пятьдесят шестая машина есть ворот, которым якори выздымать, изобретена от господина де ла Маделена, 1702 году. Сия машина в том состоит, что ворот сей имеет на средине вьюшку, которой за колесо, на периферии палцы имеющее, захватывает, к чему воротом прикреплен, около которого канат обвивается; чрез что сила в 24 раза прибывает. Сию машину можно употребить так, как обыкновенный ворот, ежели из колеса один зуб вынят будет, чрез что чинится, что вьюшка больше за оное колесо захватывает и канат на валу вьюшки обвивается.

    57. Пятьдесят седьмая машина есть ворот, которым якори вздымают,9 изобретена от господина де Бурже, 1702. Сия машина от вышепомянутой только тем отлична, что она место вьюшки обыкновенный триллинг имеет, что французы une laterne называют. Сии оба маниры хотя меньше людей требуют, однако работа очень тихо чинится. Напротив того, довольно известно, коль много раз в том часто нужда бывает, чтоб якорь скоро поднять, понеже случается, что ежели то не толь скоро можно будет чинить, как надобно, то канат отрубить случай принуждает.

    58. Пятьдесят осьмая машина есть, как суда на сушу вытягивать, изобретена от господина Дюме, 1702 года. Способ, которым сие в дело произвести можно, состоит во многих купно связанных блоках, а движение чинится способом четырех крепких воротов, в земли утвержденных, которые не просты, но триллинги при себе имеют таким образом, как в вышеописанной 57 машине показано, а судно само на катках на землю тянут. И хотя чрез сие великая сила производится, однако при том великое опасение в том бывает, если веревка порвется или палец у триллинга переломится.

    59. Пятьдесят девятая машина есть, чем воду вверх поднимать, изобретена от господина Гея, 1702. На берегу какой-нибудь текущей реки выкапывают в земли небольшой канал, который всегда полон воды стоит; оный покрывают крышкой, которая две диры имеет, сквозь которые два насоса проходят и до воды достают. Оба насосы имеют вентилы и шесты, которые помощию колеса, от речной воды движимого, и средствием четвероугольника, который около одного своего угла вертится, и еще способом колеса, на половине своей периферии пальцы имеющего, и притом еще отвесной гири, которая их кверху вздымает и опускает, чем воду будто вверх поднять можно. Однако сия машина уже не нового изобретения, но уже давно находится, описана в известной Рамейловой книге и притом имеет в себе очень сильное тренье и другие неспособности,10 так что ее употреблять нельзя, и для того лучше бы было об оной умолчать.

    60. Шестьдесятая машина есть коромысло с колесом, на своей периферии пальцы имеющим, изобретена от господина де ла Гаруста в 1702 году. Сия замысловатая машина состоит из триллинга, который стоит вертикально, так что его пальцы горизонтально лежат. Он имеет на своей оси вьюшку, которая за колесо, пальцы на своей периферии имеющее захватывает, около которого валу вьется веревка, чем тяжелые вещи для притягиванья привязывают, а триллинг, что главное дело сей машины движется от поставленного прямо долгого коромысла, которое свой пункт движения близко имеет и из которого две ножки выходят, одна выше а другая ниже помянутого пункта. Сии ножки захватывают за две палки триллинга, так что одна палка между ими свободно остается. Иногда коромысло назад отжимается, то выходит верхняя ножка вон, а другая повертывает триллинг с одну палку, отчего тяжелая вещь несколько придвигается; а когда коромысло опустится, тогда захватывают обе ножки за новые пальцы, и оттого колесо не может назад повернуться. Сия машин, не токмо очень хорошо вымышлена, но притом имеет необыкновенно великую силу.

    61. Шестьдесят первая машина есть другое коромысло с зубчатым колесом, изобретена от господина де ла Гаруста, 1702 году. Сия машин, почти сходна с вышеописанною, только лишь она два коромысла имеет которых надобно по переменам назад прижимать, чтоб они одно после другого триллинг по одной палке поворачивали. Причем имеет настоящая машина еще одно колесо с пальцами, на периферии состоящими, и с вьюшкою.

    62. Шестьдесят вторая машина есть коромысло с крюком, изобретена от господина де ла Гаруста, 1702 году. Она состоит из коромысла, равные концы имеющего, которое свой пункт движения имеет на зазубристом колесе: около сего вала обвивается веревка, которою тяжелые вещи привязывают. Близ пункта движения на коромысле висят два крюка, которые за зазубрину колеса захватывают и при движении коромысла от двух человек колесо зуб за зуб поворачивают.

    отвореньи и затвореньи не способны; чему всему пособляют тем, когда их в нутре приделывают. Но понеже в нутре места мало, куда бы их днем прислонить, для того бывают они складные с петлями, чтоб они вместе сгибались и не больше места занимали, сколь широка сторона стены в окне, и в том все сие изобретение.

    64. Шестьдесят четвертая машина есть полисады, которые опускать можно, изобретена от господина де Барвилье, 1702 году. Сии полисады делают из толстых досок, у которых наверху железные полосы прибиты. Они ставятся одна подле другой на болверках или где надобно, и каждая так сделана, что ежели на обеих концах задвижки вытянуты будут, то поворачивается она около горизонтально лежащего внизу бревна, к которому она железными кольцами прикреплена, и вниз опуститься может.

    65. Шестьдесят пятая машина есть, чем суда против воды тянуть,11 изобретена от господина Мортенота, 1702 году. На корме судна делается некоторая вниз висящая деревянная навеска, которая доле быть должна речной глубины. Вверху поворачивается она на крепкой болте, а внизу вделано в оную колесо, которое на своей периферии долгие железные спицы имеет. Наверху судна, на корме, находится другое колесо, которое клюкою вертеть можно, и оба колеса бесконечною цепью, то есть наподобие петли сделанною, обложены: и так, когда верхнее колесо вкруг вертят, то вертится от цепи и нижнее вместе, его вострые долгие спицы будут за дно реки глубоко захватывать, и таким образом судно будет вперед надвигаться. Однако при том упомянуто, что долгие спицы будут больше дно вырывать и бороздить, нежели судно вперед подвигать; для того сия машина хотя и замысловата, однако не полезна.

    66. Шестьдесят шестая машина есть складная фузея, изобретена от господина де ла Шометта, 1702 году. Сия фузея так сделана, что она между курком и пороховою полкою сгиб имеет, в котором она согнуться может, а напереди к дулу можно наставку примкнуть почти таким образом, как штык, и так вся фузея, которая 41/2 фута в длину имеет, втрое сложена быть может.

    67. Шестьдесят седьмая машина есть, как порох пробовать, изобретена от господина Дюме, 1702 году. Сей инструмент состоит из согнутой трубки с двумя ножками, из которых одна прямо стоит и притом закреплена, а другая несколько косо вверх выгнулась и вверху совсем пола. Буде кто хочет порох пробовать, то наполняют сии ножки водою так, чтобы вверху прямо стоящия несколько пустого места было и только воздухом наполненного: в сие место кладут чрез щуруп кубичный дюйм пороху.

    Оный щуруп, крепко завивши, чтобы воздух нигде не прошел, толь долго раскаляют, пока в нем положенный порох загорится и в прямо стоящем конце трубки стоящую воду вниз прижмет и несколько оной из другого конца или ножки вон выльет. И так по пропорции вылитой воды рассуждают о силе пороха. Сия машина хотя и справедлива, однако несколько не способна.

    68. Шестьдесят осьмая машина есть, чем суда против речной воды тянуть, изобретена от господина дю Ке, 1702 году. Два небольшие плоские суда бывают боками одно от другого в нарочитом расстоянии поставлены и привязаны к полу, в дно реки вбитому, и при их концах поперечными досками соединены. Между сими двумя судами опускают колесо, которое столь велики черпательные ящики имеет, коль далече одно судно от другого отстоит, а осью оно на их противолежащих бортах вертится. На конце сей оси утвержден бывает круг, на которого периферии желобок вырезан и около которого долгий канат обходит. На конце сего каната привязывают большее судно, что тянут, а другой прикрепляют к ящику, недалече от колеса находящемуся, каменьем нагруженному. И так, когда оное колесо отпускают, то вертится оно вкруг быстриною речною, а с ним и круг, на его оси прикрепленный, с обвернутою около его веревкою. Таким образом большее оное судно, на конце сей веревки привязанное, ближе подвигается. Малый, каменьем нагруженный ящик к тому угоден, чтобы он веревку всегда свивал и силу водяного колеса умножал. Сия машина лучше оной, что под нумером 65 описана. Однако может быть тем не способна, что канат по кругу кольздить может.

    69. Шестьдесят девятая машина есть круглый ворот, изобретена от господина Томаса, 1703 года. Сия машина состоит из колеса, на периферии пальцы имеющего, за которые триллинг захватывает, что на конце своей оси клюку имеет. Около колесова валу обвивается веревка, которою тяжелую вещь привязывают. На оном же валу прикреплено зазубристое колесо, за которое упирка захватывает, что тяжелой вещи назад опуститься не попускает, когда колесо вертеть перестанут. Сия машина очень мало от оной разна, что под нум[ером] 52 описана. И буде бы старые механики ныне ожили и сей инструмент увидели, то бы они не токмо их панкрациею назвали, но толь бы много в ней себе приписали, чтобы милому сему Томасу ничего больше не осталось, как только то, что он сию машину после них видел. Притом сей круглый ворот умножает на него употребленную силу не больше, как 71/5 разов, что в рассуждении многих других машин, которые много лучше, ничего особливого в себе не имеет. И хотя сей ворот можно употребить к тому, чтобы его движением телегу без лошадей тянуть, однако тихое сие движение больше бы смеху, нежели пользы, учинило. Почти так же бывает, когда сию машину при так называемом домкраде употребить хотят.

    70. Семьдесятая машина есть пружина, в трубу вделанная, на что кареты навешивают, изобретена от господина Томаса, 1703. Мы уже господина Томаса ныне вызнали, и так благосклонный читатель не может о сей его машине доброй надежды иметь. И он в том себя не обманет, понеже что вместо обыкновенных ремней, на которых кареты навешивают, свитой, упругий и назад отскакивающий стальной ремень к тому выдуман, который в продолговатый круглый футляр включен быть должен; то должно неотменно воспоследовать, что те персоны, которые в такую карету сядут, действие упругой стали так почувствуют, что от небольшого трясения их головы всегда будут в каретный верх биться. Подлинно господин Томас, против сей неспособности мог бы многие средствия сыскать, например, чтобы карета наверху пола была, или чтобы оной крышку бархатом с хлопчатого бумагою обить, или при таком случае всегда особливые шапки надевать. Однако он толь совестен был, что сам сей порок признал и сие изобретение оставил.

    71. Семьдесят первая машина есть некоторый способ, как грести, изобретена от господина де Камюс, 1703. Сии весла состоят из двух лопастей на обеих концах; в средину их вделывают железную палку, которая поперек через судно переходит, и на концах ее помянутые весла, как одинакие крылья ветряной мельницы, вне судна утверждены. И чтобы сии весла вкруг скоро могли оборачиваться, для того имеет помянутая железная палка в нутре судна дугу, которая когда, будучи туда и сюда сильно тянута, в движение приходит, требуемое обращение производит. Однако при сем изобретении примечено, что сие ради многого трения не может долго быть употреблено. И при том очень надобно, чтоб обыкновенные весла тут же были, чтобы тогда не без помощи остаться, буде из вымышленных весел одно изломится.

    72. Семьдесят вторая машина есть другой способ, как грести, изобретена от господина де Камюс, 1703 года. Вне галеры свешивают вниз две весельные лопасти в расстоянии несколько футов и обе наверху в бревне укрепляют. От средины сего бревна проходит поперек в судно горизонтальное коромысло, которое около вертикального столба туда и сюда поворочено быть может. И так когда сие коромысло за самый конец взято будет и туда и сюда поворачиваться станет, то поворачиваются также и свешенные весельные лопасти тем же образом. И хотя в сем способе старание было приложено, чтобы помянутые лопасти то широкую, то узкую сторону к воде ставили, однако он ради многих своих недостатков отброшен.

    73. Семьдесят третия машина есть третий способ, как грести, изобретена от господина де Камюс, 1703 года. Она состоит в том, что передние концы весел в средине судна железным прутом вместе соединены и коромыслом двигаться должны, однако они так же не угодны, как и прежние.

    74. Семьдесят четвертая машина есть ночник, которым бы ночью улицы осветить,12 изобретена от господина Фавра, 1703 года. Сей ночник должен состоять из четырех зеркал проболичной фигуры, которые на четыре стороны задними боками вместе поставлены и тут общую трубу для дыму имеют. На нижней части каждого зеркала находится яма, в которую масло вливают, так что когда снурок зажжен бывает, то его пламя равно в зажигательной точке вогнутого такого зеркала будет и, следовательно, свои лучи параллельно отбрасывать станет. Однако такие зеркала, как известно, очень трудно делать. Второе, что сим способом нижняя часть улицы мало или ничего свету получить не может, для того что сии зеркала на высоких столбах стоять должны; третие, понеже пламя без прикрытия стоит, то стало бы его очень часто ветром гасить.

    75. Семьдесят пятая машина есть, как корабли на землю тянуть,13 изобретена от господина Бланшарта, 1703. Сие чинится, как нумер 58, чрез многие блоки и вороты, в земли утвержденные; только что здесь простой ворот без триллинга употребляют; для того сей манир есть безопаснее.

    76. Семьдесят шестая машина есть, как корабли на землю тянуть, которую в Бресте употребляют. Сие производится также четырьмя великими блоками, из которых каждый шесть кругов имеет, и шестью в земли утвержденными воротами без триллингов. Чрез выкладку выходит, что 216 человек, которых при том употребляют, могут 10 315 500 фунтов тянуть.

    77. Семьдесят седьмая машина есть, чем раскаленные ядра с тагана в пушечное дуло сносить, изобретена от господина Бедо, 1703 года. Между таганом, на котором ядро раскаляют, и между пушкою ставят брус на небольших колесах, на котором прямо столб стоит, около которого вертится горизонтально рычаг, толь долог, что как оный таган, так и пушечное дуло, обвернувшись, достать может. На долгом конце того рычага утверждены вогнутые клещи, чем ядро взять и крепко зажать можно, пока рычаг вкруг обернется, чем ядро к дулу принесено будет; и так, когда клещи отворятся, то скатывается ядро в пушечную полость. И хотя правда, что сей способ безопаснее, нежели обыкновенный, однако он не толь скор и излишные обстоятельства имеет.

    и двумя вьюшками отворить и затворить, после чего их вон вздымают. Однако они очень тяжелы и угоднее ими камни и другие твердые тела вздымать, нежели со дна ил очищать.

    79. Семьдесят девятая машина есть, как в одинаком весле свойства многих соединить, изобретена от господина Мартено, 1703 года. На корме судна через руль, так чтобы ему не помешать, приделывают великое дерево, которое к воде два плоские бока имеет, а к судну великую круглую дугу, которая шириною своею ширину всего судна, коль глубоко оно в воде стоит, покрывает. Сие дерево, которое изобретатель веслом называет, стоит углом, который из обеих плоских боков делается, вертикально, и притом имеет кверху долгое дерево, которое своим вострым концом стоит на утвержденном в килю железе, а наверху сквозь несколько кольцей проходит, так что способом двух ручек, которые наверху оного дерева на обе стороны проходят, можно сие дерево и купно с ним сие новое весло туда и сюда повертывать, и так та и другая плоская сторона о воду опирается, и судно ради оной великой плоскости, толь сильно вперед двигает, коль многие весла. Но понеже обыкновенно буде кто очень замысловато делать хочет, то ничего доброго не бывает, для того и здесь надлежит примечать, что сие новое весло прямой бег судна с пути сбивает, понеже оно тем в ту и в другую сторону ударяется. Второе, что сию машину может очень легко штурмом отбить. Третие, очень опасно, чтобы оно действие руля весьма не воспятило.

    80. Восмьдесятая машина есть, как корабли на штапель возводить таким образом, как в Тулонской пристани, изобретена от господина де ла Гира, 1703 года. Сие очень полезное изобретение, которое на многих местах употребительно, состоит в следующем. Когда корабль к штапелю приведен будет, то ставят на его оба бока несколько меньших судов и наполняют водой толь долго, пока они только лишь не погрязнут. И когда сии побочные суда толь глубоко в воде стоят, сколько быть может, то кладут поперек большого судна толстые маштовые бревна и к нему крепко привязывают. И за навислые оных концы многими козлами малые суда прикрепляют и воду из них напоследи вычерпывают; и так, понеже они чрез тое легче станут, то поднимаются они помалу кверху и корабль с собою поднимают так, что малыми оными судами чрез два по бокам штапеля сделанные каналы большое оное к ним прикрепленное судно на штапель взводят.

    81. Восмьдесят первая машина есть брус, который вкруг вертеть можно и к которому несколько родов фузей приделано, изобретена от господина Дето, 1704 года. Сия машина состоит из круглой оси, на которой обеих концах находятся два высокие колеса; около сей оси ходит вдоль пробуравленный четвероугольный брус, который толь долог, коль далече колеса одно от другого стоят и около той же оси вертятся; однако его можно к ней и прикрепить. На всяком боку сего четвероугольного бруса прикреплены восемь фузей, так что верхняя и нижняя сторона по 8 фузей против неприятеля ставят. И когда брус другим боком поворочен будет, то придет опять то ж самое. В средине бруса находится пустое место, в котором человеку быть можно. К нему проходят с обеих боков веревки, которые все за курки, на обеих сторонах утвержденные, привязаны, так что когда он за четыре конца сих веревок под ним и над ним подле лежащих фузей примется и сильно потянет, то выстрелит он из 16 фузей вдруг. А когда он брус скоро поворотит и учинит с фузеями двух прочих боков по-прежнему, то может один человек в очень краткое время 32 раза выстрелить. Однако невозможно, чтобы один человек целую сию машину с места на место переносить мог, ради ее тягости, а особливо по худым дорогам. При сем проходит очень много времени в заряжении сих фузей, для того что их заряжать несколько неспособно. И если бы кто четыре человека к сей машине употребить хотел, то были бы они ничем не прикрыты, и там не можно бы воспятить было, чтобы неприятель шестью или восмью обыкновенными выстрелами всех сих 32 фузей не отнял. Однако можно бы было двумя машинами, из которых бы одна против другой стояла, и когда бы из одной стреляли, тогда бы другую заряжали, при переправке неприятельской узкою дорогою добрую защиту учинить.

    82. Восмьдесят вторая машина есть фузея, которую с валу заряжать можно, изобретена господином де ла Шометта, 1704 года. Сие изобретение уже нарочито известно и состоит в том, что она при заряде винтом прививается, чем в дуло прежде пулю, а после порох положить и потом винтом опять привинтить можно. Такую фузею еще при том способнее с собой носить можно, для того что великая часть от ея дула прочь отнята быть может.

    83. Восмьдесят третия машина есть плотина с дверьми, изобретена от господина Буржоа, 1704 года. Часто случается, что в каком-нибудь побочном пруде, в который из близпротекающей реки воду по произволению впустить можно, большие бревна толь долго держать кто хочет, пока их землею далее возить надобно будет. Как такой пруд заложить, тому учит настоящее изобретение. Главная сего вещь в том состоит, чтобы сей пруд свободный сбег воды имел, в котором от одного берега к другому толстую стену, позади подпоры имеющую, провести надлежит. Итак, когда из реки толь много воды впущено будет, что бревна плавать станут, и набежит воды в неволю больше, нежели надобно, то помогают тому сим, что чрез стену несколько железных труб положено, которые в пруде свои полости, кверху направленные, имеют, чтобы их наверху с плотины вниз затычками на долгих палках запереть и отпереть можно было; итак, в сем случае такую затычку щурупом развертывают и излишную воду выпущают. А буде кто хочет пруд совсем высушить и бревна по суху прочь возить, то отворяет он опять оные затычки и дает всей воде вытечь. После чего выйдут из воды в стене находящиеся двери, которые отворить и сквозь них бревна вывозить можно.

    84. Восмьдесят четвертая машина есть инструмент, которым горизонтальную линею узнать можно, изобретена от господина Версюса, 1704 года. Сей инструмент состоит из вытощенного бруска средней величины, который на воде, в другом сосуде влитой, плавает и на обоих своих концах диоптры имеет, чрез которые метить можно. Однако притом примечено, что сей инструмент в прямую линею привесть нельзя, что здесь необходимо надобно, если кто в употреблении точно поступать хочет.

    85. Восмьдесят пятая машина есть, чем от солнца или от дождя покрываться, изобретена от господина Мариюса, 1705 года. Она так сделана, что, кроме употребления, можно ее в тонкую палочку сложить и спрятать, где предлагаются разные сей машины манеры.

    86. Восмьдесят шестая машина есть шатры, которые укромно сложить можно, изобретена от господина Мариюса, 1705 года. Сии имеют в нутре простое место, для того что они извне на бревно навешиваются и не имеют весу больше 40 фунтов.

    87. Восмьдесят седьмая машина есть фузея, которая, хотя и не складная, однако с заду заряжена быть может, изобретена от господина де ла Шометта, 1705 года. Такая фузея имеет замок на левой руке; на правой стороне есть немалый щуруп, который вынять и чрез его диру заряд вложить можно.

    88. Восмьдесят восьмая машина есть инструмент, которым небольшие расстояния вымерять можно, изобретена от господина ле Февра, 1705 года. Сей инструмент есть астрономический, которого кратко описать нельзя.

    89. Восмьдесят девятая машина есть манер, как лотареи делить, изобретена от господина д’Обикура. Сие чинят способом 40 зерней, на которых числа вырезаны.

    90. Девятьдесятая машина есть цепь бесконечная, изобретена от господина Мартенота, 1706 года. Сия не что иное есть, как круглая цепь, которая около зазубристого колеса с рукуведью и около валочка ходит. Итак, когда колесо вкруг вертят, тогда вертится с ним и валок, и буде к нему какая-нибудь тяжелая вещь веревкой привязана, то можно оную тем вертеньем тянуть или вверх поднять. Однако сие изобретение уже не новое, но находится нечто тому подобное в известной Рамеллиевой книге.14

    91. Девяносто первая машина есть нож складной, изобретена от господина де ла Шометта, 1706 года. Здесь как в клинке, так и к черену кольца приделаны, которыми сей нож вместо штыка к фузейному дулу прикрепить можно.

    92. Девяносто вторая машина есть рога для глухих и слушательные трубы разных, видов, изобретена от господина дю Ке, 1706. Все сии трубы утверждаются больше на нарочито великой металловой полости, которая параболическую круглость имеет, и оттуду меньшая трубочка проходит, которую концом к уху приносить надлежит, чтобы в параболичной полости умноженный звон к слуху пришел.

    93. Сему последует девяносто третия машина — кресла для глухих, от того же автора изобретена, 1706 года. Здесь ради большой способности вышепомянутый инструмент к креслам прикреплен.

    94. Девяносто четвертая машина есть, чем тяжелые вещи кверху поднимать, изобретена от господина Томаса, 1706 года. Сия состоит из вала, на котором тяжелая вещь висит, из ворота с рычагами, сквозь него наперекрест проходящего, которые обои колесом, на периферии пальцы имеющим, и двумя вьюшками взаимно действуют. Однако она как уже не новая, так и в употреблении неспособна.

    95. Девяносто пятая машина есть колесо, которым насосами из корабля воду лить, изобретена от господина дю Ке, 1707 года. Сие колесо наделывают с внешней стороны корабля, и когда он на парусах бежит, то вертится оно от воды вкруг и с ним ось, к которой оно прикреплено вне корабля, и двигает насосами шесты кверху и книзу.

    96. Девяносто шестая машина есть портшес, изобретена от господина Вилена, 1707 года. Сию машину хотя под гору или на гору несут, то можно в нутре малым движением такую наклонность содержать, как кому способнее покажется.

    97. Девяносто седьмая машина есть, чем суда против воды тянуть, изобретена от господина ла Виера, 1707 года. По бокам судна приделывают колеса, которые речная быстрина вертит, а на валу долгие, крепкие, железные крюки, которые за дно реки задевать и тем судно против реки вверх тянуть должны. Итак, самое главное дело от дна реки зависит, чтобы оно не каменисто и не глубже было того, как крюки долги, чтобы им за дно захватить можно было.

    98. Девяносто восьмая машина есть, каким бы образом четыре мельницы вдруг молоть могли, изобретена от господина де ла Гаруста, 1707 года. Сие чинится великим горизонтальным колесом, которое своими пальцами четыре колеса других меньших, что около его стоят, с собою вместе обращает.

    можно.

    100. Сей подобная и сотая машина есть исправленные шатры, изобретена от господина Мариюса, 1707 года.

    101. Сто первая машина есть шпага, которая у фузей как штык, а на шесте как шпонтон быть может, изобретена от господина де ла Шометта, 1707 года. Все сие искусство в том состоит, что к шпажному эфесу два кольца приделывают, которые как к фузеи, так и к шесту скоро привинтить можно.

    102. Сто вторая машина есть, как бешеных лошадей вдруг смирить, изобретена от господина Далема, 1706. Сие в том состоит, чтобы как на верховых, так и на впряженных лошадях ездящие люди бешеным лошадям некоторыми ремнями вдруг закрышку на глаза натянуть могли, чтобы им больше ничего видеть нельзя было, понеже думают, что в таком случае скачущие лошади тихо стоят.

    103. Сто третия машина есть некоторый клявикорд, изобретена от господина Кюизиние, 1706 года. Сие не что иное есть, как только исправленные рыле. Для того, что у обыкновенных одной рукою надобно колесо вертеть и так только другой рукой играть можно. А напротив того здесь вертят колесо ногою, как те, которые ножницы точат; и так обе руки для игранья свободны остаются.

    104. Сто четвертая машина есть, чем при часовой таблице, которая далече от самых часов отстоит, часы правдиво показывать, изобретена от господина Молорда, 1709 года. Сие чинится чрез несколько колес, проволок и крючков, чего вкратце описать нельзя.

    105. Сто пятая машина есть складное дождевое и солнечное покрывало, изобретена от господина Мариюса, 1709 года, которая почти совсем с вышеописанною сходна.

    106. Сто шестая машина есть, как лотареи вынимать, изобретена неизвестно от кого, 1709 года. Она состоит из нескольких барабанцов, на которых цыфири написаны и которые чрез несколько колес и натянутую пружину, как карманные часы, вкруг обращаются.

    107. Сто седьмая машина есть — много свеч разом лить, изобретена от господина Олена, 1710 года. Сия есть ящик со многими дирами, которые все вдруг отворить и затворить можно; под всякою дирою стоит свечная форма готова; вскоре после сего следует исправление сея машины.

    108. Сто восьмая машина есть кресла на колесах, изобретена от господина Безы, 1710 года. Сии кресла может в них сидящий вперед подвигать клюкою, которая вкруг вертится.

    109. Сто девятая машина есть, чем многие суда вдруг против воды тянуть, изобретена от господина Шаберта. Здесь надлежит главное судно, которое все прочие тянет, на якоре с долгим канатом постановить. На том же судне утверждено великое колесо, которого поперечные доски или ящики в воду достают, от оной вкруг вертятся и так само тое судно к якорю тянут.

    111. Сто одиннадцатая машина есть движимый стул, изобретена от господина Жирарда, 1711 года. Сие чинится клюкою и вьюшкою, которая за колесо, на краях плоскости пальцы имеющее, захватывает.

    112. Сто двенадцатая машина есть, чем воду кверху поднимать, изобретена от господина Люрио, 1712 года. Сия машина совсем сходна с известным издавна архимедовым винтом.

    113. Сто тринадцатая машина есть, как сваи вбивать, изобретена от господина де Камюса, 1713 года. Здесь употребляют при обыкновенной ступе, в земли утвержденный ворот, который меньше работников требует. Когда чрез бегание вкруг работников ступа довольно кверху поднята бывает, то они останавливаются; и так верхнюю часть ворота можно скоро опустить, чтобы ступа вниз упала, а нижняя часть ворота в своем прежнем состоянии остается, чтобы работу снова продолжать можно было. Сия машина очень замысловата и в употреблении полезна.

    114. Сто четвертаянадесять машина есть коляска, которой опрокинуться не можно, изобретена от господина де Камюса, 1713 года. Сие от большей части в том состоит, чтобы карету коляски очень высоко навесить; однако при сем примечено, что в такой коляске не толь спокойно ездить, как в иной.

    трения очень много отнимают, однако к употреблению сего инструмента надобно весьма ровное место.

    116. Сто шестнадцатая машина есть живой мост, изобретена от господина де Камюса, 1713 года. Сей мост состоит только из однех четырехугольных ящиков, которые шириною и толщиною один фут, а длиною шесть футов. Их утверждают в невеликом расстоянии на поперечных бревнах и так на реку наводят, и после того не остается больше ничего, как только их досками покрыть. И ежели сила воды некоторую часть такого ящика отобьет, то, чтобы водой весь ящик не наполнился и от того бы не погряз, сия предосторожность вымышлена, что каждый из них на пять или на шесть частей разделен и везде смолою засмолен. Такой мост 1710 года действительно при Берси во Франции был сделан. Однако изобретатель его поправил, многие ящики вместе связавши прутьями, чтобы их легче сложить и перевезти можно было. Сему подобный мост изобрел господин Дерман, который некоторыми посторонними обстоятельствами от прежнего разнится.

    117. Сто седьмаянадесять машина есть часы, которые прямое время показывают, изобретена от господина ле Бона, 1714 года. Сие в действо производится чрез несколько колес, чего здесь описать нельзя.

    118. Сто восемнадцатая машина есть инструмент, чем часы заводить, изобретена от господина ле Бона, 1714 года. Сие в том состоит, что движущиеся части от частей, производящих в них звон, помощию коромысла, навешенную гирю имеющего, на каждый час снова заведены бывают.

    119. Сто девятнадцатая машина есть, чем тяжелые вещи с высокого места вниз опущать,15 для того привязывают к одному концу веревкой тяжелую вещь самую, а к другому водою наполненное ведро, и таким образом тяжелую вещь очень легко вниз опускают. И так, когда она уже внизу, а вода наверху будет, то выливают тую в трубу, сверху вниз пропущенную, чтобы она в находящуюся внизу яму стекала и к новому употреблению служить могла. Однако сие могло бы еще скоряе учинено быть, если бы вместо ведра с водой только камень, крюк имеющий, привязывали, и когда он чрез опущение тяжелой вещи кверху поднят будет, то можно ему дать вниз упасть.

    120. Подобное свойство имеет и сто двадцатая машина, как материи, к строению потребные, вверх поднимать,15 изобретена от господина Рессеня, 1714 года. Здесь яма или сосуд, воду содержащий, должен наверху быть, чтобы там ведро или ушат оною наполнить и камни кверху поднять можно было.

    121. 122. Те же замыслы у 121 и 122 машины от помянутого господина Рессеня употреблены, где он показывает, как помянутым образом корабли нагружать и выгружать и как тележки с горы тихо опускать надлежит.

    123. 124. Сто двадцать третия и четвертая машина есть телега, которая от ветра движется, изобретена от господина дю Ке, 1714 года. Сия телега имеет четыре колеса, у которой на средине высокие козлы поставлены, к которым наверху обыкновенные парусы привязаны и на все стороны гафелем16 17 которые вкруг вкреплены. Изобретатель сего старался, чтобы последний манер и на кораблях употреблять.

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации. Впервые напечатано: Примечания к Ведомостям, 19 февраля 1742 г., ч. 15—16, с. 57—64; 20 мая 1742 г., ч. 41—42, с. 161—168; 27 мая 1742 г., ч. 43, с. 169—172; 31 мая 1742 г., ч. 44—45, с. 173—180; 7 июня 1742 г., ч. 46, с. 181—184.

    Среди статей на технические темы в «Примечаниях к Ведомостям» печаталась обширная реферативная статья в переводе с французского под названием «Краткое описание разных машин», из книги: Machines et inventions approuvées par l’Académie Royale des Sciences depuis sont établissement jusq’à a present; avec leur description. Dessinèes et publièes du consentements de l’Académie par M. Gallon. Tome premier. Depuis 1666, jusg’en 1701. A Paris chez G. Martin, J. B. Coignard, H. H. L. Guerin. 1735. Кроме тома первого, в том же 1735 г. под тем же названием вышли еще пять томов этой книги. В томе втором приводились описания машин и изобретений, одобренных Парижской Академией наук, с 1702 по 1712 г.; в томе третьем — с 1713 по 1719 г.; в томе четвертом — с 1720 по 1726 г.; в томе пятом — с 1727 по 1731 г.; в томе шестом — с 1732 по 1734 г. Это издание продолжало выходить и позже.

    с решением научно-технических проблем, а также экспертизы проектов, представлявшихся различными государственными учреждениями.

    Необходимость постоянно выполнять поручения правительственных учреждений по экспертизам различного рода машин, изобретений, проектов, а также непосредственное участие академиков и сотрудников Академии в проектировании и строительстве промышленных предприятий вызвали в 30-е годы XVIII в. большой интерес к вопросам техники. Появляется ряд статей и книг по технике. Такая обстановка в Петербургской Академии наук, конечно, в полной мере способствовала появлению в нескольких выпусках «Примечаний к Ведомостям» (1739 и 1742 гг.) реферативной статьи Г. В. Крафта (Пекарский, II, с. 325).

    Крафт, вероятно, имел в виду познакомить русского читателя с содержанием всего французского издания, однако успел охватить лишь содержание первого и отчасти второго томов, до 1714 г. включительно.

    Кроме исследовательских работ в различных областях физики, Крафт активно занимался популяризацией научных и технических знаний. Принимая участие в многочисленных технических экспериментах, которые проводились в то время в Петербургской Академии наук, Крафт был хорошо знаком с практикой. Он постарался выбрать из французской книги «Machines ... approuvées...» те изобретения и предложения, которые могли, по его мнению, быть полезными в условиях России.

    Задачей статьи Крафта было расширить кругозор техников и изобретателей и вызвать к жизни новые изобретения и предложения. Об этом он писал в предисловии: «Описанные здесь машины подадут некоторый способ к новым изобретениям» (Примечания к Ведомостям, 21 августа 1739 г., ч. 67, с. 268). Крафт не ограничивался кратким изложением сущности того или иного изобретения, но часто сопровождал его своей критической оценкой.

    Крафт сообщал читателям и сведения о практическом применении тех или иных изобретений. Так, говоря об «инструменте, которым фонтаны делают» (№ 35), он отмечал: «Сия гидравлическая машина очень замысловата, однако требует весьма много воды, которая помалу в глубину колодезя втекать и оттуду вычерпана быть долженствует. Однако ж сим образом в некотором Королевском саду в Париже фонтан сделан». Параграфу 76 дано название «Машина..., как корабли на землю тянуть, которые в Бресте употребляют», а параграфу 80 — «Как корабли на штапель возводить таким образом, как в Тулонской пристани».

    Публикация статьи была начата в августе 1739 г. и продолжалась до 4 сентября 1739 г. Она была подписана буквами «К» и «Т». Среди переводчиков в Академии наук в то время имелось только два лица, фамилии которых начинались с буквы «Т»: И. И. Тауберт и И. А. Толмачев, которые еще во время службы в Сенате специализировались в переводах. Толмачев переводил в основном технические книги, поэтому вполне естественно думать, что перевод пяти первых частей статьи Крафта, опубликованных в 1739 г., был выполнен им.

    «Продолжение описания разных машин». Эти части были подписаны «К» и «Л».

    устройств, «самоходных судов», двигавшихся против течения рек силою самого течения, камнеобрабатывающих и пильных «мельниц», научных и музыкальных инструментов, некоторых новых узлов машин («движители для судов», «бесконечная цепь») и многого другого.

    Перевод этой статьи, естественно, представлял значительные трудности, и в первую очередь потому, что он был двойным. Первоначально Крафт переводил французский текст на немецкий язык, а затем Ломоносов переводил немецкий текст на русский язык. Понятно, что главные трудности возникали при переводах многочисленных технических терминов.

    Ломоносов при переводе опирался на немногочисленные труды своих предшественников в области научного технического перевода (см. об этом: Кутина — Л., 1964; Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. Изд. третье, с дополнениями П. Н. Беркова, С. И. Вавилова и Л. Б. Модзалевского. М. — Л., 1947, с. 214—258). Он по-новому использовал старые научные и технические термины и создавал новые. Кроме того, будучи писателем, Ломоносов придал переводу этой научно-популярной работы достоинства литературного произведения.

    Ломоносов широко и свободно использовал славянские слова, а также греко-латинские и другие иноязычные научные и технические термины, которые стали к тому времени общеевропейскими. При этом он придавал некоторым из таких терминов русскую форму, например «эфирный», «горизонтальный», «цилиндрический» и др. Иногда Ломоносов затруднялся с передачей на русский язык отдельных терминов (см. объяснение термина «триллинг» — № 56, 57).

    Хороший перевод, интересное содержание статьи и доступность для русского читателя обеспечили ее популярность. Так, сохранились сведения, что в ноябре 1739 г. ученик Академической гимназии Иван Сердюков просил, чтобы в мастерских Академии наук была изготовлена на его счет водоподъемная машина, описание которой было приведено в статье Крафта. Заказ был передан для исполнения руководителю инструментальной мастерской А. К. Нартову (Материалы, т. IV, с. 265, 268;  Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977, с. 175).

    1 С. 48, № 32.  ...состоит из колеса, которое по оному ходящие люди ногами поворачивают.

    техники докапиталистических формаций. Сост. Б. Л. Богаевский, И. М. Лурье, П. Н. Шульц, Е. Ч. Скржинская, З. А. Цейтлин. М. — Л., 1936, с. 131).

    2 С. 49, № 34.  ...есть арифметические вески, найдена от господина Кассини...

    Г. В. Крафт с иронией отзывается об этом изобретении известного ученого-астронома, директора Парижской обсерватории Ж. -Д. Кассини (1625—1712), «арифметические вески» которого должны были показывать «не токмо вес, но и цену товаров».

    «Таблица Пифагора» — таблица умножения, которая содержала ряд первых десяти цифр, помноженных на те же цифры (Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний в 3-х томах. Сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толя. Т. 3. СПб., 1864, с. 589).

    3 С. 51, № 36.  ......

    Имеется в виду гидравлическая машина Ктезибия старшего, жившего при Птоломее Эвергете II во II в. до н. э. Его опыты с воздушным давлением и пневматические приборы, в первую очередь водяные часы (клепсидра) и пожарная труба (водяной насос), в дальнейшем оказали большое влияние на техническую практику (см.: Дильс — Л., 1934, с. 172, 176).

    4 С. 52, № 42.  ...есть весла, которые, как колесо, ...

    Это изобретение (предшественник гребного колеса) было одной из многих попыток (см. № 71, 72, 73) заменить обычные весла двигателем, сконструированным на основе весла. Суть его состояла в помещении на вороте четырех весел с каждого борта судна. Ворот должен был приводиться в движение людьми или животными.

    5 С. 53, № 43.  ...исправление вкруг движимых весел.

    Дополнительное приспособление (№ 42), которое позволяло погружать весла в воду обычным путем, а при подъеме из воды поворачивать их, что уменьшало сопротивление воды и устраняло один из важных недостатков предыдущего предложения.

    6  50.  ...которою погрязшие в воде судна вызнятъ можно...

    Предложение о подъеме затонувшего судна с помощью подведенных по его бортам плоскодонных плашкоутов, соединенных с ним системой тяги блоков. Всплывая во время прилива, эти плашкоуты должны были поднять затопленное судно.

    7 С. 55, № 51.  ...очень замысловата и вздымает воду почти тем же образом, .

    Предложенная водоподъемная машина сравнивается с «Архимедовым шурупом» (винтом) — одним из древнейших устройств для подъема воды и наиболее замечательных орудий труда, которое было создано в эпоху античной культуры. «Архимедов винт» был описан в I в. до н. э. Витрувием Поллионом — римским архитектором эпохи ранней римской империи — в труде «Об архитектуре». Изобретение «улитки», или «Архимедова винта», приписывалось Архимеду — крупнейшему греческому механику и математику III в. до н. э. (см.: Очерки истории техники докапиталистических формаций, с. 130—131).

    8 С. 56, № 52.  ...... Сия машина в главном своем состоянии сходна с некоторою другой, ...

    Имеется в виду Симон Стевин — нидерландский механик, математик, инженер, один из пионеров прикладной механики, изобретатель и конструктор многих машин разного назначения (A history of science and technologie. 1. Ancient times to the seventeentn century. [London, 1963], p. 10, 166—169, 180, 182, 203, 230). Можно думать, что Стевин назвал свою подъемную машину, видимо, захватывающую груз клещами, «панкрацией» по имени одного из гимнастических комплексов (состоящего из борьбы и кулачного боя) в Древней Греции.

    9 С. 57, № 56, 57.  ...есть ворот, которым якори вздымают...

    Поэтому изобретатели и научные корпорации в то время усиленно работали над созданием новых конструкций кабестанов, которые рассматривались и на заседаниях Петербургской Академии наук (Материалы, т. III, с. 840; Протоколы, т. I, с. 504).

    «Она место вьюшки обыкновенный триллинг имеет, что французы une laterne называют». Здесь переводчик не смог дать русского термина для обозначения цевочной шестерни, которая широко применялась в качестве передаточного устройства в технической практике XVIII в. и раньше. Цевочная шестерня по-французски называлась «une lanterne» по ее внешнему сходству с фонарем (Макаров Н. П. Полный французско-русский словарь. Издание одиннадцатое. СПб., 1902, с. 633, 1049).

    10 С. 57, № 59.  ...... Однако сия машина уже не нового изобретения, но уже давно находится, описана в известной Рамейловой книге и притом имеет в себе очень сильное тренье и другие неспособности...

    Августино Рамелли (1531—1590) — итальянский механик и инженер, автор книги «Le diverse et artificiose machine» (Paris, 1588), в которой приводится много проектов водяных двигателей, а также различных водоподъемных устройств, которые действовали по принципу «Архимедова винта», и ряд конструкций поршневых и коловратных насосов (A history of technology. Vol. III. Oxford, 1957, p. 16, 18, 89—91, 96, 330—332, 337, 420—422; Biographisch-Literarisches Handwörterbuch... — Z. Leipzig, 1863, S. 561).

    При оценке предложений различных машин Г. В. Крафт принимал во внимание характер и силу трения в механизмах. В то время и позже в Петербургской Академии наук уделяли значительное внимание изучению трения — Г. Б. Бюльфингер, Л. Эйлер (см.: Крагельский И. В.,  

    11 С. 59, № 65.  ...чем суда против воды тянуть...

    В этом и других параграфах (№ 68, 97, 109) рассматриваются различные способы использования силы речного потока для движения судов против течения. Попыткам решить этот вопрос были посвящены усилия ряда поколений изобретателей. Работал в этом направлении и русский изобретатель XVIII и начала XIX в. И. П. Кулибин (Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей. Сост. Н. М. Раскин и Б. А. Малькевич. — Тр. ААН СССР, М. — Л., 1953, вып. 11, с. 57—75, 243—314).

    12 С. 62, № 74.  ..., которым бы ночью, улицы осветить...

    Рост городов настоятельно требовал создания надежных и недорогих источников уличного освещения. Над решением этой проблемы трудились многие ученые и изобретатели. Ей, в частности, посвятил много сил и времени А. Л. Лавуазье (Дорфман —31).

    13 С. 62, № 75.  ...как корабли на землю тянуть...

    № 76. Машина..., , которую в Бресте употребляют.

    № 80 ...как корабли на штапель возводить таким образом, как в Тулонской пристани.

    проблема была актуальной и для России, которая в то время стала морской державой. Некоторые вопросы, связанные с кораблестроением, решались трудами ученых Петербургской Академии наук. Так, например, работа академика Г. Б. Бюльфингера (1693—1750) об опытах по определению коэффициентов трения на наклонной плоскости (см. примеч. 10) была несомненно подсказана судостроительной практикой.

    14 С. 66, № 90.  ...есть цепь бесконечная... Однако сие изобретение, уже не новое, .

    Ссылка на уже упомянутую книгу А. Рамелли (см. примеч. 10).

    15 С. 70, № 119.  ...нем тяжелые вещи с высокого места вниз опущать...

    № 120.  ..., к строению потребные, вверх поднимать...

    № 121, 122.  ...как помянутым образом корабли нагружать и выгружать...

    техники докапиталистических формаций, с. 95, 182, 252—254).

    16 С. 70. Гафель — шток, прикрепленный одним концом к мачте и могущий поворачиваться вокруг нее. Служит для крепления косых парусов.

    17 С. 70, № 123, 124.  ..., .

    Одно из предложений об использовании силы ветра для движения сухопутных транспортных средств. Подобное предложение сделал С. Стевин (см. примеч. 8).

    Раздел сайта: