• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
    Заключение

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Бурные социально-экономические преобразования эпохи Просвещения способствовали тому, что гражданское общество XVIII века совершило "гигантские шаги к своей зрелости". Изменения в экономике стимулировали появление новой культуры – культуры Просвещения, характерной чертой которой был гуманизм. Упорядочение и систематизация "бесчисленного хаотичного познания" привели к рождению науки. Знания стали связываться с философией и практикой, что позволило обосновать философские основы мирового просветительства и обратиться к проблемам человека в обществе. Этого требовала новая социально-экономическая и историко-культурная ситуация в мире. Возникла потребность в новом типе человека, способного решать проблемы общества. Для этого необходимо было разработать новую теорию и практику воспитания, образования молодежи. К началу XVIII века развитие педагогических знаний в странах Западной Европы стимулировалось совершенствованием школьного дела, университетского образования. К этому времени ведущим стал философский факультет; были внесены изменения в методы академического преподавания (вместо толкования текстов внедрялись курсы лекций, систематически излагающие науку, широко распространились научные диспуты, семинары, приучавшие к исследованиям, и т. д.); в преподавании преобладал родной язык, латынь применялась в филологических курсах и богословии; занятия классической древностью перестали ставить своей целью подражательное творчество, античный мир начал изучаться с точки зрения новогуманизма, проникновения в дух древности ради гуманитарного образования; произошло официальное признание принципа свободы исследования и преподавания.

    Отличие подходов определялось тем, что в эпоху Просвещения проявилось стремление ведущих стран раскрыть свой национальный характер, его отличия, национальные оттенки. Для данного периода эти идеи были прогрессивны, поскольку способствовали росту национального самосознания, осознанию культурнонациональной специфики.

    Как показало наше исследование, на русскую педагогику оказали влияние достижения гуманистической западноевропейской педагогической мысли прежде всего через научное творчество и деятельность М. В. Ломоносова. Это выразилось не только в его обращении к идеям Я. А. Коменского, пиетистов Германии и др., но и в подходах ученого к организации школьного, университетского образования в России, в отборе форм и методов обучения, воспитания и т. п.

    К началу ломоносовского периода в русской школе отсутствовал организационный порядок, не обращалось должного внимания на преимущества классно-урочной системы, не разрабатывались научно обоснованные методы и приемы обучения, воспитания и т. п.

    Вместе с тем новые веяния в экономике, культуре, вызвавшие реформу образования, активизировали деятельность просветителей первой половины XVIII века. Ведущими среди них являлись И. Т. Посошков, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, Ф. Салтыков. Именно просветители начали осознавать идею ценности образования и систематического воспитания.

    Для исследуемого периода характерным являлось развитие просветительной педагогики, которую отличали умеренность, надежда на реформы "просвещенного монарха", гуманизм, обращение к проблеме "человек и природа", "человек и общество", забота о быстром распространении образования в широких слоях населения. В истории русской педагогической мысли первой половины XVIII века выделено два периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700-1730 гг.) и просветительная педагогика ломоносовского периода (1741-1765 гг.), заложившая основы научной педагогики в России.

    Ломоносовский период представляет собой особый этап в области научного педагогического знания. Заслуга М. В. Ломоносова состоит в том, что впервые в истории русской педагогики появилась научно обоснованная теория в области воспитания и образования юношества. При этом М. В. Ломоносов учитывал особенности развития новой русской культуры и понимал потребность общества в образовании. Наше исследование показало, что системообразующими элементами педагогической теории ученого являются такие принципы, как естественно-научный подход к пониманию сущности педагогических явлений, гуманизм, демократизм, народность. Всю мощь своего таланта он отдавал развитию отечественной науки, просвещения и был сторонником широкого распространения образования, научных знаний во всех слоях русского общества. М. В. Ломоносов разработал программу развития высшей и средней школы. Он боролся за светскость образования, за создание единой бессословной системы обучения, которая была бы доступна всем. Русской школе М. В. Ломоносов принес огромную пользу как автор чрезвычайно ценных, широко распространенных учебников по грамматике, истории, естествознанию.

    М. В. Ломоносов уделял внимание разработке педагогической терминологии на научной основе. Он обогатил понятийный аппарат педагогики, используя не только общепедагогические, но и дидактические, психологические и школоведческие понятия. Сам термин "педагогика" был введен в научный аппарат в середине XVIII века.

    идеи, практическая научная и преподавательская деятельность представляют собой самобытную педагогическую теорию, основанную на естественнонаучном восприятии человека, развивающую прогрессивные начала в русской и мировой науке. Ломоносовский период появился в силу объективных обстоятельств социально-экономического и культурного развития страны в петровскую и послепетровскую эпохи. В нем обнаружился новый уровень интеграции разных культур – русской народной и западной, появилось новое качество педагогических идей, идущее от целостного восприятия человеческой природы, от понимания ценности личности. Особенность идей М. В. Ломоносова заключалась в обращении молодежи к познанию, науке, в использовании интеллектуального богатства на благо Родины, в устремленности в будущее.

    Раздел сайта: