• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Борзаковский И.: Заслуги Ломоносова

    Заслуги Ломоносова

    Велик был гений Ломоносова, велики труды его на пользу России, велики и заслуги, оказанный им ро-дине. Заслуги эти отчасти видны уже из того, что сказано выше о жизни и деятельности перваго русскаго гениальнаго ученаго и писателя-поэта. Скажем о них подробнее.

    Ломоносов создал русский литературный язык. До Петра Великаго книжный русский язык состоял из смеси языков русскаго разговорнаго, церковно-славян-скаго и отчасти латинскаго (приложение 1-е). Со времени реформ Петра Великаго в язык наш вошло, сверх того, много слов иностранных (приложение 2-е). Само собою понятно, что такой язык был неудобопонятен обыкновенному русскому человеку, ищущему образования; в то же время язык этот был недостаточен и для выражения научных и образовательных истин. Поэтому образованные русские люди для выражения своих мыслей должны были прибегать к языкам иностранным. Ломоносов понял, что просвещение России невозможно, пока она будет лишена важнейшаго орудия образования — развитого языка. И вот он совершает вдруг ту реформу, которая, не появись Ломоносов, совершалась бы очень долго, пока представители наук постепенно выработали бы книжный язык. Он составляет первую русскую грамматику и пишет разсуждение „о пользе книг церковных в российском языке". В грамматике он сличает формы народно-русскаго, с детства хорошо ему известнаго, языка с господствовавшими до того времени в книжном языке формами церковно-славянскими; вместе с тем старается усвоить книжному языку как можно больше форм и выражений русских. В „разсуждении" он учит, как посредством умереннаго, разумнаго упо-требления слов славянских можно русской речи сообщить „величие, силу и красоту" 1— чистый, сильный, звучный. Надо прибавить, что создал и практически, так как в сочинениях своих сам дал образцы новаго языка. Враги Ломоносова осуждали его за эти нововведения, но потомство оценило по достоинству: языком, созданным Ломоносовым и, конечно, усовершенствованньш последующими писателями, мы и ныне пользуемся, а Ломоносова, как перваго преобразователя языка, называем создателем русскаго литературнаго языка.

    Ломоносов создал русский литературный стих. До Ломоносова у нас не было хорошаго стиха, потому что принято было так называемое „силлабическое" 2 стихосложение, основанное на количестве слогов и совершенно не свойственное русскому языку. Получались стихи тяжелые, незвучные, неприятные для слуха (приложения 3 и 4). Ломоносов построил „новое стихотворство" на законах музыкальности русскаго народнаго стиха, какой мы видим в былинах и песнях, где имеет значение не число слогов, а лишь ударение. Правда, преобразовать русский литературный стих пытался, еще до Ломоносова, Тредьяковский, но последний, как бездарный поэт, не мог дать сколько-нибудь удовлетворительных образцов, и подтвердить свои догадки о том, что русскому языку свойственно стихосложение тоническое, а не слоговое. Ломоносов же, помимо „письма о правилах российскаго стихосло-жения", дал и превосходные образцы стиха. Выше мы упомянули, что Ломоносов еще в 1739 году прислал в Россию оду „На взятие Хотина", написанную новым стихом. Отрывки из этой оды приведены в прило-жениях (11-ое). Один из учеников Ломоносова разсказывает о том, какое впечатление произвела на всех эта ода. Все, говорит он, нашли в ней новый язык, новыя слова и новые звуки, все почувствовали, что звуки эти им родные, и удивлялись, почему их прежде не знали. Стих Ломоносова действительно исполнен блеска и силы. Конечно, это еще не стих Пушкина, но тогда он представлял необычайное явление, указанные же Ломоносовым законы русскаго стихосложения остаются в силе и до настоящаго времени.

    Ломоносов заботился о насаждении в России наук и распространении просвещения. — его заветной мечтой. О значении его трудов по языку сказано. Как ученый естествоиспытатель, Ломоносов не имел равнаго себе в России, и знаменитейшие ученые Европы признавали его „счастливый гений открытий" в области изследования природы. Многия из его ученых сочинений написаны в форме речей. Весьма даровитый оратор, Ломоносов часто произносил речи в ученых и общественных собраниях; в речах этих он восхвалял государей, которые покровительствовали наукам, и неизменно доказывал необходимость самаго широкаго распространения просвещения. С обычной энергией и страстностью хлопотал он об открытии университетов, об учреждении в разных губернских городах гимназий и т. п., ибо оттуда — говорил он — „могут произойти многочисленные Ломоносовы". Вот почему искренние работники на пользу развития наук в России встречали в Ломоносове самаго горячаго защитника, всегда готоваго прийти на помощь. Прочтите напр., его письмо о смерти профессора Рихмана (приложение 7-е). В письме этом — весь Ломоносов: пораженный несчастным случаем, сам лишь по счастию оставшийся в живых, он безконечно озабочен, с одной стороны, желанием помочь осиротевшей семье, а с другой — боязнью, чтобы смерть Рихмана не была перетолкована в русском обществе, как свидетельство вреда от наук для России. Справедливо сказать, что Ломоносов был великий просветитель, постигавший своим гением нужды современная общества и не щадивший не только сил, но и жизни, на удовлетворение этих нужд.

    Ломоносов сблизил науку с жизнью. В этом — одна из величайших его заслуг. Кабинетный труд не удовлетворял его. Он постоянно старался приме-нить свои знания на практике — к мореплаванию, архи-тектуре, горным промыслам, искусству, фабричным производствам. Он стремился к тому, чтобы внести в русскую жизнь результаты своих научных занятий, сближать русскую жизнь с наукой, наглядно знакомит русских людей с той пользой, какую может принести имь наука, и тем вызвать у всех любовь к наукам и сознание их важности. Вместе с тем Ломоносову приходилось бороться и с предразсудками против науки. Наука вообще, а наука о природе в особенности, была для тогдашней Руси делом новым, и многие находили, что изследование явлений природы есть дело греховное. Ученые немцы, думавшие только о личных выгодахь, могли смеяться над такими взглядами русских невежд; но Ломоносову было не до смеха: жаждавший видеть Россию просвещенной, он скорбел душой и боролся. В разных сочинениях он с убедительностыо доказывает, что изучение природы не вредит вере и не противоречит религии. Напротив даже: научное изследование природы служит к большему прославлению премудрости и величия дел Творца. Отсюда — вывод: изучение природы необходимо, оно укрепит веру в Бога и Его несказанныя благо-деяния к нам. Возьмите хотя бы поэтическое размыш-ление Ломоносова о величественном северном сиянии (приложение 10). Откуда это удивительное явление? Чем оно обясняется? Поэт приводит всевозможныя объяснения ученых, но сбивчивость, неясность всех этих обяснений уже сама по себе заставляет его воскликнуть: „коль велик Творец!"

    Ломоносов явился в России родоначальником новой литературной школы. В век Ломоносова на западе Европы господствовало особое литературное направление. Состояло оно в том, что европейские писатели и поэты старались во всем подражать писателям и поэтам древнегреческим и древнеримским, т. е. классическими, но подражание оказалось крайне неумелым: стали начинать например, произведения словом „пою", хотя их вовсе не пели, как это было у греков, а читали; призывали в произведениях имена греческих и римских божеств, хотя христианские поэты и не могли уже верить в языческих богов Греции и Рима; соблюдали приемы писателей греческих и римских, хотя бы приемы эти были совершенно неуместны. Явилась ложь, неестественность, и новую школу назвали за это „ложно-классической". Более или менее талантливые писатели и поэты умели, однако, искупить ошибки тем, что в произведениях высказывали серьезныя мысли и выражали искренния чувства. Заимствуя направление на Западе, Ломоносов и имел в виду перенести к нам те серьезныя идеи, те взгляды и понятия, которые были выработаны образованными людьми на Западе. Многие из последователей Ломоносова так его и поняли, и дали немало хороших произведений. Образцом произведений самого Ломоносова может служить его прекрасная „ода на восшествие на престол Императрицы Елизаветы Петровны". Следуя направлению, он тоже говорит о „пении похвал", тоже упоминает имена древне-греческих и древне римских божеств. Но все это не мешает ему выразить возвышенныя мысли о значении наук и глубоко-искренния чувства при мысли о Петре Великом, преобразователе России, — о его дочери Елизавете, водворившей в России мир, необходимый для процветания наук, — о великом будущем нашей родины. Направление, данное Ломоносовым, оставалось в России долго: до появления другого гения—великаго Пушкина.

    говорил, что писал. Не будем повторять сказаннаго уже, но отметим, что даже в тех случаях, когда Ломоносов хлопотал, по-видимому, лично о себе, об улучшении своего положения, он делал это с единственной целью: достигнуть больших удобств для занятий науками, от развития которых, по его непоколебимому убеждению, зависит все будущее России. В общем же справедливо будет сказать, что гениальный Ломоносов жил только безпределыюй любовью к России, ни на миг не покидавшей его надеждой на счастливое будущее родины и глубочайшей верой в то,

    „Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать".

    Прошли многие годы. Сбылись чаяния перваго русскаго гениальнаго ученаго, перваго писателя-поэта в истинном значении этого слова. Из среды того же народа, который дал нам Ломоносова, вышло много русских деятелей на разных поприщах. Имена этих „славных, благородных, сильных любящей душой" деятелей украсили страницы родной истории. Просвещенная Россия сделалась великой Европейской державой. Громадныя заслуги Михаила Васильевича Ломоносова по достоинству оценены потомством. С благоговением чтится его память, с благоговением произносится его безсмертное имя. На школьной скамье уже узнаем мы о том,

    „Как архангельский мужик
    По своей и Божьей воле
    Стал разумен и велик" 3

    как не зарыл он в землю даннаго ему Богом даннаго таланта, как ярко воспалил он светильник знаний


    4

    Примечания

    1. В приложениях (5—6) приводятся отрывки, из которых видно, как Ломоносов смотрел на церковно славянский язык. и как высоко среди европейских языков ставил он язык русский

    Раздел сайта: