1742 РАНЕЕ АПРЕЛЯ 29. ОПИСАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ЖИВОПИСНЫХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЗАЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ АН
Описание живописных изображений настенных и блафонных, которыми в высокий праздник коронования всепресветлейшия, державнейшия великия государыни Елисаветы Петровны, императрицы и самодержицы всероссийския, новая сала Конференции Санктпетербургской Академии Наук украшена
Е. и. в. наша всемилостивейшая монархиня в краткое время высокославного государствования е. в. своей Академии Наук разные несравненные признаки своего всемилостивейшего доброжелательства и сильнейшего покровения, такожде и всевожделеннейшия надежды чувствительно показать изволила, что е. в., последуя вседостославнейшей своей родительнице, в бозе почивающей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне, в первом публичном Академическом собрании всевысочайшею своею особою всемилостивейше присутствовать соблаговолит.
И хотя Академия Наук такой особливой высокой милости и предпочтения чрез временное отсутствие е. и. в. в главном столичном городе Москве ныне себя лишену зрила, однако при том обязану, чтобы во всеподданнейшия своея должности никакого недостатка не явить, но не отлагая1* повод взять, чрез чтобы2* о своей всеглубочайшей и благодарнейшей ревности3* пред очами всего света свидетельство представить.
И чтобы сему предприятию, не ослабевающей4* ея должности пристойному, правдомерную красоту приумножить, для того к помянутому публичному собранию оное время избрано, в которое е. и. в. корону своея империи на себя возложить соблаговолили. Сей случай восприять для того5* еще6* радостнее, когда Академия Наук в священнейшей особе е. и. в. не токмо высокодостойнейшие дела бессмертного своего основателя и своея первыя великодушнейшия покровительницы, но и7* всеблагороднейше намеренную содержательницу свою, подобно как надежду всея империи, увенчанную познать долженствовала.
В таком всеуниженнейшем намерении избрала Академия Наук двух профессоров: Крафта и Вейтбрехта, чтобы оные по учреждении обыкновенного при публичных собраниях порядка особливые, из наук взятые материи истолковали, такожде и гофкаммеррата Юнкера как присутствующего почтенного члена, чтобы он нелицемерные и всерадостные мнения Академии Наук о совершившемся ныне всевысочайшем и достопамятнейшем действии в стихах изъяснил.
Сие торжественное действие совершено апреля 29 дня, то есть8* по воспоследовавшем в Москве высоком короновании в четвертый день, в верхней сале императорской Библиотеки.
И понеже к ординарному Академическому собранию нарочно назначенная сала еще не была в совершенстве, и конференции в ином покое чинились, для того учинены для оной потребные приуготовления, чтобы в сие всерадостное время первое употребление учинить можно было.
Кроме других приуготовлений, обстоятельства пристойных,9* стены помянутой салы украшены новою живописною работою и наверху подобными блафонными штуками, и сие есть здесь предпринятое намерение, чтобы сего особливого украшения краткое описание учинилось, чем бы как смотрителям знаменование оных изъяснить, так и воспоминание от потомков о том получить.
Сие украшение представлено как твердое прикрытие из светлого красного и несколько к пунцовому цвету склоняющегося мрамора, на котором изображенные фигуры, украшения и зимзы,1 круглой и плоской10*
При изобретении изображений и украшений неотменно поступать надлежало11* по рассуждению архитектуры самой салы и по намерению как в самом том месте, где они изображены, так несколько и о высоком оном празднике, в который они в рассуждение приведены быть впервые долженствовали, и понеже Академия12*состоит наибольше в приумножении оных наук, которые к исправлению и содержанию человеческия жизни больше нужны, также и в употреблении некоторых, из них происшедших, и к яснейшему представлению изобретений, нужных практических обучений, для того разделены оные изображения на два главные собрания: 13* на правой руке14* изображены науки, а на левой — художества.
На средине главной стены изъясняет15* символический образ16* свое знаменование в сей день воспоследовавшей коронации всевысочайшия и всемилостивейшия покровительницы Академии.
Итак, находится на главной стене салы статуа е. и. в. под видом вперед ступающия Минервы.
На щите, у левой руки прикрепленном, видно из двух е. в. символических изображений одно, то есть рука, корону из облаков держащая, с надписью: „Dat et aufert“, то есть „Дает и отъемлет“.
Над главою е. и. в.17* Любовь к наукам и художествам держит лавровый венец, а наверху, над сими фигурами, на поставленном между украшениями щитом написаны сии слова: „Intactum ut laurus sit diadema tibi“, то есть „Ненарушим, как лавр, буди венец твой“.18*
Платье Минервино испестрено двоеглавыми орлами, и шлем ея окружен диадемою, которое украшение в древних временах вместо короны для утверждения во владении высоких держателей употребительно было.
Фигура, которая Любовь к наукам и художествам представляет, отличается крилами, что она на плечах имеет, пламенем, лавровым венцом, на главе положенным, и Аполлоновою лирою, которую она под левым плечем держит.
При сих изображениях видны по правую и по левую сторону Наука и Художество, также Похвала Похвала, которая от художеств рождается.
Наука представлена как женская особа посредственного весу, для того что к получению довольной науки немало времени потребно, и человек в зрелых своих летах наиполезнейше оные употребить способен. Крылья на голове ея значат, что ея познание от часу себя выше возносит. И понеже она сначала чрез испытание правд и приключений, которые в прошлых и нередко весьма темных временах открыты и дожиты, получена бывает, для того изображена оная так, что она в книге читает и еще при ночнике,19* поставленном на такой подставке, которая имеет 9 пирамидально склоняющихся степеней,20* из которых на верхней21* греческая литера Θ, а на исподней литера П видны. Древние люди в гиероглифическом22* своем языке изображали философию на подобном сему подножии и чрез степени помалу приумножающееся познание, а чрез обе оные литеры теорию, или познание правд, и практику, или разумное оных употребление, разумели. К чему еще чрез земной23* и небесный, в кругах состоящий глобус,24* которые по обеим сторонам постамента находятся, где сия фигура стоит, изобразить старались, что наука не токмо вещами, которые на нашем земном шаре, но и оными, что вне оного являются, познание свое умножить тщится.
Художество, как женская молодая особа, на себе25* легкое и короткое платье имеющая, для того чтобы вообще как ея упражнение, так особливо сие тем изобразить, что надлежит заблаговременно к полезному оного окончанию себе искусным учинить. И понеже она наибольше во время мира способность и меньшее препятство находит, для того ее голова оливною ветвью обязана. Ея26* наилучшие намерения простираются к славе и содержанию, и понеже она обои прилежанием и искусством получает, для того держит она левою рукою наизвороть колосами обвитой тромпет славы, а правою рукою — лист бумаги, на котором паутина27* нарисована, и той же руки локтем о пчелиный улей оперлась, при котором внизу разные инструменты художеств и манифактур лежат, а именно: 28* малярские кисти, молоты, долота, рыльцы, ткальные станы и проч.
А обои, как , от наук происходящая, так и Похвала, что от художеств рождается, тем образом изображены, как обыкновенно Слав представляют, однако с тем различием, что оная под левым плечом книгу держит с надписью „Vita Petri M[agni], то есть „Жизнь Петра Великого“, а сия правою рукою великую медаль с поясным изображением государыни императрицы Екатерины Алексеевны носит, что простирается не токмо к основанию, но и к действительному учреждению Академии,29* которая чрез сих вседостославнейших родителей е. и. в. заключена и совершена.
При сем видны на посторонней стене, по правую руку, два свойства, которыми науки себя являют, то есть Познание нравоучительных вещей и Познание материальных вещей. Познание нравоучительных вещей состоит в различии правды от лжи, добра от зла и справедливости от несправедливости; для того представлено оно как несколько престарелая сановитая мужеская30* и по древнему обыкновению одетая особа, которая двумя перстами правой руки дорогой камень держит, а под левою рукою сито и вески носит.
Познание материальных вещей состоит в четырех царствах натуры, а именно в животном, произрастающем, горном (минеральном) и воздушном, и для того оно тем же образом, как вышепомянутое, однако так представлено, что оно в левой31* руке стеклянный сосуд с приуготовленною анатомическою материею, а в правой32* отворенную книгу,33* на чем листы, травы и цветы укреплены, так же внизу лист бумаги, на котором дождевая дуга и солнце с несколько посторонними солнцами нарисованы, крепко держит.34* Близ ног его лежит собрание руд и фигурных камней.
На посторонней правой стене оба35* те свойства, на которые все художества разделяются или оных совокупляют, а именно: Подражание натуры, Исправление натуры.
Подражание натуры
Исправление натуры в фигуре, подобной вышеописанной, которая в правой руке палочку с прикрепленным к ней дорогим камнем, а в левой, которою она о дикое дерево с навивками облокотилась, свешенную узду держит.
При вышеописанных четырех фигурах находится равное число сосудов с эмблематами, которые от некоторых математических и физических36* инструментов взяты и надписью своею склоняются к фигуре, при которой они стоят, а именно:
1) При Познании нравоучительных вещей химическая дистиллирная печь с надписью solvendo, то есть отделением.
2) При Познании материальных вещей зажигательное зеркало с собирательным стеклом с надписью: colligendo, то есть совокуплением.
3) При Подражании натуры призма с надписью imitando, то есть подражанием.
4) При Исправлении натуры компас, который купно склонение магнита показывает, с надписью corrigendo, то есть исправлением.
на задней стене.
Промеж окнами внесенные фигуры, из которых одна представляет, как Размышление Правду открывает, а другая — как Правда Счастие возвышает.
Размышление изображено в фигуре старого размышляющего человека, который несколько высоко на камне сидит; при ногах его лежит затворенная книга, поволокою37* прикрытый глобус, запертая рисовальная готовальна, сложенная зрительная труба и другие, сим подобные инструменты к будущему употреблению сохраненные, левою рукой изображение Правды твердо держит, а правою над ея лицем висящую38* занавеску открывает.
Благополучие простого жития как молодая женская особа, которой тело развевающимся легким платьем прикрыто, а голова венцом, из плодов сплетенным, и сиянием окружена, в правой руке держит Меркуриеву трость, а в левой рог изобилия, деньгами и иными дорогими вещами наполненный.
Правду изображающая фигура вздымает оную всеми силами кверху.
Для39* изображения Правды как при сих, так и вышепомянутых фигурах, заблагорассудили оставить40* разумно вымышленную фигуру ея от древних людей, которая как нагая пригожая женская особа, прикрытое лице и солнце на груди имеющая, представлена, и только при другом сложении фигур ради действия невеликая перемена учинена, то есть солнце на голове ея изображено.
Над обеими дверьми, которыми в салу входят, виден на щите герб и эмблема Академии, то есть изображение Минервы на нагрудном щите российского государственного орла с надписью: „Sic fulta perennat“, то есть „Тако утверждена вовеки“, что три ангела41* окружают, которые три главные науки значат, на которые классы по учреждению Петра Великого Академия разделена, а именно математику, физику и гисторию.
На некоторых отступах42* кругом наверху поставленных, находятся поясные портреты как на обернутых пирамидах, так и на медалях,43* представляющие в двух разделениях науки и художества, которые при Академии особливо в деле производятся; оне различны только однем признаком, на голове или на груди назначенным.
По правую сторону:
Геометрия с треугольником.
Механика с колесом, на периферии44* пальцы имеющим.
Астрономия со звездою.
Анатомия с головною костью.
Химия с пламенем.
Ботаника с пучком цветков.
Хронология с песчаными часами.
География с земным глобусом.
со щитом гербовым.
На левой:
Архитектура с отвесом.
Малярство45* с палитрою.
Резьба с молотком и долотом.
Полированье камней с доком.2
Токарное художество с резцом.46*
Инструментальное художество47* с циркулем.
Часовое художество с часовым кругом.48*
Грыдерованье с рыльцем49* 3 и иглою.50*
Печатание „А“.
Над окнами и в некоторых местах по рассмотрению места сделанные украшения состоят в разных между собою переплетенных инструментах.
А наверху живописи видны фестоны, из лавровых ветвей сплетенные, на которых по состоянию симметрии медали висят с поясными портретами помянутых наук и художеств, на них изображенных.
На потолоке51* салы, в промежуточных расстояниях и осьми штукатурного работою украшенных полях изображены одинакими и кучными фигурами Аполлон и музы лазоревою краскою на лазоревой же.
А на главной части потолоков52* живописными красками намалевано, как Благодарность наук и художеств образ Петра Великого вечности предает.
А ко изъяснению сего изобретения служат те слова, которые с числом года академического учреждения на мраморной таблице,53* изображение Аполлиново содержащей, читать можно: „Haec otia fecit MDCCXXIV“, то есть „Сие упокоение подал 1724 года“.
Примечания
Печатается по собственноручному черновику (ААН, разр. II, оп. 1, № 204, лл. 27—36).
Публикуется впервые.
Датируется предположительно по дню торжественного собрания Академии Наук, состоявшегося 29 апреля 1742 г. („Санктпетербургские ведомости“ 1742 г., № 35 от 29 апреля).
Многочисленные помарки и исправления, приведенные в сносках, заставляют думать, что, вопреки предположениям П. П. Пекарского (Пекарский, т. II, стр. 325), публикуемый текст является, по всем вероятиям, не переводным, а оригинальным текстом Ломоносова.
Документ интересен тем, что Ломоносов, давая подробное описание аллегорических изображений, которые были в ходу в его время, раскрывает их смысл. Некоторые из описанных Ломоносовым изображений стречаются в заставке и концовке отдельного издания коронационной оды Г. -В. -Ф. Юнкера, которая датируется тем же временем, что и настоящее описание (ААН, ф. 20, оп. 7, № 1; см. рисунок).
Из публикуемого документа видно, что торжественные заседания Академии Наук происходили в XVIII в. не только в главном здании Академии Наук (ныне уже не существующем), но в некоторых случаях и в здании Библиотеки и Кунсткамеры (ср. Материалы, т. VI, стр. 549). Упоминаемая Ломоносовым зала сохранилась до настоящего времени.
1 Зимз (точнее зимс) — паз; стык обшивных досок.
2 Док — полировальный камень с прибором.
3 Рыльце — гравировальный резец.
4 — гравировочный резец.
5 Радельнадель — гравировальная игла.
1* Зачеркнуто случай взять.
2* Зачеркнуто в свету свидетельства.
3* Зачеркнуто всему свету пред.
4* неослабевающей вместо зачеркнутого непременной.
5* Зачеркнуто самого.
6* для того еще вместо зачеркнутого тем самым.
7* Зачеркнуто свою содержательницу.
8* Зачеркнуто в четвертый день.
9* Зачеркнуто
10* Зачеркнуто каменносечной.
11* неотменно поступать надлежало вместо зачеркнутого поступали.
12* Зачеркнуто наук.
13* Зачеркнуто из которых представленные.
14* Зачеркнуто состоят и представлены.
15* Зачеркнуто сие.
16* Зачеркнуто представление.
17* Зачеркнуто держит.
18* На полях приписано другими чернилами диадема твоя.
19* Зачеркнуто который.
20* вместо зачеркнутого уступов.
21* верхней вместо зачеркнутого первой.
22* Зачеркнуто языке древних людей своей грамоте.
23* Зачеркнуто глобус.
24* глобус вместо зачеркнутого пояс.
25* себе вместо зачеркнутого плече.
26* Зачеркнуто благородн[ые].
27* паутина паутинная сет[ь].
28* пинь[зели?].
29* Зачеркнуто
30* Зачеркнуто особа.
31* в левой вместо зачеркнутого
32* правой вместо зачеркнутого левой.
33* отворенную книгу опущенной растянутое полотно.
34* Зачеркнуто у ног его.
35* оба вместо зачеркнутого все.
36* сосудов.
37* поволокою крышкою.
38* покрывало.
39* Для вместо зачеркнутого В.
40* заблагорассудили оставить вместо зачеркнутого
41* окружают вместо зачеркнутого держат.
42* в фестонах <наверху окру> <при> <с круг поставленных> <в круг> фестонах.
43* Зачеркнуто которые.
44* пальцы имеющим с зазубринами.
45* с палитрою вместо зачеркнутого
46* вместо зачеркнутого обручем.
47* художество вместо зачеркнутого
48* часовым кругом вместо зачеркнутого цифирным кружком.
49* рыльцем грибстихелем.
50* иглою вместо зачеркнутого радельнаделем.4
51* вместо зачеркнутого крышке.
52* потолоков вместо зачеркнутого
53* Зачеркнуто на которой.