• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.
    1732 г.

    1732

    В свободное от занятий время читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря.24

    Академическая биография, стр. VI—VII.

    Встретился с приезжавшим в Москву по торговым делам куростровцем Пятухиным, который дал ему заимообразно денег.25

    Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 300.

    Начал обучаться в четвертом нижнем классе — «синтаксиме», где изучал синтаксис латинского языка и закончил изучение арифметики, географии с историей и краткого катехизиса.26 Преподавателем этого класса был Постников.

    ЦГАДА, ф. Заиконоспасского монастыря, № 2, лл. 91—91 об.; Смирнов, стр. 110, 113; Воскресенский, стр. 15.

    Июля 1. «синтаксиме», начал сдавать экзамены.

    Смирнов, стр. 110; Воскресенский, стр. 15.

    Июля 15. После экзаменов переведен в первый средний класс — «пиитику».

    Смирнов, стр. 184; Воскресенский, стр. 19, 37.

    Начал обучаться в первом среднем классе — «пиитике», где изучал латинскую и русскую поэзию.27 Учителем этого класса был Кветницкий.

    Смирнов, стр. 110, 218; Воскресенский, стр. 19, 37.

    Ноябрь. 28

    Воскресенский, стр. 19, 37.

    Примечания

    24 «Чрез год, — после поступления в Славяно-греко-латинскую академию, сказано в Академической биографии Л., — начал учиться по-гречески, а в свободные часы вместо того, что другие семинаристы проводили их в резвости, рылся в монастырской библиотеке. Находимые в оной книги утвердили его в языке славенском. Там же, сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг, попалось в руки его малое число философических, физических и математических книг».

    Долгое время библиотека Заиконоспасского монастыря, обслуживавшая учеников Славяно-греко-латинской академии, располагала крайне ограниченным числом книг. Сохранились сведения о том, что еще в 1731 г. из-за бедности ее книжных фондов учителя и ученики «испрашивали позволения пользоваться книгами синодальной и типографской библиотек». В начале 1732 г. в библиотеку Академии было передано 385 книг из книжного собрания епископа Гавриила Бужинского после его смерти (27 апреля 1731 г.) (Академическая биография, стр. VI—VII; Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. XI, СПб., 1903, стлб. 725, 832—851; Смирнов, стр. 100—101; Воскресенский, 64, 70; В. П. Зубов. Ломоносов и Славяно-греко-латинская академия. Труды Института истории естествознания и техники АН СССР, т. I, М., 1954, стр. 1—52; Морозов, стр. 435—437, 441—442, 480—484).

    25

    26 Каждый день в «синтаксиме» было 5 часов уроков. Все ученики в классе должны были говорить по-латыни. Знания учеников проверялись сперва аудиторами, выбранными из наиболее прилежных учеников, а потом учителем; по субботам происходили генеральные репетиции, и ленивые ученики подвергались наказанию (Смирнов, стр. 115, 182; Воскресенский, стр. 15).

    27 Кроме изучения теоретических основ стихосложения, ученики этого класса выполняли также практические упражнения в поэзии на темы, взятые из произведений древних классических писателей, или на псалмы. По-видимому, к этому времени относится и первое из известных нам ученических стихотворений Л. «Стихи на туясок» (Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 303; Смирнов, стр. 113, 184; ПСС, т. 8, стр. 7, 864).

    28 â ligatae, alterâ solutae orationis aperiens Avgustissima Imperante Annâ non ferreo Vulcani malleo, sed cerebelleâ Theodori Kwietnitscii, incude Mosqvensi in Academia excusa. Annus in axe rotam Christi volvebat amandi 1732. Clara Novembris erat septima lux decima 17 (Ключ поэтики, открывающий российскому юношеству двери к живым источникам Парнаса двумя путями: одним — к стихотворной, другим — к прозаической речи, в царствование августейшей Анны выкованный не железным молотом Вулкана, а на наковальне разума Федором Кветницким в Московской Академии. 1732 г., ноября 17).

    Разделы сайта: