• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов
    Ломоносов — первый русский ученый

    ЛОМОНОСОВ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ

    Разносторонний талант, оригинальность мышления, увлеченность характеризуют Ломоносова как ученого. Необычаен размах его научной деятельности. Трудно указать отрасль науки и техники, в которой не работал бы М. В. Ломоносов. Образно говорил о гениальной многогранности Ломоносова А. С. Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»1.

    Широко занимаясь научными наблюдениями и опытами, М. В. Ломоносов ясно сознавал, что только путем научного исследования можно проникнуть в тайны природы, установить связь и зависимость явлений окружающего мира — создать теорию. Он писал: «Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов, чтобы, собрав великое множество разных вещей и материй в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству». Ломоносов правильно понимал взаимодействие между окружающим миром и сознанием и постоянно подчеркивал, что в науке опыт и теория неразрывно связаны друг с другом. И задача исследователя — «из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения»2.

    В своих трудах Ломоносов выступает как крупнейший философ-материалист. С материалистических позиций подходит он ко всем явлениям природы. Уже в первых своих работах «Элементы математической химии», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах...» Ломоносов обращает внимание на строение физических тел и приходит к выводу о том, что все тела состоят из мельчайших материальных частичек («элементов»), объединенных в корпускулы. Сто лет спустя это определенное Ломоносовым различие между сложными и простыми частицами было сформулировано как различие между молекулами и атомами.

    В одной из своих заметок, относящихся к 1756 г., Ломоносов писал: «С тех пор, как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет... не в моей привычке тогда лишь начинать размышлять о данном предмете, когда приступаю к делу объяснения его».

    В другой заметке он указывает на все значение такого исследования: «... если бы я хотел читать, не зная букв — бессмысленное дело. Точно так же, если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно»3.

    Молекулярная теория позволила Ломоносову объяснить многие из тех физических явлений, которые оставались непонятыми его современниками. Он объяснил природу твердого, жидкого и газообразного состояния тел, свойства газов, их упругость, природу теплоты, холода и т. д.

    Важнейшей чертой его научных воззрений было представление об эволюции окружающего мира. Об этом Ломоносов писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что показывают история и древняя география, с нынешнею снесенная, и случающиеся в наши веки перемены земной поверхности... Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано; будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и потому-де не надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: «бог так сотворил» — и сие дая в ответ вместо всех причин»4.

    М. В. Ломоносов резко протестовал против попыток подменить научное объяснение явлений природы их религиозным истолкованием: «Кто в размышления углубляться не хочет или не может и не в состоянии вникнуть в премудрые естественные дела божии, тот довольствуйся чтением священного писания и других книг душеполезных, управляй житие свое по их учению. За то получит от бога благословение, от монаршей власти милость»5.

    Молекулярной теории Ломоносова органически были чужды распространенные в то время среди крупнейших представителей естествознания гипотезы о невесомых материях («теплороде» в физике, «флогистона», или горячей материи, в химии), с помощью которых объяснялись многие явления окружающего мира. Он отвергал устаревшие теории и выступил с множеством замечательных мыслей, доказательств и догадок, опередивших свое время и нашедших подтверждения в последующих научных исследованиях.

    М. В. Ломоносов был основоположником физической химии, возрожденной снова только через 120—130 лет как самостоятельная отрасль науки. Он был предшественником Лавуазье в объяснении явлений горения.

    Впервые в истории науки Ломоносов дал наиболее полное и наиболее точное определение основного закона природы — закона сохранения материи и движения. Он писал об этом в 1748 г. в письме к Л. Эйлеру, а затем в 1760 г. в работе «Рассуждение о твердости и жесткости тел». Долгое время приоритет Ломоносова в установлении закона сохранения материи и движения отрицался, закон считался порождением науки XIX в. В настоящее время приоритет русского ученого признан мировой наукой. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации ученых Франции, Англии, США и других стран, появившиеся в последние десятилетия6.

    Ломоносов был основоположником теории о связи свойств материи со свойствами тел, связи материи и движения, теории химического элемента, метода количественных измерений в химии, теории о сущности горения как химического процесса. Ломоносов высказал гениальные догадки об атмосферном электричестве, о развитии тепла посредством вращательного движения частиц, об образовании месторождений металлов вследствие землетрясений, о природе северного сияния как явления электричества и др.

    Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов Ломоносов — первый русский ученый

    Домашняя обсерватория Ломоносова во дворе его дома на Мойке. Реконструкция по рисунку XVIII в.

    Он успешно работал в области физики, химии, астрономии, астрофизики, геологии, минералогии, географии, геохимии, физической химии, горного дела, почвоведения, разных отраслей техники, краеведения, экономики, литературы, языкознания. Универсальность и широта знаний Ломоносова ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи и Ньютоном.

    Пример необычайной наблюдательности и способности проникнуть в сущность явлений — открытие Ломоносовым наличия атмосферы на Венере. Вот как это произошло. 26 мая 1761 г. ученые всего мира наблюдали редчайшее астрономическое явление — прохождение планеты Венеры по солнечному диску (прохождение Венеры между Землей и Солнцем). Это представляло огромный интерес, так как, измеряя время прохождения, можно было определить расстояние между Солнцем и Землей. Академии многих стран усиленно готовились к этому событию. Включилась и Петербургская Академия наук. Она отправила экспедиции в Тобольск, Иркутск, Селенгинск. Десятки ученых наблюдали «явление Венеры на Солнце», но они или не увидели, или не придали значения тому, что обнаружил Ломоносов в Петербурге, имея в руках тот же прибор, что и у остальных, — телескоп. Итогом наблюдений Ломоносова явилось открытие атмосферы вокруг Венеры, что впоследствии полностью подтвердилось.

    Химия и ее практическое применение занимали одно из главных мест в деятельности М. В. Ломоносова. Он стал первым русским академиком в области химии.

    Свою деятельность на родине после возвращения из-за границы Ломоносов начал с хлопот по созданию в Петербургской Академии наук химической лаборатории. Первое предложение о лаборатории он подал в академическую канцелярию в январе 1742 г. С предложением и проектами об учреждении химической лаборатории он обращался затем в 1743 и 1745 гг. Канцелярия не поддерживала Ломоносова, всякий раз ссылаясь на отсутствие денег. В 1745 г. Ломоносов, минуя канцелярию, обратился со своим предложением, подписанным восьмью профессорами, в Сенат. На этот раз дело решилось положительно. Через полгода последовал правительственный указ о постройке химической лаборатории. Но академическая администрация на два года оттянула строительство, и лаборатория открылась лишь в 1748 г. Благодаря усилиям Ломоносова своим устройством первая в России химическая лаборатория не уступала западноевропейским, а в некоторых отношениях превосходила их7.

    В стенах этой лаборатории Ломоносов трудился многие годы. Он собственными руками произвел здесь тысячи опытов, на основе которых был сделан ряд ценнейших наблюдений и открытий. Достаточно указать, что здесь он разработал закон сохранения веса веществ. Накопленные экспериментальные материалы открыли перед Ломоносовым возможности широкого использования химии для развития науки и экономики страны. Этому он посвятил свою знаменитую работу «Слово о пользе химии», доложенную на публичном собрании Академии в 1751 г.

    Лаборатория Ломоносова решала ряд практических задач: в лаборатории производились химические анализы различных руд и минералов, разрабатывались рецепты красителей для нужд текстильной промышленности и т. д.

    — создание прозрачных и непрозрачных стекол, так называемых смальт.

    Проведя в 1748—1752 гг. более четырех тысяч опытов, Ломоносов разработал рецептуру и технологию приготовления смальты всевозможных цветов и оттенков. Изготовлять в лаборатории смальту в больших количествах с целью практического использования было невозможно. Поэтому осенью 1752 г. Ломоносов обратился в Сенат с просьбой разрешить ему построить недалеко от Петербурга специальную фабрику для производства стекла. Получив участок земли и денежную ссуду, Ломоносов начал строительство Усть-Рудицкой фабрики. В 1754 г. строительство было закончено, и фабрика начала выпускать продукцию из цветного стекла. Это были изделия бытового спроса и главным образом смальта для набора мозаичных картин. Так возродилось в России мозаичное искусство, широко развитое в прошлом. Первоначально набор мозаичных картин производился на Усть-Рудицкой фабрике, но потом это стали делать в Петербурге, в мозаичной мастерской, расположенной во дворе дома Ломоносова на Мойке. Ломоносов и работавшие с ним мастера набрали сорок одну картину. Двадцать четыре из них сохранились и находятся в настоящее время в разных музеях Москвы и Ленинграда. Среди них известная «Полтавская баталия», хранящаяся в так называемом Главном здании Академии наук СССР в Ленинграде на Университетской набережной8. В 1756 г. Ломоносов преподнес

    Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов Ломоносов — первый русский ученый

    Петр I. Мозаика Ломоносова 1754 г.

    Курмачева М. Д.: Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов Ломоносов — первый русский ученый

    «Аэродинамическая машина» Ломоносова, сконструированная им в 1754 г. Модель.

    Сенату собственноручно изготовленный портрет Петра I. Усть-Рудицкая фабрика сыграла важную роль в подготовке специалистов по производству стекла, хрусталя, фарфора. Здесь в 1752 г. начал обучаться Петр Дружинин, направленный казенным стекольным заводом. Ему Ломоносов передал рецепты изготовления окрашенных стекол. Эти рецепты Дружинин применял на заводе. Изготовление цветного стекла под руководством Дружинина прочно вошло в заводскую практику9. Так в жизни осуществлялась заветная мечта ученого, чтобы науки служили развитию производительных сил страны. В этой связи Ломоносов заключал: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат».

    Много лет посвятил Ломоносов составлению практического руководства по горному делу. В 1763 г. выходит в свет его книга «Первые основания металлургии или рудных дел». Из этой книги черпало знания не одно поколение специалистов в области разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. Последние годы Ломоносов работал над созданием «Российской минералогии», труда о природных богатствах страны и их размещении.

    Ломоносов проявил себя и техником-изобретателем. Свыше 20 технических отраслей он знал в совершенстве — помимо производства цветного стекла и мозаичных смальт, производства красок, пороха, мореходных инструментов, насосов, часов он много сделал для усовершенствования таких приборов, как микроскоп, барометр, термометр. Грандиозный размах и глубина научных изысканий М. В. Ломоносова были высоко оценены многими современниками и прежде всего великим математиком XVIII в. Л. Эйлером.

    В 1747 г. Л. Эйлер писал о Ломоносове: «Желать должно, чтобы и другие Академии в состоянии были произвести такие открытия, какие показал г-н Ломоносов»10. Живо интересовался и высоко ценил его труды американский ученый и политический деятель Б. Франклин11. Французский ученый Н. Леклерк говорил, что имя Ломоносова «составляет эпоху в летописи человеческого разума»12.

    Однако правящие верхи в должной мере не оценили многие открытия Ломоносова, не содействовали тому, чтобы они нашли применение в народном хозяйстве. В условиях самодержавно-крепостнического строя такова была судьба не только открытий Ломоносова. Это же произошло с изобретениями А. Нартова, И. Кулибина, И. Ползунова и других талантливых ученых из народа13.

    Многие современники Ломоносова оставались равнодушными к его занятиям физикой и химией и нередко высказывали пожелания, чтобы он оставил эти науки, полностью переключившись на изучение литературы и истории. Ученый вынужден был защищать свои научные интересы. По этому поводу Ломоносов писал И. Д. Шувалову: «Что же до других моих в физике и в химии упражнений касается, чтобы их вовсе покинуть, то нет в том ни нужды, ниже возможности. Всяк человек требует себе от трудов успокоения: для того, оставив настоящее дело, ищет себе с гостьми или с домашними препровождения времени картами, шашками и другими забавами, а иные и табачным дымом, от чего я уже давно отказался, затем, что не нашел в них ничего, кроме скуки. Итак, уповаю, что и мне на успокоение от трудов, которые я на собрание и на сочинение «Российской истории» и на украшение российского слова полагаю, позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильяру, употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют и сверьх сего пользу и честь отечеству, конечно, принести могут, едва меньше ли перьвой...»14

    Трудно представить, чтобы один человек мог успеть так много сделать и в естественных и в гуманитарных науках. Не удивляет поэтому, что долгое время в иностранных сообщениях можно было встретить утверждение, якобы в России было два Ломоносовых и что не следует-де путать Ломоносова-химика и Ломоносова-писателя.

    Необычайно своевременны и основательны были труды Ломоносова в области гуманитарных наук. В них он выразил свое глубокое убеждение, что культура каждого народа должна развиваться как национальная культура. Он выступил как замечательный поэт и преобразователь русского литературного языка.

    До Ломоносова русский литературный язык был трудным для понимания народа. Таким делали его иностранные слова, проникшие в употребление через представителей господствующих верхов. Ломоносов стремился приблизить язык к народу и в этом прогрессивность того, что он сделал для русского литературного языка.

    Постоянно указывал он на «природное изобилие, красоту, силу, великолепие и богатство русского языка, его глубокую древность», на то, что во всей стране народ «говорит повсюду вразумительным друг другу языком».

    В первые годы работы в Академии Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике». В 1747 г. он переработал и расширил этот труд, а в следующем, 1748 г. издал под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика». Это был труд для широких кругов читателей, написанный на русском языке, а не на латинском, на котором до сих пор велось преподавание риторики, да и то только в духовных школах. «Риторика» содержала наставления, как правильно и красиво строить речь, последовательно и ясно излагать мысли. Эта книга на протяжении 50 лет переиздавалась семь раз. Долгие годы она служила основным пособием по теории русского литературного языка и ораторского искусства.

    Исходя из практики, Ломоносов создал стилистику, основы которой сохраняют свое значение и в наше время. Его теория о трех стилях — высоком, среднем, низшем — сильно ограничила применение церковнославянского языка в русском языке по сравнению с традицией предшествующего времени. По убеждению Ломоносова, из славянского языка следовало использовать слова или общие для обоих языков, или понятные для русского человека. Главная идея, которая была положена в основу учения о трех стилях, заключалась в том, что основой русского литературного языка должна была быть письменная и разговорная речь широких кругов народа.

    Выступая за развитие русского языка в связи с его национальным складом, Ломоносов боролся с засорением языка чуждыми иностранными словами, требовал вносить то, что было ближе характеру русского языка. Ломоносов сам создал много новых слов. В разработанную им научную терминологию он внес много русских терминов: равновесие тел, преломление лучей, воздушный насос, земная ось, удельный вес и др. К иностранным терминам он обращался тогда, когда не находил соответствующих обозначений в русском языке; им были введены в научный оборот термины «горизонт», «формула», «квадрат», «барометр», «атмосфера» и т. д.

    «До Ломоносова русский человек с возбужденною знанием мыслью испытывал самое тяжелое чувство, — чувствовал себя немым». Благодаря Ломоносову он заговорил звучным и красивым языком.

    «Российская грамматика» Ломоносова15 была написана в 1754 г. Этот труд явился результатом многолетней работы над самыми разнообразными источниками: гражданскими и церковными книгами, словарями, фольклором. Новая грамматика сыграла огромную роль в истории русского языка. Выдержав 15 изданий, она стала одной из самых популярных и распространенных книг, по которой учились многие поколения.

    О значении грамматики Ломоносова академик И. И. Давыдов в 1855 г. писал: «Мы, через сто лет рассматривая эту грамматику..., должны сознаться, что в сущности и в грамматических началах к великому холмогорцу ничего прибавить не можем»16. Высоко оценивая этот труд в наше время, академик С. П. Обнорский говорил: «Только могучий талант Ломоносова мог... создать такое произведение... которое теоретически, в научном использовании, существует уже 185 лет, не потеряв основного своего научного значения»17.

    В своей грамматике Ломоносов всесторонне характеризует русский язык, его богатство, способность точно выражать самые сложные понятия. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе», так как в нем сочетаются «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка».

    М. В. Ломоносов подчеркивал большое практическое значение грамматики, которая призвана научить правильно говорить и писать. Она нужна в любых науках. «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики...», — писал Ломоносов18.

    В отличие от философов-идеалистов, считавших, что слова («речи») выражают идеи, Ломоносов в своей «Грамматике» утверждал, что источником понятий является действительность, что слова выражают «вещь». Материалистически он объяснял и историю языка, связывая с развитием человеческого общества, с ростом культуры, которая определяется материальными условиями жизни людей.

    Ученый был одновременно и поэтом. Его перу принадлежит несколько десятков поэтических произведений — од, поэм, стихотворных посланий. Отбросив требование равного числа слогов в строках стиха, определяющее несвойственное русскому языку так называемое силлабическое стихосложение19, Ломоносов завершил реформу русского стиха, начатую Тредиаковским. Он создал существующее до нашего времени привычное нам силлабо-тоническое стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов20.

    Этой новой системой стихосложения, наиболее близкой характеру русского языка, он начал пользоваться уже в своих переводах од Анакреона и Фенелона, а с 1739 г. с «Оды на взятие Хотина» — во всех созданных им поэтических произведениях. С оды на взятие Хотина началась слава Ломоносова как поэта. Долгое время оды были основным жанром его поэтических произведений. Ломоносов писал их величественным языком, соответствующим идейному содержанию. Как правило, они были написаны в связи с торжественными государственными и политическими событиями и в соответствии с традицией посвящались императору или императрице, высокопоставленным лицам. Как поэт Ломоносов выполнял обязательное для Академии представление од по случаю дней рождения, восшествия на престол царствующих особ. Нередко ему приходилось выполнять и другие поручения двора, так, например, в 1750 г. им была написана трагедия для русского театра, нуждавшегося в расширении репертуара. В журнале академической канцелярии 29 сентября 1750 г. было записано: «Сего числа Академии наук господин президент объявил именной ее императорского величества изустный указ, коим ему, г. президенту, повелено: профессорам Тредиаковскому и Ломоносову сочинить по трагедии и о том им объявить в канцелярии»21. В связи с этим поручением Ломоносов в 1750 г. написал трагедии «Тамира и Селим», а в 1751 г. — «Демофонт».

    Но каков бы ни был повод для создания литературного произведения, Ломоносов никогда не был придворным поэтом22. Обращаясь в своих одах к императору или императрице, вельможам, Ломоносов не имел в виду «хвалить», а стремился внушить те мысли, которые считал правильными. Дорогим для него был образ любимой родины. Он посвящал свои произведения народу. Народ был постоянным его героем. Оды всегда служили формой выражения его общественно-политических взглядов на существующую действительность, средством пропаганды передовых идей. В них Ломоносов высказывал недовольство феодально-крепостным строем, при котором народ живет в нищете и бесправии, протест против крепостного режима. Характерной чертой его творчества являлся глубокий патриотизм. Он с гордостью писал о героическом прошлом своей родины, о подвигах русских людей на полях сражений с иноземными захватчиками. Его произведения проникнуты верой в созидательные силы простого народа, в его труд и знания.

    Широко известны написанные Ломоносовым в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» строки:

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны

    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Ломоносов верил, что деятельность всех людей в государстве должна быть направлена на процветание родины. Источник благополучия страны он видел в развитии всех сторон народного хозяйства, в развитии науки и образования.

    Ломоносов отразил эпоху, в которой жил сам, его взглядам была свойственна историческая ограниченность. Он не видел и не мог видеть сил, способных устранить препятствия, стоящие на пути развития страны. Он не понимал, что это препятствие — крепостническая монархия. Как многие просветители его времени, Ломоносов связывает осуществление своих надежд с деятельностью мудрого и просвещенного монарха, соблюдающего закон и использующего власть для блага страны и народа. Идеальным монархом для Ломоносова был Петр I. Но, характеризуя положительные стороны деятельности царя-преобразователя, Ломоносов не видел классовой сущности политики дворянского самодержца.

    В литературном творчестве Ломоносова нашло отражение его резко отрицательное отношение к духовенству, проповедующему суеверие взамен науки. Он требовал запретить духовенству вмешиваться в то, что принадлежит науке. Хотя стихотворение «Гимн бороде» не было напечатано, оно получило в 1757 г. широкое распространение в рукописных списках. Члены Синода расценивали это стихотворение как оскорбление всего духовенства и требовали наказать автора, а стихотворение сжечь.

    «славой вождя», а В. Г. Белинский утверждал, что «с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном»23.

    Ломоносов трудился и на поприще истории. Историческому прошлому он посвятил ряд специальных трудов. По количеству этих трудов немного, но своим содержанием они оказали существенное влияние на развитие исторической науки. Интерес к русской истории проявился у Ломоносова еще в юношеские годы. В период учения в Москве и Киеве он многие часы проводил за чтением различных рукописей и старопечатных книг по истории. Углубленную работу над источниками Ломоносов начинает с 1740-х годов24.

    Это позволило ему в 1749 г. выступить в Академии против доклада Г. -Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского», проповедующего так называемую норманскую теорию, согласно которой все значительные сдвиги были достигнуты в России благодаря пришельцам из варяжских земель. Одновременно с критикой взглядов Миллера выступили С. П. Крашенинников и Н. И. Попов. Спор велся с привлечением широкого круга источников. Ломоносов непрерывно занимается изучением прошлого России. В письме к Л. Эйлеру от 12 февраля 1754 г. он сообщал, что «целиком почти» ушел в историю, в «древности российские». Это Ломоносов делал ради той же идеи — быть полезным своему народу.

    В 1754—1758 гг. Ломоносов писал свой первый крупный исторический труд «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года»25. Это исследование знакомило читателей с далеким прошлым России. Оно было основано на глубоком и детальном изучении большого числа источников: русских, греческих, польских и др.

    «Краткий российский летописец»26. В этом труде излагались важнейшие события русской истории с 862 по 1725 г. В исторических исследованиях Ломоносов убедительно аргументирует свою точку зрения по проблеме происхождения русского народа и показывает несостоятельность норманской теории.

    Он был первым, кто указал на древность славян и их роль в разрушении рабовладельческих империй, на высокий уровень экономического строя и культуры, независимый характер Древнерусского государства. Как ученый, признающий эволюцию, он распространяет это представление и к истории. Он показал, что Киевское государство было создано местными славянами, отчасти чудскими (финно-угорскими) племенами. Некоторые положения, выдвинутые Ломоносовым в споре с норманистами, прочно вошли в историческую науку и получили дальнейшее развитие в трудах советских ученых.

    М. В. Ломоносов показал, что источники, которыми пользуются норманисты, свидетельствуют не о «малолюдстве» славян, а о плохой осведомленности их авторов. «Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей... — пишет он, — однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имен не начинаются, но имена народам даются»27. Ломоносов стремился показать место и значение своего народа и своей родины во всемирно-историческом процессе, выявить общие черты и особенности его развития.

    его труде «История российской империи при Петре Великом».

    «Древняя российская история» и «Краткий российский летописец» принесли Ломоносову широкую известность как в России, так и за ее пределами. Обе работы издавались за границей на немецком, французском и английском языках.

    Долгое время оставалось неизвестным одно из замечательных произведений Ломоносова по социально-экономической истории — письмо И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761). Этот труд, обличающий пороки современного ему общества, содержащий протест против крепостного права, был найден в архиве И. И. Шувалова в XIX в. и доведен до широкого читателя только в 1905 г. Записка основана на близком знании народной жизни. Она свидетельствовала о том, что ученый обдумывал широкую программу подъема производительных сил страны, предусматривающую мероприятия по изменению бесправного положения крестьянства, развитию сельского хозяйства, товарного производства и промышленности.

    Высказывания о необходимости подъема культуры сельского хозяйства для улучшения жизненного уровня народа содержала и небольшая работа Ломоносова «Мнение об учреждении Государственной коллегии земского домостройства» (1763).

    «Древней российской истории». Остались без ответа его проекты о мерах по сохранению памятников русской культуры.

    были неизвестны. Это не могло не отразиться на концепции, которую разделял и создавал Ломоносов. Будучи материалистом в объяснении явлений природы, он оставался идеалистом в понимании исторического процесса. Отсюда его попытки объяснить общественные отношения идейными побуждениями людей.

    Научные труды и поэзия М. В. Ломоносова принесли ему широкую славу. О «петербургском ученом» писали многие зарубежные газеты и журналы. Его произведения переводились на латинский, немецкий, французский, английский, итальянский, шведский языки. Труды русского ученого высоко ценили крупнейшие представители мировой науки — Вольтер, Эйлер, Франклин и др. Эйлер 24 августа 1748 г. писал К. Г. Разумовскому, что Ломоносов «своими познаниями делает честь не только императорской Академии, но и всему народу»28.

    Признанием научных заслуг Ломоносова было избрание его почетным членом иностранных Академий наук. В 1760 г. Ломоносов был избран почетным членом Шведской Академии наук, а в 1763 г. — Болонской Академии.

    М. В. Ломоносов жил в тяжелое для развития науки время — царское правительство и чиновничье-бюрократический аппарат, всеми мерами защищая устои крепостничества, боялись всего нового и передового. Идеи же Ломоносова не укладывались в старые рамки, осуществление его программы ускоряло становление буржуазных отношений.

    Последние годы своей жизни Ломоносов трудился в обстановке недоброжелательства, в напряженной борьбе с теми, кто препятствовал развитию науки. Противники пытались, воспользовавшись болезнью ученого, отстранить его от руководства Географическим департаментом, отказывались осуществить административные реформы Академии, создать в Петербурге университет, многие годы задерживалось издание «Древней российской истории», вышедшей из печати уже после смерти ученого.

    «За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого], чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство... Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»29.

    Весной 1765 г. Ломоносов простудился и 4 (15) апреля 1765 г. скончался в возрасте 54 лет. Проститься с Ломоносовым пришло множество людей, по свидетельству современников — простого народа. Похоронен Ломоносов в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

    Рукописи, книги ученого на другой день после его смерти были опечатаны и увезены фаворитом Екатерины II графом Г. Г. Орловым. Лишь небольшая часть из них осталась у вдовы и дочери Ломоносова. Многие годы ученые предпринимали попытки разыскать архив и библиотеку Ломоносова, но безуспешно. Ряд исследователей полагал, что большой архив ученого погиб по той причине, что правительство считало нежелательным предавать его гласности. Только в 1972 г. советским ученым удалось найти архивные документы, содержащие сведения о судьбе библиотеки Ломоносова30. Установлено, что библиотеку купил граф Г. Г. Орлов и перевез ее в Мраморный дворец. После его смерти дворец (и находящиеся в нем книжные собрания) был куплен Екатериной II и в 1795 г. подарен великому князю Константину Павловичу. Окончательно судьбой библиотеки Ломоносова распорядился внебрачный сын Константина Павловича П. К. Александров, унаследовавший Мраморный дворец. Он подарил библиотеку Ломоносова вместе с другими книжными собраниями дворца Александровскому университету в Гельсингфорсе (Хельсинки), где она и хранится в настоящее время. Содержащиеся в библиотеке издания, которыми пользовался Ломоносов, его заметки на полях книг открывают новые страницы в изучении его творческой деятельности31.

    Об отношении правящих кругов к М. В. Ломоносову говорит и тот факт, что Академия не провела заседания, посвященного его памяти. Приехавший вскоре после кончины Ломоносова французский ученый доктор медицины Леклерк в речи по поводу его избрания в почетные члены Академии говорил о больших заслугах Ломоносова перед наукой. Но эта речь не нашла отклика, не была напечатана32.

    биографию Ломоносова. О заслугах «великого мужа» революционный демократ А. Н. Радищев писал в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

    Исследователи, которые во времена Ломоносова только начинали свой путь, продолжили его дело. Это были географ и натуралист И. И. Лепехин, астроном П. Б. Иноходцев, натуралист Н. Я. Озерецковский, химики Н. П. Соколов, В. М. Севергин и многие другие. Под влиянием идей Ломоносова в России XVIII в. формировалась плеяда демократической интеллигенции, вслед за Ломоносовым глубоко верившая в преобразовательную силу знаний и считавшая своим гражданским долгом всемерно содействовать их распространению33.

    Мимо наследия Ломоносова не проходили крупнейшие представители русской культуры XIX—XX вв. — В. Г. Белинский, А. С. Грибоедов, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский.

    В. Г. Белинский писал о М. В. Ломоносове: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца»34.

    Труды Ломоносова продолжали Лобачевский, Бутлеров, Пирогов, Менделеев, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Павлов, Введенский, Зелинский, Жуковский, Греков, Тихомиров и многие другие. Развивая науку далее, ученые правильно оценили труды Ломоносова, гордясь им, как своим соотечественником.

    «Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из Ломоносова. Наша Академия наук получила свое настоящее бытие и смысл только через Ломоносова... Если внимательно оглянуться, то станет ясным, что краеугольные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом еще Ломоносовым»35.

    В память о Ломоносове его имя присвоено городам, селам, улицам и площадям. Его имя носит крупнейшее учебное заведение страны — Московский государственный университет. Имя Ломоносова на карте Арктики и на оборотной стороне Луны.

    Ломоносов принадлежит народу — с ним он связан рождением, научной и общественной деятельностью, своим гением, доказавшим силу и способности народа — творца истории.

    Примечания

    1  А. С. Пушкин

    2  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 4. М. — Л., 1955, стр. 163.

    3  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 241; . Указ. соч., стр. 36—37.

    4  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 5. М. — Л., 1954, стр. 574—575.

    5  Там же, стр. 619.

    6  . Музей М. В. Ломоносова. Л., 1970, стр. 42.

    7  В. Л. Ченакал. Указ. соч., стр. 24; Б. Б. Кудрявцев—50.

    8  В. Л. Ченакал. Указ. соч., стр. 31—37.

    9  Б. Н. Меншуткин. Указ. соч., стр. 120—121.

    10  «О действии химических растворителей вообще» и «Физические размышления о причинах теплоты и холода» (. Указ. соч., стр. 26—28).

    11  Н. Н. Болховитинов. Б. Франклин и М. В. Ломоносов (из истории первых научных связей между Россией и Америкой). — «Новая и новейшая история», 1973, № 3, стр. 80.

    12  «Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до 1917 года». Л., 1967, стр. 205.

    13  М. Т. Белявский. Указ. соч., стр. 79.

    14  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 10, стр. 475.

    15 

    16  «Грамматика русского языка академика М. В. Ломоносова, 1755 года». СПб., 1855, стр. XXXIX.

    17  С. П. Обнорский. Ломоносов и русский литературный язык. — «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка», 1940, № 1, стр. 53—64.

    18  М. В. Ломоносов— Л., 1952, стр. 391—392.

    19  «Силлаба» — слог.

    20  Б. Б. Кудрявцев. Указ. соч., стр. 128.

    21  Б. Н. Меншуткин

    22  М. Т. Белявский—90.

    23  В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. I. М., 1953, стр. 42.

    24 

    25  До нас не дошел текст II тома и подготовительные материалы III тома этого исследования.

    26  Издана в 1760 г.

    27  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 6. М. — Л., 1952, стр. 178.

    28  «М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников», стр. 112.

    29  М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 10, стр. 357.

    30  Е. С. Кулябко, Е. Б. Бешенковский. Библиотека М. В. Ломоносова. Поиски, результаты, проблемы. — «Вестник АН СССР», 1973, № 7, стр. 96—104. См. также статью этих авторов в «Известиях АН СССР. Серия литературы и языка», 1972, вып. 5, стр. 444—453.

    31 

    32  Она опубликована лишь в 1867 г. в «Записках Академии наук» (т. X, кн. II. СПб., 1867, стр. 178—181).

    33  М. М. Штранге. Указ. соч., стр. 5.

    34  В. Г. Белинский—42.

    35  С. И. Вавилов. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1961, стр. 32.