• Приглашаем посетить наш сайт
    Фонвизин (fonvizin.lit-info.ru)
  • Белявский М. Т.: М. В. Ломоносов и основание Московского университета
    Регламент Московской гимназии

    РЕГЛАМЕНТ МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ

    (Печатается по тексту копии, находящейся в ЦГАДА, р. XVII, д. 38, лл. 28—42. Подлинник погиб в 1812 г.)

    В апробованном от е. и. в. проекте о учреждении в Москве Университета положено быть под ведомством того Университета двум гимназиям: одной для дворянства, а другой для разночинцов всякого звания кроме крепостных людей и крестьян.

    Намерение при заведении сих Гимназий состоит в том, чтоб Российское юношество обучить первым основаниям наук, и таким образом приготовить оное к слушанию профессорских лекций в Университете, притом же тем родителям, которые не намерены детей своих определить к наукам, подается способ к обучению их иностранным языкам или одной какой нибудь науке, от которой им в будущем состоянии их жития некоторая польза быть может.

    О порядке учения

    § В российскую школу принимать тех, которые достигли до такого возраста, что могут начать учиться читать и писать. В сей школе быть одному учителю и при нем еще помощнику, которые оба, разделя между собою труды, должны обучать учеников по руски и по латыне читать и писать и показывать им первые основания руской грамматики.

    § Которые ученики в сей школе обучались руской грамоте и по латыне читать и писать, а родители их или родственники при записке оных в гимназии прошением объявили, что желают обучить их латинскому языку и другим школьным наукам, тех переводить немедленно в нижней латинской класс, а которые похотят одному только иностранному языку обучиться, тех потом же определять в немецкую или французскую школу.

    § Латинская школа разделяетца на три класса, а именно, на нижней, средней и вышней класс.

    § В нижнем классе толковать ученикам первые основания латинского языка, а именно: склонения, сопряжения, правила синтаксимы, вокабулы и школьные разговоры и притом задавать им легкие переводы с латинского на руской и с руского на латинской язык, сверьх того показывать им во определенные часы арифметику в целых числах и правила российского правописания, а притом могут они далее обучатца хорошему письму как по руски, так и по латыне. Когда число учеников в сем классе столь умножится, что одному учителю со всеми управитца будет невозможно, тогда определить к нему помощником одного из университетских студентов.

    § Которые ученики в нижнем латинском классе учение свое порядочно окончали, тех переводить в средней класс, в котором толковать легкого автора классического и окончать правила синтаксимы, показывать просодию латинскую, а между тем прилежно продолжать переводы, притом же показывать им первые основания греческого языка и российский штиль, також географию, арифметику в ломаных числах и геометрию, а которые сверьх того пожелают и французскому или немецкому языку учиться, тем для такого учения определяются особливые часы.

    § Кто в среднем латинском классе до того дошол, что без знатных грамматических погрешностей с рускова языка на латинской и с латинскова на руской переводить может, того произвести в верхней класс, где обучать следующим наукам, а именно: толковать трудных авторов латинских и стихотворцев, и продолжая по прежнему переводы, арифметику, геометрию и греческой язык, показывать сокращенно реторику, логику и метафизику, также и историю универсальную, генеалогию, и правила российского стихотворства.

    § Для яснейшего показания предписанного здесь порядка в учении прилагаются следующие таблицы:

    Общая Российская школа 

           
     

    —11

    2—4

    Понедельник1

    По руски и по латыне читать и первые основания руской грамматики

    По руски и по латыне писать

    тож

    тож

    Среда

    тож

    тож

    тож

    тож

    Пятница

    тож

    тож

    Суббота

    тож

    Свобода


     

           
     

    7—11

    2—4

    4—6

    Понедельник

    Школьные разговоры и легкие переводы

    Правила правописания и писать по руски и по латыне

    Вторник

    тож

    тож

    тож

    Среда

    Арифметика в целых числах

    Свобода

    Четверг

    Склонения, сопряжения, правила синтаксимы и Цилляриевы вокабулы

    тож

    Правила правописания и писать по руски и по латыне

    тож

    тож

    тож

    Суббота

    Свобода

    Латинской школы средней класс 

           
     

    —11

    2—4

    4—6

    Понедельник

    Правописание легкого автора классического и продолжение правил синтаксических

    Французской или немецкой язык

    Вторник

    Тож и притом прозодия латинская

    Первые основания греческого языка

    Продолжение   

             
     

    7—11

    2—4

    4—6

    Среда


    от 7—9

    Арифметика и геометрия от 9—11

    Свобода

    Толкование легкого автора классического и продолжение правил синтаксических

    Первые основания греческого языка

    Французской или немецкой язык

    Пятница

    Переводы с руского на латинское и с латинского на руское

    Штиль Российской

    Суббота

    География
    —9

    Арифметика и геометрия от 9—11

    Свобода

    Латинской школы вышней класс 

             
     

    7—11

    —4

    4—6

    Понедельник

    Стихотворец латинской и митология

    Вторник

    Автор классической и реторика

    Греческой язык

    Правила российского стихосложения

    Среда

    —9

    Арифметика и геометрия от 9—11

    Катехизис

    Свобода

    Продолжение   

             
     

    —11

    2—4

    4—6

    Четверг

    Стихотворец латинской и митология

    Французской или немецкой язык

    Пятница

    Автор классической и реторика

    Логика и метафизика сокращенно

    Суббота

    История универсальная от 7—9

    Арифметика и геометрия от 9—11

    Свобода

    § Но дабы желающие одним только языкам, а именно немецкому или французскому обучиться равномерно имели все потребные к тому способы, того ради, как уже выше упомянуто, учреждены две особливые школы, а именно: одна немецкая, а другая французская и обе на равном основании.

    § Каждая из сих школ разделяется на два класса, а именно — на верхней и на нижней и в каждом классе быть особливому учителю.

    § В нижних классах обучать читать и писать и притом показывать первые грамматические основания тех языков, а именно: склонения, сопряжения и правила синтаксимы, притом заставливать учеников вокабулы и разговоры наизусть твердить и делать легкие переводы.

    § В вышних классах толковать авторов и задавать ученикам труднейшие переводы с одного языка на другой, а притом упражняться им в штиле и в сочинении всяких писем.

    § Сверьх того показывать учащимся в обоих оных школах ученикам, как и в Латинской школе — арифметику, геометрию, географию, историю и правила российского штиля и стихотворства. А каким образом сие учение расположено быть имеет, оное явствует из нижеследующих таблиц:

     

           
     

    7—11

    2—4

    4—6

    Понедельник

    Правила российского правописания и писать по руски

    Сокращенная история

    Продолжение   

           
     

    7—11

    —4

    —6

    Вторник

    тож

    Арифметика в целых числах

    Сокращенная география

    Среда

    Катехизис российской

    Свобода

    Четверг

    Читать и писать по немецки и первые основания грамматики немецкой

    Сокращенная история

    Пятница

    тож

    Арифметика в целых числах

    Сокращенная география

    Школьные разговоры, вокабулы и легкие переводы

    Свобода

    Нижней класс французской

     

           
     

    7—11

    —4

    4—6

    Читать и писать по французски и первые основания грамматики французской

    Правила российского правописания и писать по руски

    Вторник

    тож

    Арифметика в целых числах

    Сокращенная география

    Среда

    Школьные разговоры, вокабулы и легкие переводы

    Свобода

    Четверг

    Читать и писать по французски и первые основания грамматики французской

    Правила российского правописания и писать по руски

    Продолжение   

           
     

    7—11

    2—4

    4—6

    тож

    Арифметика в целых числах

    Сокращенная география

    Школьные разговоры, вокабулы и легкие переводы

    Вышней класс немецкой 

           
     

    7—11

    2—4

    4—6

    Толкование немецкого автора и переводы с немецкого на руское

    Универсальная история и генеология

    Писать по немецки и по латыне

    Вторник

    Пространнейшая география и употребление глобуса

    Арифметика и геометрия

    Среда

    Штиль российской и сочинение на руском языке писем

    Универсальная история и генеология

    Четверг

    Толкование немецкого автора и переводы с немецкого на руское

    Пространнейшая география и употребление глобуса

    Тож и переводы с руского на немецкое

    Катехизис российской

    Арифметика и геометрии

    Суббота

    Свобода

    § Сверх вышеписанных наук во всех классах гимназии толковать ученикам катехизис православного греческого исповедания, к чему определить из священников или диаконов человека благоразумного и ученого.

    § Предписанное здесь расположение наук, часов наблюдать завсегда, выключая, что в зимние четыре месяца, а именно с ноября по окончание февраля, начинать учение по утру в девятом и оканчивать в двенадцатом, а по полудни начинать во втором и оканчивать в шестом часу.

    § Пред начатием учения читать в каждом классе особливо молитву тем языком которому обучаются в том классе; при том же во всех вышних классах как в латинском, так и в немецком и французском, ученики не должны говорить иным языком кроме того, которому они учатся в тех классах.

    § Праздники в гимназии наблюдать теже самые, которые показаны в календаре, сверьх того дается еще свобода от учения в каникулы, которые можно иногда начать и прежде, смотря по тому как инспектор гимназии для жаров за благо рассудит и о том директору Университета представит, однако во время тех каникул по нескольку дней в неделе учение продолжать до полудни.

    О записке учеников

    § Кто желает в гимназии обучаться, должен о том подать прошение директору Университета, которой имеет его отослать при письменном виде Инспектору, а Инспектор экзаменовав того ученика определяет его в ту школу и в тот класс, где он быть способен. При том спрашивать у родителей или у родственников наукам ли тот ученик должен обучаться или только языкам; и буде родители в состоянии содержать своих детей при науках, то уговаривать их чтоб не окончав учения не отлучали их от гимназии дабы оне будучи произведены в студенты могли продолжать науки в Университете, и таким образом к службе отечества тем вящще учинить себя способными. Сверьх того наведыватца Инспектору о каждом ученике: где, кто родился и какого чину отец его. Все сие вносить в имянной список гимназии, по следующей форме:  

               

    Год

    Месяц и день

    Имя

    Отец

    Класс

    Родился

    1755

    Иван Андреев сын

    Купец в Москве

    Нижней латинской, имеет наукам обучаться

    1744 года в Москве, или от роду ему 10 лет

    § Такую же роспись иметь каждому учителю о учащихся в его классе учениках и когда из одного класса переведен будет ученик в другой вышней класс, то оное означивать при его имени, а другому учителю к кому тот приведен будет записывать его у себя с такими же обстоятельствами.

    § Инспектор гимназии определяется один из Университетских профессоров, которой должен наблюдать в гимназии доброй порядок, стараться всяким образом о приращении оного, располагать учение и часы для каждого учителя, назначивать употребляемые в каждом классе книги, надсматривать над поступками учителей, и чтоб каждой отправлял должность свою со всяким усердием не прогуливая ни одного дня и часа под опасением положенного за то штрафа, при том имеет он почасту ходить во все классы гимназии и смотреть таким ли порядком учение происходит как предписано в регламенте, и ежели за которым учителем усмотрено какое нерачение такого увещевать к прилежнейшему отправлению его должности, а буде по тем его увещеваниям не исправится, или преслушен явится, то представлять Университетскому Директору, так как и о протчих нуждах или недостатках гимназии.

    § Определенные при гимназии Ректор и протчие учители должны Инспектору оказывать надлежащее почтение и послушание, а притом не лицемерным благочестием, христианскими добродетелями и благопристойными поступками представлять учащемуся юношеству добрые примеры, и всемерно остерегаться, дабы не подать оному какого соблазна.

    § В конце каждой половины года быть в гимназии публичному экзамену, при оном присутствовать Университетскому директору со всеми профессорами, и которые из учеников верхнего латинского класса явятся способны к слушанию профессорских лекций, тех выпускать студентами в Университет, а других, кои в учении оказали себя прилежными и в поступках добропорядочными, чинить награждения книгами.

    § Которые из гимназии выпущены будут в студенты, должны сочиненною на латинском языке речью принесть учителям своим надлежащее благодарение, а потом с данными им от инспектора аттестатами явиться у Директора Университетского, для определения к слушанию профессорских лекции в Университете.

    § Чрез каждые 3 месяца Инспектор должен приватно экзаминовать учеников во всех классах гимназии, и которые при тех гимназиях явятся достойны, тех переводить в вышние классы, а о которых от учителей будут худые аттестаты тех увещевать к прилежнейшему учению, и притом записывать все, что как в рассуждении учителей, так и учащихся, требовать будет поправления.

    § При оном же приватном экзамене Инспектор должен во всех верхних классах обще с учителями тех классов определять каждому ученику смотря по его прилежанию к добрым поступкам перед другим иметь первенство и председания, и по учиненому о том расписанию сидеть им тем порядком до предбудущего экзамена.

    § Как ректор, так и протчие учители должны сверх учения в классах ученикам своим задавать на дом уроки или элаборации, и на крепко смотреть, чтоб оне как заданные им уроки твердили, так и элаборации делали со всяким прилежанием, чего ради всем тем ученикам, которые с одного языка на другой переводят, каждого понедельника в начале учения задавать тему, смотря по способности каждого, которую оне изготовя на дому и написав чистым письмом в особливую книгу, должны при окончании недели, а именно в каждую субботу подать учителю для исправления. Для протчих элабораций, которые делаются в классах иметь ученикам такожде особливую книгу. Обе сии книги должны при каждом приватном экзамине показываны быть Инспектору, а для лучшего порядка учителям приписывать при всех письменных элаборациях год, месяц и число; притом же наблюдать, чтоб во всех таких переводах сколько возможно предлагаемая была ученикам какая-нибудь соединенная между собой материя из истории или нравоучения.

    § Каждой учитель гимназии доколе учит в своем классе должен содержать классной журнал, в которой каждого дня записывать тех учеников, которые или вовсе не бывали или поздно пришли, кто в ученьи прилежен или ленив, за кем усмотрены какие худые поступки, кто за какую вину штрафован, и каким образом, что кроме того в классе происходило.

    § Из оного журнала каждый учитель тем способнее сочинить может месячной свой репорт, которой не упуская времени в первый день каждого месяца подавать инспектору, а именно Ректор собирает репорты от руской школы и от нижних латинских классов, и приложа свой собственной репорт с приписанием нужных в гимназии исправлений и с показанием имян как тех учеников которые вновь вступили, так и других, которые простившись надлежащим порядком или не простясь отстали, отсылает оные к инспектору, а протчих классов главные учители взяв от нижних учителей потребные ведомости, равномерно месячные свои репорты или сами подают или чрез сторожа гимназии посылают к инспектору.

    § Сии месячные репорты писать на подобие табели таким образом, чтоб в первой грани написаны были имяна учеников, в другой науки, которой они учатся, в третьей успехи каждого вообче или в какой-нибудь науке особливо, в четвертой поступки, в пятой какой кому учинен штраф и за что, в шестой дни нехождения в классы, чему прилагается следующая форма:  

                   

    Имена учеников

    История

    Успехи

    Штрафы

    №№

    До Цезаря Карла пятого

    Добрые, а особливо в географии

    6 и 9 чисел

    § Из оных репортов, по которым через каждой месяц видно будет состояние и приращение гимназии, надлежит инспектору сочинить генеральной репорт для подачи директору Университета, и притом представить случившиеся по гимназии нужды, повторяя и то, о чем по прежде писанным репортам резолюции еще не учинено.

    § Как Ректор, так и протчие учители должны прилежно наблюдать положенные для учения часы, и ниже поздно оное начинать, ниже прежде времени оканчивать, також во время самого учения ни одной минуты без дела не пропускать. Кто противно сему поступит, тот по силе Генерального Регламента вычетом из жалованья непременно штрафован быть имеет.

    § Еще меньше того не должен никто прогуливать целую лекцию и весь класс оставлять без дела; буде же кто для крайней своей нужды принужден отлучиться целое утро, или после полудни, то должен он просить одного из своих товарищей, чтоб вместо ево посмотрел за ево классом, и в тоже время репортовать о том инспектору.

    § Равномерно никто из учителей не может собою уволить целый класс ни на полчаса, а хотя б в классе случился только один ученик, то однако должен он положенные часы препроводить с ним и его обучать.

    § Когда кто из учителей нечаянно занеможет, то повинен он немедленно уведомить о том инспектора, а инспектору не упуская времени принять потребные меры, дабы класс между тем празден не остался.

    § Как ректору, так и никому из учителей гимназии не вступать в другое дело, которое его должности вовсе отвратить или в порядочном отправлении оной препятствовать может, разве в то время определен будет другой для отправления его должности.

    § И как не все ученики равную остроту и способность к учению имеют, то и требовать не можно чтоб оне каждой науке в равном совершенстве научились; чего ради учителям прилежно примечать склонность каждого ученика, и сколько без ущербу самых нужнейших знаний чинить возможно не делать им в том излишнего принуждения.

    § Которой учитель за учеником другого учителя усмотрит какую продерзость или об ней услышит, оной повинен уведомить о том учителя того ученика. Впротчим каждой учитель должен перед учениками охранять честь своих товарищей, а хотя бы кто и учинил какую слабость, то оную но возможности от них закрывать.

    § И понеже при гимназии неотменно надлежит определить штрафы, того ради градусы оным полагаются следующие: первой или самой легкой штраф имеет состоять в словесном увещевании или выговоре, которого, ежели учинен будет за учение не вносить в месячные репорта, а за продерзости непременно писать в тех репортах, второй градус штрафа особливо за леность в учении имеет быть тот, чтоб на такого ленивого ученика вздеть изображенного на дощечке осла, или бить его дубовой линейкой по ладоне, причем число ударов оставляется на рассуждение учителево, только чтоб он по какому пристрастию не приступил в том надлежащей меры, и чтоб после не было о том жалоб от родителей. Сие же наказание не должны учителя поручать другим ученикам, но сами чинить, а употреблять оное во всех нижних классах гимназии. Третий градус наказания ученикам за леность имеет быть тот, что они заданной им урок стоя на коленях в особом месте выучивать должны. Четвертой градус наказания, а именно за великие продерзости и упрямство и ослушание должен состоять в том, чтоб положа ученика через лавку бить его по штанам линейкою, а подлых сечь розгами. Сие наказание чинить чрез сторожа гимназии, которому учитель должен предписать число ударов, однако в верхних классах сих штрафов не употреблять. Пятой градус наказания во всех классах гимназии имеет быть следующей: ежели прежде писанными штрафами не исправится ученик то по приказанию инспектора запереть его на несколько дней в тюрьму и притом чрез сторожа гимназии послать к родителям или сродникам того ученика записку за рукою инспектора и учителя с объявлением худых того ученика поступков, и требовать, дабы они сами старались его исправить, когда же и то не поможет, то шестой и последней градус наказания имеет быть тот, чтоб по определению университетского директора такого непотребного ученика выключить и при всех протчих учениках чрез сторожа выбить из гимназии.

    § При всех вышеписанных штрафах накрепко запрещается ректору и учителям гимназии, чтоб учеников скверными словами не бранили и по голове, в грудь и по спине рукою или каким нибудь инструментом не били, но во всех штрафах наблюдали прежде писанный порядок, воздерживая себя сколько возможно от излишней строгости и от всех пристрастий.

    § Ежели случится, что ректор или кто-нибудь из учителей за нечаянным препятствием в класс не придет, то всегда тому учителю кто в ближнем классе учит, иметь смотрение над оным праздным классом, и наблюдать, чтоб ученики себя смирно вели, и не заводя шуму или крику читали в своих книгах и заданные им уроки твердили.

    О должностях учащихся в гимназии учеников

    § Во первых должен каждой ученик в гимназии, имея всегда пред глазами страх божий, стараться привыкать к добродетели, и не только от всяких пороков остерегаться, но и крайне убегать от таких людей, которыми добрые его нравы повреждены быть могут.

    § В учении должен он оказывать себя прилежным, внимательным и ревностным и от праздности, гуляния и всяких продерзостей как в школе, так и вне оной всячески воздерживаться.

    § Когда для законных препятствий ученику в гимназию быть невозможно, то должен он наперед у учителя своего просить дозволения. Буде же отлучиться не имев случая просить позволение, то повинен принести учителю от своих родителей или кто вместо их будет письменной вид, а ежели не принесет, то такого ученика штрафовать.

    § Которые ученики больше месяца отлучатся от гимназии не дав о себе знать учителям своим, тех инспектор до нового об них от директора приказания выключить может из гимназии.

    § Которые без ведома родителей или обманывая их и своих учителей бегать будут из классов, тех наказывать со всякою строгостью.

    § Как скоро ученик придет в класс, то должен он быть на своем месте и не резвиться в небытность учителя.

    § Учебные свои книги, бумагу, перья и чернила должен он всегда иметь при себе и держать во всякой чистоте.

    § Предписанные для учения книги надлежит каждому ученику доставать себе как скоро оне ему надобны будут.

    § У кого объявятся непозволенные и непотребные книги, письма и рисунки, тех штрафовать и отбирать у них такие соблазнительные вещи.

    § Во время учения не должен никто с другим разговаривать, и ежели учитель у кого что спросит, то должен он ему внятно и учтиво отвечать, а протчие должны молчать.

    § Кто чего не выразумел, тот пристойным образом может о том спросить учителя.

    § Когда учение кончилось, то все должны добрым порядком итти домой и твердить то чему каждой учился в классах, или изготовить заданную ему элаборацию.

    § Драки, толкания, бросание друг в друга, брани и пересмехания между собою или с посторонними, как в школе, так и вне оной запрещаются под жестоким штрафом.

    § Никто не должен пересмехать другова, какими-нибудь его пороками, а особливо природными недостатками, ниже знатной презирать того, кто меньше его.

    § Не должен никто другова деньгами ссужать или дарить, а еще того меньше без ведома родителей и учителей своих другому что продать или променять.

    § Когда учитель спросит ученика о каком деле, тогда должен он сказывать ему сущую правду не скрывая ничего; в противном же случае за ложь и непослушание наказан быть имеет.

    § За божбу, клятвы, скверные речи и ложь чинить жестокое наказание.

    § Никто из учеников не должен носить шпаги, кроме тех кто знатного роду и при себе имеют служителя, которой за ним смотрит, однако и сии должны не входя в класс отдавать слугам своим шпаги, и отнюдь не дерзать один на другого шпагою или ножом замахиваться, ибо в таких случаях не принимать никакого извинения якобы то учинено было только шуткою.

    § Вообще должен каждой ученик доброго и рачительного учителя почитать яко отца, и для того ко всем учителям гимназии оказывать равную любовь и почтение, их штрафам без всякого роптания себя подвергать, и не только им не прекословить, но и непристойного вида не казать. Кто против сего погрешит, того штрафовать со всякою строгостью.

    § В отсутствие учителя должен старший в каждом классе, или кто за ним следует, смотреть, чтоб протчие тихо и порядочно поступали; ежели же усмотрит за кем какую продерзость, то как скоро учитель придет в класс, должен оное ему донести, а сам никого не бить и не бранить, такожде повинен каждой ученик ежели услышит о какой продерзости своего товарища, уведомить о том учителя.

    § Которые ученики намерены отстать от гимназии, оные должны престойным образом объявить о том инспекторам и учителям своим и принести им должное благодарение; которые же противно тому поступят, тех признавать яко неблагодарных и беглых учеников, и имена их прибивать в гимназии к черной доске.

    § И дабы все учащиеся в гимназии ученики сии предписанные им законы всегда в памяти имели, то оные по суботам по окончании учения читать во всех классах гимназии.

    1

    Разделы сайта: