• Приглашаем посетить наш сайт
    Черный Саша (cherny-sasha.lit-info.ru)
  • Белявский М. Т.: М. В. Ломоносов и основание Московского университета
    Проект о учреждении Московского университета

    ПРОЕКТ О УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    Печатается по тексту копии, находящейся в ЦГАДА р. XVII, д. 38, лл. 10—20. Копия интересна тем, что на полях против ряда пунктов помечены дополнения и изменения, внесенные в проект указами Сената, ордерами кураторов и т. д. Эти дополнения вместе с проектом регламентировали жизнь Московского университета в 50 и 60-х гг. XVIII в. Оригинал находится там же ф. 248, д. 2875, лл. 7—13.

    Никаких существенных разночтений с текстом копии, заверенной по листам директора университета M. M. Херасковым, оригинал не имеет.

    Все замечания на полях даются в примечаниях к соответствующим пунктам проекта.

    §—1.

    На содержание сего университета и при оном гимназии довольно десяти тысяч рублев в год.

    §—2.

    1. Весьма за нужно ко ободрению наук почитается, чтоб е. и. в. новоучреждаемой Университет в собственную свою высочайшую протекцию принять и одну или двух из знатнейших особ, как в других государствах обычай есть, кураторами Университета определить соизволила, которые бы весь корпус в своем смотрении имели и о случающихся ево нуждах докладывали е. и. в.

    2. Чтоб сей корпус кроме правительствующего Сената не подчинен был никакому иному присудственному месту и ни от кого бы иного повеления принимать не был обязан.

    3. Чтоб как профессоры и учители, так и прочие под Университетскою протекциею состоящие без ведома и позволения Университетских кураторов и директора неповинны были ни перед каким иным судом стать кроме Университетского1.

    4. Чтоб все принадлежащие к Университету чины в собственных их домах свободны были от постоев и всяких полицейских тягостей, також и от вычетов из жалованья и всяких других зборов2.

    §—3.

    Притом надлежит быть особому директору, которой бы по предписуемоему инструкции о благосостоянии Университета старался и его доходам и правил, с профессорами науки в Университете и учение в гимназии учреждал, со всеми присудственными местами по делам, касающимся до Университета, переписку имел и о всем вышеписанном кураторам представлял и их апробации требовал3.

    §—4.

    Хотя во всяком Университете, кроме философских наук и юриспруденции, должно такожде предлагаемы быть богословские знания однако попечение о богословии справедливо оставляются святейшему синоду.

    §—5.

    Профессоров в Университете будет в трех факультетах десять.

    В Юридическом.

    1) Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи.

    3) Профессор политики, который должен показывать взаимны поведения союзы и поступки Государств и Государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время.

    В Медицинском.

    1) Доктор и профессор химии — должен обучать химии физической особливо и аптекарской.

    2) Доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных.

    3) Доктор и профессор анатомии обучать должен и показывать практикою строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов в медицинской практике.

    В Философском.

    1) Профессор философии обучать должен логики, метафизики и нравоучения.

    2) Профессор физики обучать должен физике, экспериментальной и теоретической.

    3) Профессор красноречия для обучения оратории и стихотворству.

    4) Профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древностей и геральдики4.

    §—6.

    Каждый профессор должен по крайней мере два часа в день, выключая воскресные и в табели предписанные праздничные дни, так же и субботу, в университетском доме публично и не требуя за то от слушателей особливой платы, о своей науке лекции давать, кроме того вольно ему за умеренную плату кого хочет приватно обучать, только чтоб оттого в публичных его лекциях никакой остановки и препятствия не происходило.

    §—7.

    Всем профессорам иметь по-однажды в неделю, а имянно по субботам до полудни при присутствии директора собирания, в которых советовать и разсуждать о всяких распорядках и учреждениях, касающихся до наук и до лутшего оных произвождения, и тогда каждому профессору представлять директору обо всем, что он по своей профессии усмотрит за необходимо нужное и требующее поправления; в тех же общих собраниях решить все дела касающиеся до студентов, и определять им штрафы, ежели кто приличится в каких продерзостях и непорядках5.

    §—8.

    Никто из профессоров не должен по своей воле выбрать себе систему или автора и по оной науку свою слушателям предлагать, но каждый повинен последовать тому порядку и тем авторам, которые ему профессорским собранием и от кураторов предписаны будут.

    §—9.

    Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо и на русском языке, смотря как по приличеству материи, так и по тому иностранной ли будет профессор или природны русской.

    §—10.

    §—11.

    О предлагаемых в каждую половину года новых лекциях объявлять выставленным в Университетском доме листом, или каталогом лекций.

    §—12.

    Большим ваканциям в Университете быть два раза в году, а имянно: зимою от 18 декабря по 6 генваря, а летом от 10 июня по 1 число июля6.

    §—13.

    При окончании каждого месяца выбрать день субботной, в которой профессорам согласясь между собою заставлять студентов приватно диспутоваться, и задавать им для того тезисы, которые за три дни наперед прибивать к дверям большой аудитории, дабы желающие то предприять заблаговременно приготовить могли.

    §—14.

    Пред наступлением каждой ваканции иметь публичные диспуты, приглася ко оным всех любителей наук, притом одному из студентов до начатия диспутов говорить краткую латинскую, а другому по окончании оных на русском языке речь, выбрав к тому удобную материю.

    §—15.

    И дабы не оставить ничего, чтобы могло молодых людей поощрить к наукам, то по однажды в году, а имянно 26-го апреля роздавать им публичные награждения, которые состоять могут в небольшой золотой или серебреной медале с изображением е. и. в. к наукам милосердия, которой приличную идею по установлении зделать7.

    §—16.

    Таких медалей раздать каждый раз до осьми, и притом поступать следующим порядком: директор, выбрав две из представленных ему от профессоров задач, должен оные первого марта каждого года задать всем учащимся в Университете студентам выставленным листом, и требовать чтоб желающие себе определенного награждения подавали ему свои сочинения на латинском или и на русском языке не позже 1 числа апреля8.

    §—17.

    Из оных поданных сочинений директор обще с профессорами должен выбрать восемь достойнейших, из которых половина может быть на латинском, а другая на русском языке и назначить им награждение.

    §—18.

    Потом пригласить к положенному дню всех пребывающих в Москве знатных персон и охотников до наук в Университет, где в большой аудитории помянутые награждении публично роздаваны быть имеют. Там один из профессоров представя с достойными похвалами высокоматернее попечение е. и. в. о благополучии ее подданным вообще, и особливо неизреченные щедроты к сему Университету и учащемуся в нем российскому юношеству, должен объявить поимянно тех, которые по предложенным задачам удостоены от всего Университета награждения9.

    §—19.

    После сего каждый из них должен принять от профессора свое сочинение, прочитать оное публично, и тогда один из господ кураторов, а внебытность их директор вручает ему медаль, с таким объявлением, что е. и. в. всемилостивейшая государыня жалует его сею медалиею в знак высочайшего своего удовольствия о его прилежании и добрых успехах в науках10.

    §—20.

    11.

    §—21.

    Которые студенты в Университете науки свои порядочно окончали, и через свое искусство и прилежание заслужили себе порядочные награждения, а притом в своих поступках всегда были добропорядочны, оным давать от Университета атестаты за подписанием директора и всех профессоров; по которым атестатам определять желающих в гражданскую службу по приличеству их природы и знания, и делать им протекцию ко ободрению протчих учащихся12.

    §—22.

    Каждой студент должен три года учиться в Университете, в которое время все предлагаемые во оном науки, или по крайней мере те, которые могут ему служить к будущим ево намерениям, способно окончать может, а прежде того сроку никого против его воли и желания от наук не отлучать и к службе не принуждать; сверх того не соизволено ль будет содержать студентов дватцать человек записаных на жалованье, чтоб из них в гимназию определять в нижние классы учителями13.

    §—23.

    Всяк, желающей в Университете вышним наукам учиться, должен явиться у директора, который прикажет профессорам ево экзаменовать, и ежели явится способен к слушанию профессорских лекций, то записав ево в число университетских студентов, и показав ему порядок учения приличной его склонности и будущему состоянию, отослать при письменном виде к тем профессорам у кого какие лекции слушать имеет, и во ободрение позволенно ль иметь шпагу, как и в протчих местах водится.

    §—24.

    Учащиеся в Университете студенты не должны ни в каком другом суде ведомы быть кроме университетского; и ежели приличатся в каких либо непорядочных поступках, то не касаясь до них никаким образом приводить их немедленно в университетской дом к директору, которой смотря по вине учинит им надлежащей штраф или отошлет тому суду, до которого такие дела надлежат.

    §—25.

    Каким образом студенты будучи в Университете и под дирекцией оного поступать должны, о том предписать им так, как во всех протчих Университетах нарочные законы, которые напечатать и при принятии в Университет, дав каждому студенту по одному экземпляру тех законов, велеть ему под теми—ж законами в университетской книге имя свое и послушное по оным исполнение своеручно подписать; ежели кто после противно оным законам поступит, тот невзирая ни какое лицо и ктоб он ни был, по данной университетскому корпусу власти штрафован быть имеет.

    §—26.

    Понеже науки не терпят принуждения и между благороднейшими упражнениями человеческими справедливо счисляются, того ради как в Университет, так и в гимназию не принимать никаких крепостных и помещиковых людей; однако ежели который дворянин имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особливую остроту, пожелает ево обучить свободным наукам, оной должен наперед того молодого человека объявить вольным, и отказавшись от всего права и власти, которую он прежде над ним имел, дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за прописанием свидетелей; притом же повинен он за себя и за наследников своих обязаться давать оному ученику пристойное содержание, доколе он при Университете счислятся, будет и до совершенного окончания наук ни под каким видом его не отлучать.

    §—27.

    При допущении в Университет и в гимназию такого студента или ученика принять от него и хранить в Университете данное ему от бывшего его господина письменное увольнение, и когда он науки своей порядочно окончает и от Университета с атестатом отпущен будет для определения в службу государеву или на вольное пропитание, тогда вручить ему паки помянутое письмо прежнего ево господина, и дать волю, чтоб никаким образом никто ево в холопство привести не мог. Ежели же имев волю и пользуясь одним тем будет в худых поступках, то такого выписать вон и отдать как ево так и увольнительное письмо его помещику.

    §—28.

    Всяк желающий в Университете слушать профессорских лекций, должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук. Но понеже в Москве таких порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к вышним наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены быть могли; того ради е. и. в. всемилостивейше не соизволит ли указать, чтоб при Московском Университете и под его ведомством учредить две гимназии: одну для дворян, а другую для разночинцов, кроме крепостных людей.

    §—29.

    В обеих гимназиях учредить по четыре школы, в каждой по три класса14.

    Первая школа Российская, в ней обучать: в нижнем классе грамматики и чистоте штиля, в среднем — стихотворства, в вышнем — оратории.

    и с российского на латинской язык, в верьхнем толковать высоких авторов, и обучать сочинениям в прозе и в стихах.

    Третья школа первых оснований наук: в нижнем классе обучать Арифметике, в среднем Геометрии и Географии, в вышнем сокращению философии.

    Четвертая школа знатнейших европейских языков.

    В двух нижних классах обучать первые основания и разговоры с вокабулами немецкого и французского языков, в двух верхних классах обучать чистоте штиля помянутых языков15.

    §—30.

    Которые ученики учение свое порядочно окончали и при публичном экзамене, чинимым в конце каждого года, явились достаточными, таковых производить в Университет к слушанию профессорских лекций.

    §—31.

    Которые родители не похотят детей своих обучать латинскому языку и вышним наукам, а намерены их определить в купечество, и художествам, или в военную службу, оные должны о том наперед объявить, дабы по тому учение их расположить было можно16.

    §—32.

    Желающие либо одному французскому либо, немецкому языку учиться, должны тот час тем учителям определены быть, при чем сверьх тех языков; по чинимому от инспектора гимназии расположению, могут они такожде учиться арифметике, геометрии, истории и географии.

    §—33.

    Инспектором над гимназиею быть одному из профессоров в Университете, которому как учители, так и учащиеся должны являть всякое почтение и послушание, и по его повелениям и распорядкам, чинимым с апробациею Директора, непременно исполнять.

    §—34.

    В каждой половине года инспектор при присутствии протчих профессоров должен экзаминовить каждой класс, и которые в том классе уже довольные успехи показали переводить в вышние классы, а оттуда при публичном экзамене производить в студенты17.

    §—35.

    В оном публичном экзамене, который имеет быть при окончании года, присутствовать директору самому с Университетскими профессорами, и которые ученики особливо явятся прилежны и понятны, оным директор волен по своему благоразсуждению на пятнатцать или на дватцать рублев всяких полезных книг в награждение роздать, дабы чрез то как их самих так и протчих поощрить к прилежнейшему продолжению их учения18.

    §—36.

    Всякой родитель, желающей отдать сына своего для обучения в гимназию, должен его представить директору и объявя о намерении, какое имеет он при обучении того своего сына, почему директор прикажет инспектору гимназии экзаминовать оного ученика, и по его знанию определить в надлежащей класс.

    §—37.

    Никакой ученик в гимназии, так и никакой студент в Университете не должен собою отставать от учения, не уведомя о том письменно директора Университета и инспектора гимназии, и не учиня должного благодарения тем профессорам и учителям, у кого обучался. Ежели кто пропустя целой месяц, того не учинит, и о себе знать не даст, такого почитать яко беглого19.

    §—38.

    При окончании каждого месяца должны учители в гимназии о успехах прилежании, поступках и штрафах учащихся в их классах подавать репорты инспектору, которой сочиня из того генеральной репорт о состоянии гимназии должен оной представить директору, а директор кураторам20.

    §—39.

    Для различения дворян от разночинцов учиться им в разных гимназиях, а как уже выдут из гимназии и будут студентами у вышних наук, таким быть вместе как дворянам и разночинцам, чтоб тем более дать поощрение к прилежному учению.

    §—40.

    Учителям гимназии предписано быть имеет во особливой же инструкции, как всем вообще и каждому особливо в его должности поступать, и оную инструкцию в непременном исполнении каждому подписать.

    §—41.

    Быть при Университете приставу, которого должность состоит в том: 1) чтоб с приданными ему сторожами содержать Университетской дом и аудитории в надлежащей чистоте. 2) иметь ему роспись всем студентам и где кто жительство имеет, дабы в потребном случае каждого сыскать мог. 3) репортовать во всякое утро директору о том, что за день перед тем в Университете происходило.

    §—42.

    Всем профессорам, учителям и протчим университетским служителям иметь жительство свое в близости от университетского дому и гимназии, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли.

    §—43.

    Каким имянно чинам и служителям при Университете и гимназии быть надлежит, и какое каждому жалование определить можно, тому приложен при сем штат, с показанием протчих потребных расходов.

    §—44.

    Ежели е. и. в. всемилостивейшая государыня сей проект заблага принять соизволит, то надлежащие к пополнению оного статьи и инструкции для профессоров и учителей и законы для студентов в Университете, и для учеников в гимназии немедленно сочинены быть могут.

    §—45.

    Со временем как Университет размножится, то несумневаюсь, что Правительствующий Сенат соблаговолит установить другие полезные учреждения, от которых доходы казну е. в. заменить могут.

    Також занужно почитается чтоб обучать греческому языку. Ориентальские языки могут також быть учены со временем, когда будут довольны Университетские доходы и сысканы достойные к тому учители.

    Примечания

    1 Об оном же в подтверждение указ 1757 года декабря 22 дня.

    2 О невычете из жалованья в подтверждение указ сего 1764 года апреля 7-го дня.

    3

    В пополнение именным е. и. в. июня 13-го числа 1763 года высочайшим указом в канцелярию к правлению дел и к смотрению над расходом денежной казны в помощь директору определен коллежской ассессор.

    4 О том же ордером июля 27-го и учинено по конференции.

    5 О том же подтверждено ордером 1757 году февраля 27 и притом пополнено тем чтоб в конференции быть ассессором и ректору.

    6 Ордером 1761 года апреля 16 дня пополнено, чтоб учеников кроме ваканции домой не отпускать. Ныне летним ваканциям для высочайшего торжества воссшествия е. и. в. на Всероссийский престол положено быть июля от 1, августа по 1 число.

    7 Для высочайшего торжества воссшествия е. и. в. на всероссийский императорский престол оное медалми награждения переложено июня на 30 число. Медали ж ордерами 1756 года марта 28 и апреля 18 чисел велено раздавать студентам и верхних классов из дворян ученикам золотые, а разночинцам серебреные.

    8 Оным же 28 числа марта ордером пополнено. Задач из всякого класса выбирать по три или по четыре и лучших пред торжеством за неделю или более.

    9 Тем же марта 28 числа ордером велено для бывшего в 1755 году торжества. В день торжества прежде быть в церкви у молебного пения и приносить молитву к творцу всия твари о здравии е. и. в., а по возвращению представлять учителям с похвалою сочинении прилежных учеников указав их имена.

    10 По ономуж ордеру велено: после награждения читать Профессору речь и тем окончать торжества. В вечеру представить иллюминацию.

    11 Ордером 1756 года апреля 18 дня пополнено: на медалях вырезать внизу по латыне следующее, которое студентам то московского университета, а который ученикам, то московской гимназии. Например: латинского класса ученику N. N. месяц и число.

    12

    13 По ниже объявленному штату и ордером 1755 года октября 9 дня положено иметь и ныне состоит студентов 30 человек.

    14 Ордером 1757 года генваря 27 дня пополнено классы расписать и учеников уровнять, чтоб в одном классе против другого не было много лишних, и тем учителям жалобу, а ученикам неспособность отнять.

    15 Ордером 1757 года генваря 27 дня пополнено чтоб ученикам довольно разумеющим французской язык толковать интересы Европейских держав и трактаты. Да ордерамиж 1755 декабря 14 и 1762 декабря 5 чисел пополненож обучать в гимназии италианскому языку.

    16 Ордером 1759 года апреля 15 дня пополнено: греческой и латинской язык должно совершенно знать.

    17 переводить.

    18 Ордером 1759 года апреля 15 дня пополнено: учеников награждать книгами вышних классов, которые в учении окажутся прилежны и отменны, а нижних классов кои учением будут первые.

    19 Ордерами 1757 марта 20, 1759 ноября 15 и 1761 годов апреля 16 чисел пополнено: учеников кроме казенного содержания обучающихся на своем содержании, кои не пожелают далее продолжать свои учении, а пожелают быть в службе, таких отпускать и давать верные атестаты о их учении и какие поступки имели по экзаменам, которые учредить в год раз или два. А об учениках же и студентах казенного содержания о неотпуске явствует выше к 21 пункту.

    20 Ордером 1758 года марта 9 дня пополнено: о репортовании учителям каждую неделю о не бывших в классах учениках, так же и о учителях.

    Разделы сайта: