• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Белявский М. Т.: М. В. Ломоносов и основание Московского университета
    Инструкция, присланная от И. И. Шувалова директору университета А. М. Аргамакову

    ИНСТРУКЦИЯ, ПРИСЛАННАЯ ОТ И. И. ШУВАЛОВА
    ДИРЕКТОРУ УНИВЕРСИТЕТА А. М. АРГАМАКОВУ

    (Печатается по тексту копии, находящейся в ЦГАДА, р. XVII, д. 38, лл. 22—27.
    Подлинник погиб в университетском архиве в 1812 году. «Инструкция»,
    как явствует из ее текста, была составлена и прислана Аргамакову
    в конце апреля — начале мая 1755 года. Она рассматривалась как документ,
    регламентирующий жизни Университета наравне с проектом.)

    Высокоблагородному господину
    Московского Университета директору
    инструкция

    Я надеюсь, что нынешнее время вы с божиею помощию, в учрежденном милостию е. и. в. всемилостивейшей государыни Университете, начало гимназиев основать изволили, расписав время разных классов, часы учителям, распределя разные покои, лутчие для дворянства по приличеству их, и другие для разночинцов, оставив пристойную комнату для аудитории, несколько покоев для директорской, для библиотеки, внизу для кладовых к сохранению казны и для протчего по изобретению вашему.

    На первой случай имею честь послать к вам сию инструкцию, которую сколько первая нужда в поведении и краткость времени зделать дозволили: наблюдать извольте до получения вам регламента гимназии, которой не прежде как по основании и по обстоятельствам происхождения учений зделан быть должен, ибо многие после обстоятельства окажутся в таком новом здесь учреждении, которых теперь увидеть и предостеречь нельзя.

    1. Вам известно, что не могли за скоростию набрать довольное число в гимназии обе учителей; того ради, докуда не будут все сысканы, изволите учредить, чтоб принятые учители в обеих классах учение производили без остановки учащимся.

    2. В гимназии учеников извольте принимать: в первую дворянскую никого кроме дворян не записывать, в другую разночинцов кроме положенных крепостных людей. Разве когда какой господин захочет дать ему волю и отказаться от всякой над ним власти, как яснее о том в поданном мною в Правительствующий Сенат проекте изображено.

    3. Иностранных принимать учиться на своем коште, а в записных учениках на жалованье е. и. в. дозволяется быть во всякой гимназии по пятой доли, и то тем, которых отцы вечными подданными Российскими быть обязались.

    4. В дворянской школе содержать пятьдесят человек на жалованье е. и. в., в разночинской школе содержать пятьдесят, смотреть из дворян, за кем меньше пятидесяти душ, так же и в разночинцах смотреть, кои недостаточны, и то смотреть, чтоб были люди годные, для того смотреть способность и склонность учеников и не прежде по приеме их в гимназию трех месяцев жалованья не определять.

    5. Всяк, кто желает детей своих или порученных себе под опеку отдать для обучения, должен оных представить в университетской директории при доношении, в котором объявить ученика, его звание, лета и чему он прежде учился.

    6. Для сего Инспектору гимназии, или ныне кто за инспектора определен будет, иметь должно четыре списка для представления в директорию. 1) О дворянских детях на жалованье. 2) О таковых же без жалованья. 3) О разночинцах на жалованье. 4) О таковых же учащихся на своем коште, с показанием их имян, познаниев, в котором году, месяце и числе приняты в гимназии.

    7. Которые ученики будут учиться на своем коште, таких по объявлению их родителей, или по собственной иных склонности приказать обучать тому, чему они при записывании себя в гимназию объявят желательными.

    8. Которые школьники будут обучаться на казенном коште, о таковых поведениях прилежнейшее иметь попечение, в разсуждении их бедного состояния; которые по большей части домов, родителей в Москве не имеют, или имевши содержать не в состоянии. Таким отвести сколько можно тут оставших покоев, уважая и то, чтоб жалованья е. и. в. в большой успех производилось, ибо будучи поступки их почти всегда видимы и способность близости к учению, наибольшей путь к желаемому предприятию открывают. Которые же и на своем коште обучаться будут и о таковых наблюдать порядочного и доброго их поведения, чтобы они тем все соответствовать могли высочайшему е. и. в. милосердию, что на монаршем иждивении все способы имеют обучаться, к чему склонность и долг разумных людей требует, а иные и на содержание квартирою, книгами и жалованьем снабдены.

    9. Определенные на жалованье школьники не имеющие отцов, матерей и ближних надежных опекунов, не должны получать себе жалованье в руки, чтоб оное не даром издержано было, а приказать вам им на оные деньги покупать, в чем им нужда требовать будет; в таком случае можно и по состоянию человека то распределять.

    кто особливое понятие и склонность ко многим разным учениям окажет.

    11. Определенных на жалованье школьников крайне стараться, чтоб их прилежно обучать латинскому языку, оставя протчие языки, чтоб можно было чрез непродолжительное время зделать их способными к слушанию профессорских лекций, и начинать с божиею помощию Университет, которой единственно за неимением знающих латинской язык ныне начаться не может.

    12. Полное число учеников на жалованье при первом случае не набирать, а оставить во всякой гимназии ваканциев по пятнадцати для тех, которые впредь явиться достойные могут.

    13. Тако ж и других на своем коште учеников приохочивать только не неволя к латинскому языку, как к необходимому основанию к происхождению в науки.

    14. Из разночинской гимназии прикажите отобрать из бедных, но способных людей, приказать их обучать геометрии и французскому или немецкому языку, гистории, митологии, человек хотя семь, чтоб можно отдать их здесь учиться художествам и зделать начало, чтоб и в Москве с божиею помощию современем завести было можно.

    15. При записке брать со всякова ученика по три рубли. Оную сумму употреблять на мелкие Университетские расходы. У определенных на жалованье на первой год ту сумму удерживать, естьли же такие бедные будут, таких записывать и даром.

    16. На каждый год быть двум произведениям из нижних классов в вышние, а из вышних в студенты. Первому быть в апреле, а другому в сентябре, для чего делать прежде произведения в классах строгие экзамены пред назначенным к тому временем. Экзамены должны быть в присудствии директора, инспектора, ректора и при учителях.

    17. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того, что в оном классе положено учиться.

    18. Надлежит стараться, чтоб переводы с иностранных на российской язык поправляемы были российскими теперь учителями; в верхнем латинском классе учредить на то им в некоторые дни несколько времени, чтоб знающие довольно иностранные языки знали свой совершенно и о том старались.

    19. Выбрать один способ или порядок, чтоб учитель во всяком классе учение производил и не переменял бы систему учения по своей воле, и для того взять в пример лучших гимназий в том учреждения.

    20. Прилежно учащимся должны быть к их ободрению награждении в классах повышением места, в репортах писать имяна о прилежных, о их успехах, публичные опять могут быть в подарках их книгами математическими к нужде учения инструментами по обстоятельству, что которому надобно.

    21. За непристойные поступки понижать местом, сажать за особливой стол и другими многими способами к стыду учеников, учителям известные по примеру других школ; которых же поступки очень худы будут, о таких докладывать учителям директору, которых он прикажет сажать на несколько в тюрьму, не отпускать домой из классов, а иных за великие продерзости выписывать вон из списка гимназии, описываяся ко мне; малолетних штрафовать умеренными иногда побоями, тольк б то учители без воли директора делать не смели. Сие разумеется о благородных, в разночинской же можно то иное переменить по рассмотрению господина директора; как одних, так и других достаточных можно штрафовать деньгами за всякой день, сколько в тюрьме быть осуждены, и те деньги употреблять бедным прилежным на бумагу и на прочее. Оное предается в вашу волю.

    22. В дворянской и разночинской гимназии смотреть, чтоб каждой пристойно одет был. Не дозволять ходить в классы в нагольных шубах, в серых кафтанах, в лаптях и тому подобных подлых одеяниях.

    которые им от вас назначены будут.

    24. Приказать себе подавать через месяц или менее репорты о успехах и о состоянии учеников, которых мне содержание сообщить изволите.

    25. Всякую почту о состоянии гимназиев меня уведомлять изволите, а чрез недели две обстоятельнее о происхождении в них також репорты присылать изволите.

    26. Для приему и росходу денежного иметь две шнурованные книги за печатью Университета и за рукою вашею, и находящегося при вас офицера. Роздачу деньгам по вашему приказанию письменному производить.

    27. Выбрать внизу пристойную крепкую полату для кладовой деньгам. Приказать зделать крепкие железные двери и окошки, приставить у дверей часовова, всякой день унтер-офицеру осматривать замок и печать, что и при смене, капралу делать должно. Оное пишу, более отдая на вашу волю, только чтоб все предостережено было.

    29. Из семинарии школьников, естьли достойные присланы будут определить на жалованье, чтоб тем лутше они и прилежнее были.

    30. Естьли изволите усмотреть из моей инструкции, что по обстоятельствам отменить должно или, что прибавить, по разсуждению вашему, о том прошу ко мне отписать.

    Разделы сайта: